Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.
• трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, учреждениях профессионального обучения, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.
Этот перечень в целом достаточно полно и адекватно отражает сущность понятия «занятость», но вместе с тем отнесение к категории занятых лиц, временно отсутствующих по причине нетрудоспособности или приостановления производства, вряд ли служит интересам этих граждан. Тем самым большое число людей, хотя и не работающих продолжительное время, считаются занятыми, что снижает показатели уровня безработицы и искажает действительную картину занятости населения. В то же время приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.
Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, общественной деятельности необходимыми и полезными видами занятости наряду с трудом в общественном производстве.
Производным от безработицы
и противоположным понятию «
Различаются следующие формы безработицы:
• структурная, связанная с изменением структуры экономики; ее нередко трактуют как результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т. д.;
• неструктурная, обусловленная общим снижением экономической активности;
• фрикционная (временная или текущая), связанная с переходом на другую работу или с одного предприятия на другое;
• циклическая, возникающая при циклических кризисах экономики;
• сезонная, связанная с сезонными работами в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и т. д.;
• скрытая (латентная), имеющая место не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; под ней понимают избыточную занятость, обусловленную стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать материальную поддержку людям и т. д.;
• массовая, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы;
• застойная, которая характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев, алкоголиков, наркоманов и пр.), т. е. людей, которые работают крайне нерегулярно.
Весьма не просто обстоит дело с вопросом о численности безработных, а следовательно, и с определением уровня безработицы, под которым понимается индикатор экономической активности, показывающий отношение величины трудоспособного населения к общему количеству людей, ищущих работу, процент трудоспособного населения, не имеющего возможности найти себе работу. В разных странах эти цифры не одинаковы, что связано с различием трактовок понятия «безработный» официальными и неофициальными институтами общества. Так, в соответствии с Законом РФ о занятости безработным считается гражданин, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого, действительно ищет работу, причем служба занятости не предоставила ему предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации. Получить статус безработного, соответствующий этому определению, не так уж и просто, поэтому многие люди, оказавшись без работы, не пользуются услугами службы занятости и автоматически выпадают из этой категории граждан, хотя фактически работы не имеют. Поэтому официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других общественных организаций.
Согласно законодательству
РФ, решение о признании гражданина
безработным принимается
• не достигшие 16-летнего возраста;
• лица, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы (соответствующей профессиональной пригодности, с учетом уровня подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности места работы);
• впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).
Гражданам, достигшим 16-летнего возраста, зарегистрированным в службе занятости и имеющим статус безработного, выплачивается пособив по безработице – денежная сумма, определенная государством лицам, признанным безработными в установленном законом порядке. Оно выплачивается начиная с 11-го дня после обращения гражданина в государственную службу занятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. Срок выплаты пособия для лиц, потерявших работу, – не менее 26 календарных недель. При этом период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев в размерах: первые три месяца – 75 % среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца – 60 %, в дальнейшем – 45 %. Но во всех случаях размер пособия не может быть ниже минимального заработка, установленного законодательством, и выше среднего заработка, сложившегося в регионе. Для лиц, ищущих работу впервые, срок выплаты пособия устанавливаются не менее 13 недель, а его размер составляет не менее 75 % минимальной заработной платы. Во время получения пособия по безработице трудовой стаж не прерывается.[56]
Как показывают социологические
исследования, в числе безработных
сегодня в нашей стране оказываются
в первую очередь неквалифицированные
и малоквалифицированные
Смягчить сложившуюся
в настоящее время ситуацию на
рынке труда обязано
• оказывать содействие в трудоустройстве незанятого населения, помощь в профессиональной подготовке и переподготовке;
• стимулировать образование гибкого рынка труда.[57]
В ряде нормативных документов РФ подчеркивается, что государственная политика в сфере занятости направлена на предотвращение роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем: снижение покупательной способности и уровня жизни значительной части населения, утрату квалифицированных кадров, увеличение риска социальной напряженности, дополнительные расходы на поддержку безработных, усиливающих налоговое бремя. Законами и другими нормативными актами РФ предусматриваются равные возможности в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Государство в соответствии
с законодательством должно помогать
гражданам осуществлять трудовую и
предпринимательскую
Государственная программа
обеспечения занятости
Важным позитивным моментом
деятельности государства по уменьшению
тяжести безработицы на сегодняшний
день является некоторая стабилизация
экономической ситуации в стране,
борьба с инфляцией, хоть и не очень
активные, но все-таки реальные шаги по
повышению жизненного уровня населения.
Подобная политика государства вполне
адекватна и социально
Рассмотренные аспекты безработицы касаются в основном общих вопросов, связанных с ее социальными корнями, причинами, государственной политикой занятости населения, но это только одна сторона проблемы. Вторая самым непосредственным образом касается конкретных граждан. Безработица ведет к существенному снижению уровня жизни, увеличению психических заболеваний, смертности, росту числа самоубийств и преступности, ухудшению отношений в семье и т. д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, профессионального опыта, изменение социального статуса. Исследования зафиксировали весьма низкие психологические качества, формируемые у безработных: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость и скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Происходит так называемая депривация личности.
В социологическом смысле депривацию испытывают те, кто имеет в значительной степени меньший доступ к определенному набору благ, чем большинство населения. Для таких людей характерны резкое обособление, низкая социальная мобильность, неизменность положения в обществе. Человека можно считать подвергшимся депривации, если он оказывается в ущемленном положении, по крайней мере, по четырем из шести позиций неравенства: в работе, осуществлении интересов, наличии квартиры, материальных условиях, образе жизни, состоянии здоровья. Если он ущемлен в меньшей степени,™ находится под угрозой депривации. В современном обществе депривированная часть населения – «новые» бедные.
В психологическом смысле депривация – это субъективные ощущения и психосоматические реакции личности, вызванные недостаточностью нагрузки на сенсорные анализаторы у человека в условиях частичного ограничения жизненных условий, каковым является и безработица. Глубина, стойкость и обратимость (или необратимость) происходящих нарушений обусловлены длительностью воздействия неблагоприятного фактора, его характером, а также особенностями личности индивида, подвергшегося ему.
Чтобы преодолеть эту социально-психологическую аномалию, необходима государственная социальная политика, направленная на сдерживание безработицы, сохранение достигнутого людьми жизненного уровня, расширение доступа к образованию и повышению квалификации. Иначе она может привести к необратимым процессам в социальной и духовной сферах, усилению социальной напряженности в обществе и его дестабилизации.
10.2. Экономическая и психологическая защита в условиях безработицы
Безработица, как отмечалось ранее, сказывается прежде всего на материальном положении незанятых людей и их социально-психологическом самочувствии, поэтому главной задачей социальной политики должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается нормальным функционированием общественных структур, и прежде всего экономики и социальной сферы.
Сегодня в нашей стране проводится определенная работа по сдерживанию безработицы не только на государственном уровне, но и силами местных органов власти, руководителей предприятий и учреждений. Помимо тех мер, о которых говорилось выше, практикуются такие формы сдерживания безработицы, как отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важное значение имеет введение льготного налогообложения и льготных кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин, молодежи и других категорий населения.
Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях