Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)
    1. Методические  особенности развития гибкости в системе физического воспитания
 

     В практике подготовки юных пловцов нередко  возникает необходимость выбора средств и методов для развития физических качеств зависимости от пола и возраста. Группы в плавание набираются по возрасту (посещения одного класса в школе), являются смешанными по полу, зачастую к концу этапа начальной подготовки, перейдя из учебной в тренировочную группу, дети, как девочки, так и мальчики, попадают в возрастной интервал 10-11 лет.

     Таким образом, возникает необходимость  рассмотреть данный возрастной период с точки зрения различий в показателях  гибкости по полу и возрасту (Н.М.Максимов,1980).

     Развитие  физических качеств, в том числе  и гибкости, должны развиваться с  учетом естественного возрастного  развития организма. Подвижность в  суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, большой эффект достигается в  том случае, если целенаправленное развитие воздействия начинают осуществлять в 10-14 лет. В этом возрасте подвижность  в суставах развивается почти  в два раза эффективнее, чем в  старше школьном возрасте, что объясняется  большой растяжимостью мышечно - связочного аппарата у детей.

     Н.Я. Алисов отличает, что наиболее интенсивный  рост гибкости наблюдается в возрасте 10-13 лет у девочек и 11-13 лет у  мальчиков. В дальнейшем показатели гибкости снижаются.

     По  мнению В.К. Бальсевич, по особенности  возрастных изменений подвижности  в суставах, их (суставы) разделяют  на две группы:

     - в первую, которая характеризуется  увеличением показателей 14-15 лет  с последующим уменьшением, включены - позвоночный столб и тазобедренные суставы.

     - во вторую группу входят плечевые  суставы. Их отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели остаются на одном уровне и снижаются к 16-17 годам.

     Для остальных суставов автор так  же выделяет общие закономерности: в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный  прирост подвижности во всех суставах, в 12-15 лет она достигает постоянной величины, а с16-17 лет подвижность снижается.

        Ряд авторов (В.Н.Аверин, 1998; В.П.Бисярина, 1973; В.Н.Платонов, 1992.) считают, что больший эффект в воспитание гибкости достигается в том случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять в возрасте 10-14 лет, в этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей 10-14 лет. Таким образом, данный возраст признан сенситивным периодом для развития подвижности в суставах, как у девочек, так и у мальчиков.

     Весь  процесс воспитания гибкости у спортсменов делят на 3 этапа:

  1. Обще-подготовительный этап или этап «суставной гимнастики».
  2. Этап специализированного развития подвижности в суставах.
  3. Этап подержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

     Первый  этап характеризуется выполнением  упражнений, направленных на повышения  общего уровня развития гибкости, а  так же на укрепление и самих суставов и тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создания прочности мышц и связок.

     Второй  этап. Его задачей является развитие максимальной амплитуды в

тех движениях, которые способствуют быстрейшему  овладению спортивной техникой и  на этой основе - улучшению спортивных результатов. Так же очень важен учет спортивной специализации.

     Третий  этап. Задачей его является поддержание  достигнутого уровня в развитии гибкости. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на достигнутом уровне. Если упражнения на растягивания исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшается. Поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего  года, меняя их дозировку.

     Основным  средством развития гибкости являются упражнения на растягивания, они подразделяются на две группы: активные (динамические и статические) и пассивные, М.Дж.Алтер добавляет еще смешанные.

     К динамическим относят маховые, рывковые, пружинящие движения, упражнения без  отягощений (с опорой, без опоры), с отягощениями (снаряды, партнеры).

     К статическим относятся упражнения с самозахватами, с партнером, на снарядах, с отягощением.

     В последние годы за рубежом и в  нашей стране получил широкое  распространение стретчинг –  система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского  слова «stretching» – натянуть, растягивать.

     В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать  растянутые мышцы.

     Физиологическая сущность стретчинга заключается в  том, что при растягивании мышц и  удержании определенной позы в них  активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.

     В практике физического воспитания и  спорта упражнения стретчинга могут  использоваться: в разминке после  упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной  тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.

       Существует различные варианты  стретчинга. Наиболее распространена  следующая последовательность выполнения  упражнений: фаза сокращения мышцы  (силовое или скоростно-силовое  упражнение) продолжительностью 1 – 5 с, затем расслабление мышцы 3 - 5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

     Методика  стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

  1. Продолжительность одного повторения (удержание позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей – 10 – 20с.)
  2. Количество повторений одного упражнения - от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 – 30 с.

     3.  Количество упражнений в одном  комплексе от 4 до 10.

     4.  Суммарная длительность всей  нагрузки от 10 до 45 мин.

     5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

     Во  время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную  группу мышц  (Холодов Ж.К., 2003).

     Довольно  часто в научно - методической литературе в различных видах спорта рекомендуется применение упражнений, выполняемых с помощью партнера, так выделяют ряд преимуществ, сущность которых заключается в том, что при выполнении упражнений вдвоем более качественно осуществляется проработка суставов, проявляется чувство товарищество, повышается интерес. Однако, М.Дж.Алтер в своих исследованиях говорит, о том, что не всегда в парах положительно влияют на развития гибкости, особенно когда это касается юных спортсменов. Дети в юном возрасте не могут адекватно прилагать усилия в процессе работы в паре, что в конечном итоге приводит к нарушениям дисциплины на занятиях, и может способствовать получению травм занимающихся.

     Занятия по развитию гибкости рекомендуется  проводить ежедневно, от 20-30 до 45-60 минут. Занятия по развитию гибкости проводятся либо в конце основной части, либо после интенсивной разминки в  начале основной части занятия.

     Упражнения  по развитию гибкости объединяются в  комплексы, выполнять их рекомендуется  в определенной последовательности: упражнения для суставов, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей. В основном, в состав комплексов многие авторы включаются динамические упражнения и лишь небольшую часть составляют статические упражнения, что дает невозможным отследить их влияние на развитие данного качества, что так же является противоречием и требует дополнительного исследования.

     Количество  повторений варьируется в зависимости  от суставов, на которые направлено воздействие и этапа, в котором  осуществляется работа.

     Выполнять упражнения рекомендуется с постепенными увеличениями амплитуды до максимальной, и некоторое время можно еще  выполнять упражнения на уровне максимальной амплитуды, хотя это и к возникновению  болевых ощущений. На наш взгляд, такой подход не способствует эффективному развитию гибкости, и попросту может  приводить к возникновению травм.

     Интервалы отдыха варьируется от 10 - 15 секунд до 2 - 3 минут, в зависимости от уровня подготовленности и должны восстанавливать работоспособность. Не менее двух раз в течение года спортсменом необходимо измерять подвижность и корректировать программу развития гибкости в зависимости от результатов тестирования

     Особенности развития гибкости пловцов.

     Высокий уровень развития гибкости пловца один из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень спортивного  мастерства в плавании. Специфические условия водной среды предъявляют особые требования к физической подготовке пловца. Эффективность рабочих движений в плавании, как известно, зависит не только от силы конечностей, производящий гребок, но и в значительной мере от подвижности суставов и эластичности мышц спортсменов. Так же хорошая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть эффективной техникой плавания, позволяет спортсмену выполнять движения более качественно и экономично, создает благоприятные условия для образования силы тяги при плавании и способствует более продуктивной работе мышц (С.М.Вайцеховский,1976).

     При недостатке гибкости резко усложняется  и замедляется процесс условия  двигательных навыков. Так, например, при  недостаточной подвижности позвоночника вокруг продольной его оси (ротации), при повороте плеч во время вдоха  при плавании кролем на груди, во вращении вовлекается таз, и движении ног  меняет свое направления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшает внутримышечную и мышечную координацию и часто является причиной повреждения мышц и связок.

     Особенно  важно для пловцов развитие специальной  гибкости. Высокой подвижностью должен обладать позвоночный столб относительно продольной оси во время плавания кролем на груди и на спине. При  плавании дельфином важна подвижность  поперечных осей позвоночного столба и тазобедренных суставов. То же можно сказать и про шейный отдел позвоночника, обеспечивающий во время вдоха поворот головы в сторону или разгибание ее (Минеев М.,1972).

     Хорошая подвижность плечевого пояса  важна всем пловцам, а подвижность  в плечевых суставах — спортсменам, плавающим кролем на груди, на спине  и дельфином. Для увеличения подвижности  используются движения плеча относительно поперечной, переднезадней и промежуточных  осей плечевого сустава и различные  движения плечевого пояса: поднимание и опускание, движение вперед и назад, круговые движения, движение лопатки  нижним углом внутрь и кнаружи. Особое место занимают упражнения, направленные на повышение подвижности стопы. Здесь используются сгибания, разгибания и вращения стопы внутрь и кнаружи. Спортсмены, плавающие кролем на груди, на спине и дельфином, больше растягивают мышцы и связки передней поверхности стопы и голени, пловцы-брассисты — боковых и задней поверхностей. Для брассистов необходима подвижность в коленных суставах. Для ее совершенствования применяются: движения в коленном суставе вокруг поперечной и вертикальной осей (движение голени относительно вертикальной оси возможно при согнутом положении ноги); вращение ноги вокруг вертикальной оси, сочетаемое со сгибанием и разгибанием стопы и голени (Булгакова Н.Ж.,2001).

     На  суше основными средствами повышения  специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения с увеличением и различные маховые движения с постепенным увеличением амплитуды. (Вакулов А.Д., 2003).

     Основным  методическим условием, которого нужно  придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

      Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен  мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее  выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

      Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет