Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)

     5. Метод экспертной оценки проводился для оценки эффективности техники плавания. При оценке учитывалось проявление подвижности в трех группах суставов: плечевых, голеностопных, суставов позвоночника. На основе педагогических наблюдений была разработана трехбалльная система оценки.

     Оценка  «3» выставляется при наличии  недостатка гибкости, который приводит к появлению грубых ошибок, и как  следствие, снижению эффективности  выполнению технических элементов.

     Оценка  «4» выставлялась при наличии  небольшого недостатка гибкости, который  приводил к снижению эффективности  выполнения технических элементов, однако, компенсировался за счет проявления других качеств.

     Оценка  «5» выставлялась при наличии  оптимальных показателей гибкости, которые без ошибок выполняли  движения с достаточной амплитудой.

     Экспертная  оценка проводилась тремя тренерами высшей категории по плаванию. Подробное описания метода экспертной оценки в приложении (Приложение 2).

    1. Организация исследования
 

     Вся программа исследования была выполнена в три этапа.

     На  первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания детей младшего школьного возраста в целом, и развития гибкости, в частности. Изучались различные методы тренировки гибкости у спортсменов различных направлений и, непосредственно,  пловцов.

     Второй  этап предусматривал проведение педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач было сформировано 2 группы школьников 2-го года обучения плавания (средний возраст 10 - 11 лет) спортивного бассейна города Лесозаводска. Под наблюдением  находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 человек - экспериментальную группу. В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием, определялась эффективность разработанного комплекса.

     На  третьем этапе проводилась обработка  и интерпретация полученных результатов  и оформление выпускной квалификационной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет
 

     Гибкость - одно из важнейших качеств пловца, которое обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка (Вакулов А.Д., 2003).

     В исследуемом нами возрасте (пловцы 10-11 лет) по программе для ДЮСШ планируется  всесторонняя физическая подготовка, развитие общей выносливости, подвижности суставов, быстроты, а также совершенствование техники плавания спортивными способами, стартов, поворотов. По данным В.А. Аикина (1997) этот возрастной период характеризуется отсутствием акцентированного использования упражнений для совершенствования технике плавания (упражнения используются в поддерживающемся режиме). В то же время, одной из задач подготовки юных пловцов является дальнейшее обучение различным вариантом координации движений в спортивных способах плавания. Поскольку увеличение подвижности в суставах дает достаточную свободу движений, следовательно, появляется больше возможностей для совершенствования координации, освоения рациональной технике плавания. Таким образом, в данном возрасте период обоснования является акцент на развития именно гибкости, что,  в свою очередь, является целесообразным, исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств.

     В последнее время в теории и  практике физической культуры и спорта возрос интерес к статическим  упражнениям растягивающего характера (стретчингу) как средствам развития гибкости. При выполнении данных упражнений занимающийся, постепенно увеличивая амплитуду, достигает максимального  ее значения при комфортном растягивании с фиксацией данного положения. Преимуществом этих упражнений является то, что в процессе их выполнения улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, отмечается положительное влияние на психоэмоциональное состояние занимающихся.

     При подборе упражнений для нашей  методики мы учитывали возраст занимающихся (10-11 лет), то есть упражнения были доступными, понятыми и не вызывают больших затруднений  при выполнении. Также нами учитывались  специфика плавания: упражнения были направлены на те суставы, подвижность  в которых особенно важна для  пловцов, и недостаток ее может существенно  влиять на технику плавания. Так, недостаточная  подвижность в голеностопных  суставах существенно сказывается  на эффективности работы ногами: имеются  потери и величины шага пловца. В  результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над  поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа рук в воду, «смазывает»  начало гребка и, по сути, весь гребок в  кроле на груди. Особенно большая  подвижность в плечевом поясе, в  плечевых и голеностопных суставах отличает представителей плавания на спине. Это объясняется характером положения тела в воде и ограниченными  возможностями включениями групп  мышц при движении рук во время  гребка. Таким образом, у спинистов, как и у кролистов, ведущие  формы подвижности в суставах одни и те же: подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное  сгибание в голеностопных суставах. Особое значение подвижность в плечевых суставах имеет в плавании способом дельфин. При выполнении пронос рук  над водой недостаток подвижности  в суставах. Ключом в плавании брассом  является работа ногами, при этом существенное значение имеет подвижность суставов нижних конечностей. В брассе, в отличие  от других способов плавания, толчок совершается  подошвенной  стороной стопы и  для брассистов приобретает особое значение тыльное сгибание в голеностопных  суставах. В исходном положении ног  перед началом рабочего движения, когда колени находятся в вертикальном положении, тыльного сгибания оказывается недостаточно для создания опоры. Для эффективной опоры необходимо развернуть стопы наружу. Разворот стоп также увеличивают за счет ротации в тазобедренных суставах наружу, или при хорошей подвижности, а тазобедренных суставов (ротации)- внутрь. Чем шире разведены ноги при толчке, тем большее значение приобретает разворот стоп наружу (супинация) при приведении ног. В брассе при колебательных движениях тела вокруг фронтальной оси более важен подъем туловища. Эти движения требуют хорошей подготовки плечевого пояса и подвижности позвоночника в поясничной области при разгибании назад (Капсиямен Дж.Е.,1982).

     Так как у пловцов 10-11 лет, как девочек, так и мальчиков, в этом возрасте еще достаточно сложно определить плавательную специализацию, то работа по развитию гибкости должна строиться с учетом общей специфики ее проявления при  занятиях плаванием. Таким образом, при подборе упражнений с амортизаторами, наибольшее внимание уделяется упражнениям, влияющим на увеличение подвижности  в плечевых суставах по всем осям (сгибание, разгибание рук в различных исходных положениях).  Для суставов нижних конечностей, особенно голеностопных, рекомендуются комбинированные  упражнения, увеличивающие подвижность  одновременно в нескольких суставах (коленные - тазобедренные; коленные -голеностопные), а также упражнения, влияющие только на голеностопные суставы (сгибания, разгибания, движения внутрь, наружу). Для увеличения подвижности во всех отделах позвоночника рекомендуются  наклоны, повороты туловища из различных  исходных положений (Озолин Н.Г.,1988).

     За  основу при разработке методики развития гибкости юных пловцов, нами были взяты  статические упражнения растягивающего характера  (Алтер М.Дж., 2001; Бабанков И.Н., 1993; Иванова О., Поддубная Ж., 1996; Киселева Т.Г., 1991). Они были отобраны с учетом выше перечисленных требований и объединены в комплексы избирательной и комплексной направленности.

     Данные  научно- методической литературы свидетельствуют  о том, что значительного улучшения  результатов в развитии подвижности  в суставах можно добиться через 2 - 4 месяца регулярных занятий (Алтер М.Дж., 2001; Серемеев Б.В., 1970). В своем научном исследовании А.Ю.Гращенко (2003) отмечает, что достоверное улучшение показателей активной  и пассивной гибкости,  при использовании традиционных средств развития подвижности в суставах, произошло через три месяца работы с юными школьниками.

     Проведение  работы по развитию гибкости юных пловцов  с использованием  статических  упражнений  планировались на три  этапа.

     На  первом, обще-подготовительном  этапе, в течение одного месяца разучивались комплексы упражнений на гибкость, при этом осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании. Дыхание во время выполнения упражнения - поверхностное, во время отдыха - свободное. Растягивание осуществлялось в статическом режиме при индивидуально-максимальном растянутом положении, при субъективно-комфортном ощущении. Время удержания для упражнений активного характера - 20-30 секунд, для упражнений пассивного характера - 30-40 секунд. Кроме этого, на этом же этапе планируется развитие общей выносливости при использовании преимущественно подвижных и спортивных игр.

     На  втором, развивающем этапе, в течение  последующих трех месяцев группа занималась по разработанной нами методике в развивающем режиме, до тренировки в воде. Занятия проводились ежедневно (6 раз в неделю), комплексы чередовались через день: 1 день - комплексной, 1 день - избирательной направленности. На каждый комплекс затрачивалось в среднем 20-25 минут. Улучшение эластичности мышц и связок на суше позволяет выполнять плавательные движения в воде с оптимальной амплитудой при совершенствовании элементов техники.

     Третий, поддерживающий, этап развития гибкости – упражения выполнялись в поддерживающем режиме (3 раза в неделю).

     Такой вариант распределения тренировочного времени пловцов 10-11 лет в течение  года, на наш взгляд, является оптимальным. То есть, в подготовительном периоде, на первом и втором этапах развития гибкости, планируется втягивающая  работа в воде. В это время на суше проходит максимальное воздействие  на увеличение подвижности в суставах. Далее, в середине года, на поддерживающем этапе, когда объем и интенсивность  нагрузок растет, объем работы на гибкость снижается (3 раза в неделю), что позволяет  планировать развитие физических качеств  и специальную работу на суше.  И, наконец, в конце года, когда  растет число соревнований, идет подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов, упражнения на гибкость включается только в ежедневную разминку на суше, что  позволяет оптимально спланировать время для специальной работы, участия в соревнованиях и  восстановления юных спортсменов.

     Группа  упражнений комплексной направленности включает в себя от 7 до 10 заданий, направленных на развитие подвижности в нескольких группах суставов, гибкость которых важна для пловцов: 2-3 упражнения, направленных на улучшение подвижности в суставах нижних конечностей, с акцентом на подвижность в голеностопных суставах; 2-3 упражнения на улучшение подвижности в суставах верхних конечностей, особенно плечевых; 3-4 упражнения на увеличение подвижности в суставах позвоночника. Чередование групп упражнений осуществляется последовательно - сначала 2-3 упражнения на одни суставы; затем 2-3 упражнения на другие, то есть упражнения, воздействующие на одни и те же суставы, не перемешиваются с упражнениями, направленными на другие суставы. Это позволяет всесторонне и качественно развивать подвижность в нужных суставах, а вот последовательность чередования групп упражнений может изменяться в зависимости от эмоционального состояния занимающихся, внешних факторов.

     Комплекс  избирательной направленности включают выполнение от 7 до 10 упражнений, воздействующих на суставы нижних конечностей (первый комплекс), на суставы верхних конечностей (второй комплекс), на суставы позвоночника (третий комплекс). Нами были подобраны  статические упражнения для всех суставов, направленные на конкретный стиль в плавании – комплекс статических упражнений для кроля на груди, на спине, брасс и дельфин. Такой подход должен эффективно воздействовать на подвижность в нужных суставах, для конкретного вида в плавания.

     При выполнении комбинированных упражнений, одновременно развивающих гибкость в нескольких суставах нижних конечностей (тазобедренный - коленный; коленный - голеностопный и т.д.) в работу включаются суставы, подвижность в которых развивается медленнее (тазобедренные) и требуется включение большого количества мышечных групп, на что затрачивается больше сил и энергии.

     Подробно  методика описана в приложении (Приложение 3). 

     Таблица 2

Комплекс упражнений для развития гибкости, проводимый в контрольной и экспериментальной группах 

     
Комплекс  упражнений для развития гибкости
Контрольная группа Экспериментальная группа
       Комплексы избирательной и комплексной  направленности с использованием динамических упражнений (махи, рывковые, пружинящие движения, упражнения без отягощений) Комплексы избирательной  и комплексной направленности с использованием статических упражнений (с самозахватами, с партнером, на снарядах, с отягощением); подвижные игры на гибкость с включением статических упражнений
    1. Обсуждение  результатов исследования
 

     Эксперимент был рассчитан на четыре месяца и  проходил в три этапа. Дети экспериментальной и контрольной групп перед экспериментом были протестированы, их результаты фиксировались (Приложение 4), затем осуществлялся метод математической статистики (Таблица 3).

     Таблица 3

Показатели  сравнительной оценки результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп до проведения эксперимента 

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет