Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ 3

     ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

     1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

     1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

     1.3. Средства и методика развития подвижности  сустава 13

     1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

     ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

     2.1. Задачи исследования 27

     2.2. Методы исследования 27

     2.3. Организация исследования 30

     ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА  ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

     3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

     3.2. Обсуждение результатов исследования 38

     ВЫВОДЫ 46

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 47

     Приложения 51 

       
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявления силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок (А.Д.Железняк,2001).

    Любое движение человека производится благодаря  подвижности в суставах. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  (Г. П. Богданова,  1986).

     Физические  качества, в том числе и гибкость, должны развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, большой эффект достигается в том случае, если целенаправленное развитие воздействия е начинают осуществлять в 10 - 14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старше школьном возрасте, что объясняется большой растяжимостью мышечно - связочного аппарата у детей (А.А.Гужаловский,1986).

     Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

     Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

     Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

     Научная новизна - впервые разработана и экспериментально обоснована поэтапная методика развития гибкости юных пловцов с использованием статических упражнений растягивающего характера.

     Практическая  значимость работы состоит в том, что разработанная методика развития гибкости может использоваться тренерами при работе  с пловцами 10-11 лет, и ее применение позволяет эффективно развивать гибкость, оптимально используя тренировочное время и решая задачи физической и технической подготовки.

     Гипотеза  исследования - мы предполагаем, что применение методики развития гибкости пловцов 10-11 лет с использованием статических упражнений растягивающего характера на основе оптимальных режимов их выполнения будет способствовать эффективному развитию подвижности в суставах и совершенствованию техники плавания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ

    1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
 

     Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.

     Младший школьный возраст характеризуется  относительно равномерным развитием  опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных  размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в  этот период в большей мере, чем  его масса.

     Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет  большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший  школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного  роста подвижности во всех основных суставах.

     Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в  своем составе лишь небольшое  количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты  больше, чем мелкие  (Иванов А.В., 1996).

     Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры  двигательных действий, методов воздействия  на организм.

     Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность  в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком  в процессе повседневной жизни. При  свободном режиме в летнее время  за сутки дети 7 – 10 лет совершают  от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в  меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются  в большей доле организованных форм физического воспитания (Вультров Б.3., 1983).

     По  сравнению с весенним и осенним  периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 % (Хрипкова Л.Т., 1988).

     С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе  у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 % (Хрипкова Л.Т., 1988).

     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается  при переходе из класса в класс, а  наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом  и состоянием здоровья достаточный  объем суточной двигательной деятельности.

     Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.

       Примерно к 12 годам форма грудной  клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается  к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо  учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется  значительно быстрее. Сращение  тазовых костей начинается с  5 - 6 лет.

      Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В  целом, костная система детей  характеризуется более высокой  эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую  податливость при воздействии внешних  факторов, в том числе - физических нагрузок (Аулик И.В., 1979).

      Мышечная  система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%.

      Прежде  всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит  от развития двигательных качеств. Между  этими параметрами существуют сложные  прямые и обратные, положительные  и отрицательные взаимоотношения.

      Формирование  двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной  работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем,  а развитие силы мышц наиболее тесно  связано с ростом костной и  мышечной систем, а также с двигательными  центрами. Каждому возрасту свойственен  определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в  силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки (Холодов Ж.К., 2003).

      Сила. С 8 до 10 лет прирост силы наблюдается относительно равномерно, к 11 годам темпы роста мышц увеличиваются. В последующие годы темпы роста силы мышц замедляются, причем у более крупных мышц сила увеличивается в более поздние сроки. Наряду с ростом абсолютной максимальной произвольной силой мышц происходит увеличение и относительной силы мышц. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет (Холодов Ж.К., 2003).

      Быстрота. Впервые время реакции удается определить у детей 2 -3 лет. Этот показатель наиболее быстро снижается до 9 - 11 лет, и после 12 - 14 лет скорость снижения замедляется.

      Наибольшая  эффективность развития скорости одиночных  движений установлена в 9 - 13 лет (Аулик И.В., 1979).

      Выносливость. Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно. В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы  характерно для возраста от 10 до 14 лет (Хрипкова А. Г., 1978).

      Ловкость. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется (Хрипкова А. Г., 1978).

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет