Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношениях, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов………..………5
1.2. Земельный налог…………………………………………………………...7
1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………….9

Глава 2. Роль местных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации и значение в формировании функций современных государственных финансов.
2.1. Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.2. Значение местных налогов в формировании функций современных государственных финансов……………………………………………………..16
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов……………18

Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время
3.1. Этапы становления налоговой системы………………………………...24
3.2. Современный этап реформирования налоговой системы……………..30
3.3. Динамика исполнения федерального бюджета по итогам 2011года….37

Заключение……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по Региональные и местные налоги и сборы с организаций.docx

— 87.58 Кб (Скачать документ)

Как подчеркнул на состоявшихся в  Госдуме парламентских слушаниях "Налоговая реформа: состояние  и перспективы" Ю. Васильев председатель Комитета по бюджету и налогам, - "За прошедшие годы в налоговой  системе произошло немало позитивных, в том числе и радикальных  изменений. Многие недостатки прежней  налоговой системы в ходе, проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы, были устранены". При этом Ю. Васильев особо отметил ряд шагов по снижению налогового бремени. Так, в 2001 году была уменьшена ставка налога на доходы физических лиц, а в 2002 году то же самое произошло и со ставкой по налогу на прибыль организаций. Тогда же были приняты и две главы части второй НК РФ, снижающие налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, а через год одобрена глава этого же свода, упрощающая режим налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции. Также с 2003 года существенно снижена и ставка по единому социальному налогу с одновременным упрощением порядка его исчисления".

После 1999 г. Правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете. Так, в 2000 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1437,4 млрд. рублей налогов и сборов, что в 1,6 раза больше, чем в 1999 году. Кроме того, в бюджет страны было перечислено доходов целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов в сумме 271,6 млрд. рублей. Таким образом, всего в бюджетную систему поступило свыше 1,7 триллиона рублей, что также больше поступлений 1999 года в 1,6 раза. Большую роль сыграло повышение эффективности работы налоговых органов по всем направлениям работы, включающей законодательную, методологическую, прогнозно-аналитическую и контрольную, а также улучшение налогового администрирования. Об этом, в частности, свидетельствует рост доли налогов в ВВП (с 19,3% в 1999 году до 20,7% в 2000 году).

С введением в действие с 1 января 2001 г. части второй НК РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, была возложена обязанность  уплачивать ЕСЕ, который объединил  отчисления во внебюджетные фонды обязательного  государственного страхования. Ставка ЕСН для индивидуальных предпринимателей определялась как произведение валовой  выручки на коэффициент 0,1. Тариф  ставки был установлен п. 3 ст. 237 НК РФ, что трансформировало ЕСН в налог  с оборота.

Как отмечает, министр финансов РФ А. Л. Кудрин, - "В 2002 г. российская налоговая  система работала устойчиво н  надежно. В том году были сделан очередные  важные шаги в проведении налоговой  реформы, направленные на повышение  эффективности налоговой системы  и снижение налоговой нагрузки. Поступление  налогов в доходы бюджета составило  около 95% от расчетного уровня, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в 2001г. Налоговое бремя в 2002 году снизилось  с 33,9% до 32,9% в ВВП, что заметно  ниже соответствующего показателя для  стран ЕС - 40,9% и ОЭСР, так называемого "клуба развитых стран", - 36,1%. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести  доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение  предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. На увеличение налоговых доходов  бюджета повлияло и то, что была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК. Сырьевые отрасли стали давать больше. Так, доля налогов, связанных  с использованием природных ресурсов, в общем объеме налоговых поступлений, увеличилась с 10,4% до 14,7%.

До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% - для предприятий, 43% - для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, например, нормирует платежи за кредиты, расходы на рекламу и другие, то в реальности этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет дальнейшее распространение "черного нала", сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%, в 1999 г. - 40,5,а по итогам 2000 г. - 41,6%. Это обусловило принятие в 2001 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе. В то же время, как нам кажется, Правительством РФ были, неправомерно ликвидированы 50-процентные льготы по налогу на прибыль, направляемые на инвестиции, налоговые льготы на научные исследования и разработки. Как представляется, эти меры неизбежно приведут к свертыванию работы отраслевых научно-технических фондов, занимающихся разработкой и внедрением новых технологий, что, в конечном счете, скажется на снижении конкурентоспособности нашей экономики.

Федеральным законом от 24. 07. 2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании  утратившими силу отдельных актов  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. введена в действие глава 26. 2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Тем самым были внесены  изменения в порядок уплаты налогов  и взносов, направляемых на обязательное социальное страхование. Теперь упрощенная система налогообложения, учета  и отчетности стала распространяться на индивидуальных предпринимателей и  организации, средняя численность  работников в которых за налоговый  период не превышает 100 человек, и с  оборотом не более 15 млн. руб. в год  независимо от вида осуществляемой деятельности. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе и возврат к применяемой  ранее, предоставляется на добровольной основе, в порядке, предусмотренном  действующим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 346. 11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении  доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности), налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности) и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, а также выплат и  иных вознаграждений, начисляемых ими  в пользу физических лиц, уплатой  единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности за налоговый  период. Сам же налогоплательщик, применяющий  упрощенную систему, не признается плательщиком НДС. В отношении обязательного  пенсионного страхования при  определении базы, ставки и порядка  уплаты соответствующих страховых  взносов следует руководствоваться  уже нормами не НК РФ, а пенсионного  законодательства, главным образом - Закона о пенсионном страховании.

В Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году" Президент РФ, подводя  итоги бюджетной политики в 2003 году, констатировал, что в стране - "В  целом завершено формирование основных элементов современной налоговой  системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных  изменений в экономике и социальной сфере". Определяя основные проблемы, требующие решения в 2005 году, В. Путин  заметил, что "Хотя общая налоговая  нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, для многих видов экономической  деятельности она все еще неоправданно велика. В результате снижаются возможности  для модернизации и диверсификации производства, создания новых рабочих  мест. Не произошло существенных сдвигов  в упрощении налогового учета, улучшении  взаимодействия налоговых органов  с налогоплательщиками".

В 2004 году финансовое положение страны значительно укрепилось, доходы федерального бюджета, по данным Минфина, составили 20,4% ВВП, что на 0,8% ВВП выше показателя 2003 года, причем поступления в федеральный  бюджет существенно превысили запланированный  уровень. Увеличение доходов (прежде всего, налоговых) обусловлено ростом цен  на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных.

С 1 января 2004 года был сокращен с 20 до 18% НДС, был отменен налог с  продаж. В целом налоговая нагрузка сократилась на один процентный пункт  ВВП. Это значит, что в распоряжении предприятий, по оценкам Правительства  РФ должно дополнительно оставаться около 150 млрд. руб., которые могут  быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение  оплаты труда. При этом более существенное сокращение налогового бремени произошло  для обрабатывающих отраслей и сферы  услуг за счет добывающих отраслей, использующих природную ренту. Президент РФ в бюджетном послании, определяя основные направления налоговой политики, отметил, что "в 2004 - 2005 годах предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов". При этом Президент РФ отметил, что в стране "Назрела необходимость усовершенствовать порядок взимания НДС: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2006 года целесообразно снизить ставку этого налога".

В соответствии с этим посланием  Правительством РФ запланированы радикальные  меры на 2005г. - предполагается снизить  среднюю ставку ЕСН с 35,6 до 26%, что  равнозначно снижению налоговой  нагрузки еще на 0,5% ВВП Кудрин А.Л. там же . В то же время отмечает М. А. Шевелев, - "…При этом не обошлось, как говорится без "ложки дегтя в бочке меда". Одновременно со снижением основной ставки ЕСН законодателем увеличен порог регрессивной шкалы со 100 тысяч до 280 тысяч рублей. Тем не менее, снижение единого социального налога принесет предприятиям реальные дополнительные ресурсы в размере около 10% от существующего фонда оплаты труда, что составляет для среднего и крупного бизнеса миллионы рублей экономии каждый месяц". Очевидно, что реформирование ЕСН, призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес.

В 2005 году Правительством страны планируется  объявить о завершении налоговой  реформы. Последним серьезным изменением должно стать снижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% с одновременной ликвидацией льготной ставки налога в размере 10% см: Шевелев М.А там же.

С 2005 года признается утратившим силу Закон  РФ от 27. 12. 91 № 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". С 2005 года перечень налогов и сборов, взимание которых в Российской Федерации  допускается, будет содержаться  непосредственно в НК РФ. Согласно Федеральному закону от 29. 07. 2004 № 95-ФЗ, система налогов и сборов Российской Федерации с 2005 года будет состоять из пятнадцати налогов и сборов и  четырех специальных налоговых  режимов (статьи 13-15,18 Кодекса) (см. Приложение 2).

С 2005 года не взимаются налоги и  сборы, не установленные НК РФ. В  том числе налог на рекламу, налог  на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", а также сборы за выдачу лицензий и - право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Вместе с тем, часть из названных обязательных платежей будет преобразована в  сборы и отражена в главе "Государственная  пошлина", а деятельность по распространению  или размещению рекламы может  быть переведена на уплату единого  налога на вмененный доход. В систему  налогов не вошли также таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование  лесным фондом, регулируемые специальными актами законодательства. Доходы от указанных  платежей должны быть определены в  группе неналоговых доходов бюджетной  системы Российской Федерации.

Сегодня на территории страны взимается  несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество организаций  и налог на имущество физических лиц. Однако в процессе совершенствования  имущественных налогов предлагается заменить эти налоги и постепенно перейти на налог на недвижимость, объектом налогообложения которым  будут земельные участки и  имущественные объекты, связанные  с землей. Проект главы о налоге на недвижимость был принят Государственной  Думой в составе законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Принятие этого законопроекта означает, что, начиная с 2005 года организации  и физические лица, имеющие в собственности  жилые помещения и земельные  участки под ними, будут уплачивать в местный бюджет до 1% от рыночной стоимости недвижимости.

Таким образом, в ходе реформирования налоговой системы, произошло немало позитивных, радикальных изменений. Многие недостатки прежней налоговой  системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в настоящее время  в Российской Федерации в целом  существует оптимальная структура  налогов, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых  баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов. Все это  способствует тому, что современная  налоговая система выполняет главное предназначение - пополнение государственной казны. В то же время еще остается ряд нерешенных проблем, о которых мы скажем в заключении.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов  регулируется нормами НК РФ и законодательства, действующего в части, не противоречащей Кодексу. Применение ряда положений  Части первой НК РФ поставлено в  зависимость от введения всех глав Части второй Кодекса в 2005 г. Таким  образом, в полном объеме новая налоговая  система начнет действовать с 2006 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Динамика исполнения федерального  бюджета по итогам 2011 года.

29 июля в ИА «Интерфакс» состоялся  пресс-брифинг Руководителя Федеральной  налоговой службы России М.В. Мишустина, в рамках которого он подвел итоги работы ФНС России за I первое полугодие 2011 года.  
 Как отметил М.В. Мишустин, за шесть месяцев 2011 года Федеральная налоговая служба исполнила параметры уточненного (увеличенного на 18%) федерального бюджета на 52%. Данная динамика позволяет прогнозировать исполнение федерального бюджета по итогам года. Сохраняется тенденция роста поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. За шесть месяцев текущего года поступило 4 786 млрд. рублей, или на 28% больше, чем за аналогичный период 2010 года.  
 Поступления увеличились по всем основным налогам, включая налог на прибыль (на 37%) и НДС (на 37%), которые наиболее объективно характеризуют состояние экономики и эффективность налогового администрирования. 
 Глава ФНС России также отметил тенденцию роста помесячных поступлений в федеральный бюджет. Рекордные показатели отмечены в июне – 413 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в июне 2010 года. Всего в январе-июне текущего года в федеральный бюджет поступило 2 174 млрд. рублей, что на 40% больше, чем за аналогичный период 2010 года.  
 М.В. Мишустин особо подчеркнул, что такого значительного роста поступлений в федеральный бюджет удалось добиться не только за счет роста цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов темп прироста поступлений составил 37%. Кроме того, в 2011 году удалось сохранить начатую в 2010 году тенденцию снижения задолженности. Совокупная задолженность по администрируемым Налоговой службой доходам снизилась с 1 276 млрд. рублей на начало 2011 года до 1 203 млрд. рублей на 1 июля, или на 73 млрд. рублей (6%). Глава ФНС России отметил рост качественной составляющей выездных налоговых проверок на фоне тенденции к их сокращению. Так, за последние 12 месяцев количество выездных налоговых проверок относительно аналогичного предшествующего периода снизилась на 15%, при этом эффективность одной проверки выросла на 4 %.  Особое внимание М.В. Мишустин уделил системе досудебного обжалования. В рамках досудебного урегулирования споров в I полугодии 2011 года количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам, снизилось на 5 тысяч, или на 17%. Как следствие, снижается нагрузка на судебную систему. Количество судебных споров с участием юридических лиц в 1-ом полугодии 2011 по сравнению с 1-ом полугодием 2010 года снизилось с 35 до 30 тысяч дел, или на 16%.  М.В. Мишустин также рассказал о развитии он-лайн-сервисов в налоговом администрировании. Он подчеркнул, что данные работы ведутся под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, Председателя Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного управления В.В. Володина. Мониторинг результатов этой работы происходит в еженедельном режиме. На сайте ФНС России, который ежемесячно посещают более 8 млн. человек, работают 22 он-лайн-сервиса. Практически все они представлены в качестве государственных услуг на портале Госуслуг.  
 С 14 июня текущего года у налогоплательщиков - физических лиц впервые в России появилась возможность оплаты задолженностей по налогам через Интернет. Первым к функционированию данного сервиса присоединился Сбербанк России. За время функционирования сервиса были осуществлены платежи на сумму более 20 млн. рублей. 
 Клиентоориентированный подход в работе Службы является одним из основных приоритетов. Так в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, территориальные органы ФНС России оптимизировали график работы Инспекций (2 дня в неделю работа Инспекций продлена до 20 часов, плюс установлены 2 рабочих субботы в месяц). По всей стране водятся новые единые стандарты обслуживания налогоплательщиков.  
 2011 год объявлен Федеральной налоговой службой годом борьбы с «грязными» данными, отметил в своем докладе М.В. Мишустин. С 1 сентября текущего года ФНС России и Росреестр переходят на новую схему информационного обмена, предусматривающую предоставление налоговым органам единого выверенного массива данных о земельных участках и их правообладателях. С 1 сентября до конца текущего года планируется проведение верификации баз данных налоговых органов и органов, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств. 
 До 15 ноября также предусмотрено создание Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) и включение ее в систему межведомственного электронного взаимодействия. ФИАС будет применяться органами государственной власти и местного самоуправления при межведомственном взаимодействии и предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Среди задач, которые предстоит решить ФНС России до конца года, М.В. Мишустин назвал:  
 

Информация о работе Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация