Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)

      Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно  улучшаются,  развиваются раньше и превышают соответствующие  показатели в своих возрастных группах.

      В ходе физической активности у детей  физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно  более выраженным может быть предстартовое  состояние.

      Период  врабатывания у детей несколько  короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у  детей 7 - 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.

      В упражнениях на выносливость у детей  несколько раньше стабилизируются  некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

      Способность удерживать устойчивое состояние также  зависит от возраста, дети в меньшей  степени способны сохранять его  по сравнению с взрослыми. Дети быстрее  достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют  его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций (Иванов А.В., 1996).

      От  возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в  большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в  период развивающегося утомления у  детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

      Возраст влияет и на характер восстановительных  процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно  анаэробных нагрузок восстановление работоспособности  и вегетативных функций у детей  происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках  восстановительные  процессы у детей протекают медленнее (Иванов А.В., 1996).

    1. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах
 

     Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также под гибкостью подразумеваются морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений. Это качество определяется подвижностью в суставах.

     Подвижность в суставах является необходимой  основой эффективного совершенствования. При не достаточной гибкости резко  усложняется и замедляется процесс  условия двигательных навыков, а  некоторые из них, часто являющиеся узловыми компонентами эффективной  техники, не могут быть основаны вообще. Недостаточная подвижность в  суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных  способностей, ухудшает внутримышечную и межмышечную координацию, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок (Ю.В.Верхошанский, 1987).

     Гибкость  может быть общей и специальной. Общая гибкость определяется подвижностью во всех суставах, позволяющей выполнять  с большой амплитудой различные  движения. Специальная гибкость зависит  от уровня подвижности в отдельных  суставах, что определяется спецификой вида спорта.

     Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных групп, проходящие через соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Однако активная гибкость имеет наибольшее практическое значение, так как она не в незначительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения показателей активной подвижности в суставах, и именно величины пассивной подвижности являются особенно показательными. Так же выделяют анатомическую, или скелетную, подвижность. Ограничителями является строения соответствующих суставов. Анатомическая подвижность относительно постоянно и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе (Холодов Ж.К., 2003).

     По  мнению М. Дж. Алтера (2001) следует различать три вида гибкости:

     1. Статическая гибкость характеризует диапазон движения в суставе без акцента на скорость. Примером статической гибкости может быть медленный наклон вниз до касания пола.

     2. Баллистическая гибкость обычно связана с подпрыгивающими, прыгающими ритмичными движениями.

     3. Динамическая гибкость - способность использовать диапазон движения сустава при занятиях двигательной активностью либо с нормальной, либо с высокой скоростью. Данная М. Дж. Алтером классификация видов гибкости может служить дополнением к общепринятой.

     Проявления  гибкости зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать при  разработке программ по развитию гибкости:

     1. Строение суставов. Виды суставов определяют их подвижность. Наибольшая суммарная подвижность отмечается в шаровидных (запястно-пястные суставы). Средний подвижности обладают эллипсовидные и цилиндрические суставы (лучезапястные, коленные).

     2. Эластичность мышц, связок, суставных сумок. Мышца при растягивание может значительно увеличивать свою длину, связки и суставные сумки менее подвержены воздействию и требуют большого времени для увеличения своей длины.

     3. Психическое состояние. При эмоциональном подъеме, на соревнованиях, гибкость может быть выше.

     4. Разминка. После интенсивной, хорошей разминки, разогретые мышцы и связки лучше поддаются растягиванию.

     5. Массаж. Предварительный массаж также положительно влияет на увеличение кровообращение, повышение эластичности мышц и связок.

     6. Пол. Считается, что у женщин гибкость выше,  чем у мужчин.

     7. Возраст. В детско-юношеском возрасте гибкость проявляется лучше, чем в среднем и пожилом, за счет большей эластичности мышц и связок.

     8. Уровень силовой подготовленности. Так, уровень проявления активной гибкости напрямую зависит от силы мышц, участвующих в движении, однако, слишком большая мышечная масса может препятствовать увеличению гибкости.

     9. Исходное положение тела и его частей.

     10. Ритм движений. При выполнении маховых, рывковых движений с большой скоростью, зачастую сложно контролировать амплитуду движений.

     11. Предварительное напряжение мышц.

     Гибкость  важна для различных видов  спорта, не только для таких, как  спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, но и для видов  спорта, в которых на первый взгляд кажется, что это качество не играет большой роли. Так, например, развитие гибкости создает основу для повышения эффективности техники стрельбы при занятиях стрелковым спортом, и является важным элементом в подготовке стрелков. В игровых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей) развитие гибкости необходимо для более качественного освоения технических элементов выполнения их во время игры, а также для профилактики травм.

     Следовательно, представляется интересным выяснить: каким образом влияет пол и  уровень тренированности на проявление гибкости у юных спортсменов с  небольшой разницей в стаже спортивной деятельности.

     Так же гибкость необходима представителям таких видов спорта как гребля, конькобежный спорт, легкая атлетика, достаточный уровень развития который, позволяет выполнять движения с оптимальной амплитудой. Степень развития гибкости является одним из факторов, обеспечивающих уровень спортивного мастерства в борьбе, так как эффективность некоторых приемов находится в прямой зависимости от подвижности в определенных суставах. Уровень развития гибкости тяжелоатлетов существенно влияет на проявления силовых и скоростно-силовых способностей, на эффективность техники выполнения специальных и соревновательных упражнений. Пловцам так же необходимо работать над развитием гибкости, так как движения в водной среде предъявляют особые требования к развитию данного качества. При езде на велосипеде (велоспорт) спортсмен находится в относительно однообразной позе, а углы сгибания ног при педалировании далеко не предельны для человека. Поэтому как специальное качество гибкость для велосипедистов не имеет большего значения, но в подростковом и юношеском возрасте велосипедистом необходимо развивать подвижность в суставах для гармоничного развития спортсмена.

     Следует отметить, что различные виды спорта предъявляют специфические требования к уровню развития подвижности в  отдельных суставах, что объясняется  спецификой вида спорта, и здесь  мы можем говорить о специальной  гибкости. Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в данном виде спорта.

     Таким образом, развитие гибкости (подбор и применения упражнений на увеличение подвижности в суставах) должно строиться с учетом спортивной специализации (уровня проявления подвижности в отдельных суставах в каждом данном виде спорта), лишь в этом случае они будут положительно влиять на процесс спортивного совершенствования, что создает предпосылки для достижения высоких спортивных результатов.

     Научные исследования так же подтверждают, что развитие гибкости необходимое условия для успешной спортивной деятельности. Однако, небольшое их количество, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных спортсменов (научные исследования проведены в основном на высококвалифицированных спортсменах), не дает полного представления о методике развития гибкости и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами.

    1. Средства  и методика развития подвижности  сустава
 

     Развитие  подвижности в суставах и гибкости проводится с помощью пассивных, активно-пассивных и активных упражнений. В пассивных упражнениях максимальная амплитуда движения достигается  за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движениях  увеличение амплитуды достигается  за счет собственного веса тела (шпагат, подтягивание в висах на перекладине и кольцах и т.п.). К активным упражнениям, направленным на развитие подвижности в суставах, относятся махи, медленные движения с максимальной амплитудой, статические напряжения с сохранением позы (В.М.Зацировский,1970).

     Для эффективного развития подвижности  в суставах и для избежание  травматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания, обычно после разминки или в конце основной части  тренировочных занятий на суше или  между отдельных подходами в  силовых тренировках. В последнем  случае растяжение мышц и сухожилий  после силовых упражнений снижает  тоническое напряжение мышц и тем  самым способствует повышению скорости восстановления после нагрузок. Экспериментальные  исследования последних лет показали, что предварительная электростимуляция, так же как вибростимуляция, способствует развитию обоих видов подвижности  в суставах за счет улучшения эластичности связок, сухожилий и мышц и притупления  болевых ощущений, неизбежных при  развитии гибкости. Хотя данные по  вибростимуляции получены на артистах балета и гимнастах, эти средства развития подвижности в суставах представляют интерес и для специалистов по спортивному плаванию (Т.Инясевская,1982).

     Подбор  упражнений для развития подвижности  в суставах и гибкости обусловлен специфическими требованиями избранного вида спорта. У пловцов уровень  подвижности в различных суставах обусловлен специализацией в одном  или нескольких способах плавании, то есть влиянием отбора (естественного  или направленного) и спортивной подготовки. Так, для брассистов характерны высокая подвижность в коленном, тазобедренном суставах, большая  амплитуда тыльного сгибания в голеностопе, малая амплитуда подошвенного сгибания и низкая подвижность плечевых суставов. Для пловцов-дельфинистов свойственны  высокая подвижность в плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая  гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Наибольшей подвижностью в плечевых суставах, как и амплитудой подошвенного сгибания в голеностопе отличаются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Среди кролистов-спринтеров одинаково часто можно встретить пловцов с высокой и низкой подвижностью в плечевых, коленных и голеностопных суставах. Кролисты, специализирующиеся в плавании на средние и длинные дистанции, как правило, опережают по уровню гибкости кролистов-спринтеров, но уступают дельфинистам и спинистам. В соответствии со специфической топографией подвижности в суставах пловцы разных специализаций используют свои специфические комплексы упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах. Увеличение подвижности в суставах у пловцов благоприятно отражается на техническом совершенствовании и создает предпосылки для роста спортивных результатов. Однако при скоростно-силовой динамической работе, к которой относится спринтерское плавание, излишняя подвижность в некоторых суставах может отрицательно сказаться на реализации силовых способностей в технике плавания. Комплексы упражнений на развитие подвижности в суставах и гибкости рекомендуется начинать с активных и активно-пассивных упражнений. Применение пассивных упражнений для развития гибкости требует специального обучения спортсменов и постоянного контроля со стороны тренера, так как высока степень риска получения тяжелых травм суставов и мышц. После пассивных упражнений целесообразно выполнять активные упражнения на развитие подвижности в тех же суставах (Л.П.Макаренко,1989).

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет