Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

• трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, учреждениях профессионального обучения, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.

 

 

   Этот перечень в целом достаточно полно и адекватно отражает сущность понятия «занятость», но вместе с  тем отнесение к категории  занятых лиц, временно отсутствующих  по причине нетрудоспособности или  приостановления производства, вряд ли служит интересам этих граждан. Тем  самым большое число людей, хотя и не работающих продолжительное  время, считаются занятыми, что снижает  показатели уровня безработицы и  искажает действительную картину занятости  населения. В то же время приведенное  толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем  рынка труда вообще, но и для  более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.   

Представляется социально  важным признание в законодательном  порядке воспитания детей, ведения  домашнего хозяйства, общественной деятельности необходимыми и полезными  видами занятости наряду с трудом в общественном производстве.   

Производным от безработицы  и противоположным понятию «занятый»  является понятие «безработный» – трудоспособный человек, который может работать, но не работает по не зависящим от него обстоятельствам.

 

 

   Различаются следующие формы безработицы:   

• структурная, связанная с изменением структуры экономики; ее нередко трактуют как результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т. д.;   

• неструктурная, обусловленная общим снижением экономической активности;   

• фрикционная (временная или текущая), связанная с переходом на другую работу или с одного предприятия на другое;   

• циклическая, возникающая при циклических кризисах экономики;   

• сезонная, связанная с сезонными работами в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и т. д.;   

• скрытая (латентная), имеющая место не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; под ней понимают избыточную занятость, обусловленную стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать материальную поддержку людям и т. д.;   

• массовая, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы;   

• застойная, которая характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев, алкоголиков, наркоманов и пр.), т. е. людей, которые работают крайне нерегулярно.

 

 

   Весьма не просто обстоит дело с  вопросом о численности безработных, а следовательно, и с определением уровня безработицы, под которым понимается индикатор экономической активности, показывающий отношение величины трудоспособного населения к общему количеству людей, ищущих работу, процент трудоспособного населения, не имеющего возможности найти себе работу. В разных странах эти цифры не одинаковы, что связано с различием трактовок понятия «безработный» официальными и неофициальными институтами общества. Так, в соответствии с Законом РФ о занятости безработным считается гражданин, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого, действительно ищет работу, причем служба занятости не предоставила ему предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации. Получить статус безработного, соответствующий этому определению, не так уж и просто, поэтому многие люди, оказавшись без работы, не пользуются услугами службы занятости и автоматически выпадают из этой категории граждан, хотя фактически работы не имеют. Поэтому официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других общественных организаций.   

Согласно законодательству РФ, решение о признании гражданина безработным принимается службой  занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем  заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для  впервые ищущих работу и не имеющих  профессии (специальности) – паспорта и документов об образовании. Со дня предъявления документов гражданин признается безработным. При этом безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:   

• не достигшие 16-летнего возраста;    

• лица, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;   

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы (соответствующей профессиональной пригодности, с учетом уровня подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности места работы);   

• впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

 

 

   Гражданам, достигшим 16-летнего возраста, зарегистрированным в службе занятости  и имеющим статус безработного, выплачивается пособив по безработице – денежная сумма, определенная государством лицам, признанным безработными в установленном законом порядке. Оно выплачивается начиная с 11-го дня после обращения гражданина в государственную службу занятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. Срок выплаты пособия для лиц, потерявших работу, – не менее 26 календарных недель. При этом период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев в размерах: первые три месяца – 75 % среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца – 60 %, в дальнейшем – 45 %. Но во всех случаях размер пособия не может быть ниже минимального заработка, установленного законодательством, и выше среднего заработка, сложившегося в регионе. Для лиц, ищущих работу впервые, срок выплаты пособия устанавливаются не менее 13 недель, а его размер составляет не менее 75 % минимальной заработной платы. Во время получения пособия по безработице трудовой стаж не прерывается.[56]    

Как показывают социологические  исследования, в числе безработных  сегодня в нашей стране оказываются  в первую очередь неквалифицированные  и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации; работники  нерентабельных, убыточных предприятий; «слабые» демографические группы работников (молодежь, женщины с детьми, пожилые  люди). Последняя группа составляет до 70 % безработных и более.   

Смягчить сложившуюся  в настоящее время ситуацию на рынке труда обязано государство, как это и предусмотрено Конституцией РФ. В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. Ее необходимо проводить по двум основным направлениям:    

• оказывать содействие в трудоустройстве незанятого населения, помощь в профессиональной подготовке и переподготовке;   

• стимулировать образование гибкого рынка труда.[57]

 

 

   В ряде нормативных документов РФ подчеркивается, что государственная  политика в сфере занятости направлена на предотвращение роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем: снижение покупательной способности  и уровня жизни значительной части  населения, утрату квалифицированных  кадров, увеличение риска социальной напряженности, дополнительные расходы  на поддержку безработных, усиливающих  налоговое бремя. Законами и другими  нормативными актами РФ предусматриваются  равные возможности в реализации права на труд и свободного его  выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических убеждений, отношения  к религии.   

Государство в соответствии с законодательством должно помогать гражданам осуществлять трудовую и  предпринимательскую инициативу, содействовать  развитию их способностей к производительному  и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободного волеизъявления и выбора вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере  занятости. Особое внимание необходимо уделять группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют  требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного  возраста, детей-инвалидов; одиноким и  многодетным родителям, имеющим  несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста, беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время  не имеющим работы. Законом РФ о  занятости населения и другими  нормативными актами для таких групп  населения предусматривается создание специализированных предприятий и  организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный  рабочий день, надомная работа).   

Государственная программа  обеспечения занятости населения  предусматривает также децентрализацию  промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы  обслуживания и другие меры.   

Важным позитивным моментом деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы на сегодняшний  день является некоторая стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией, хоть и не очень  активные, но все-таки реальные шаги по повышению жизненного уровня населения. Подобная политика государства вполне адекватна и социально оправданна, поскольку устранение или смягчение  действия факторов, порождающих безработицу, – непременное условие достижения социальной и экономической стабильности, успешного проведения реформ.   

Рассмотренные аспекты безработицы  касаются в основном общих вопросов, связанных с ее социальными корнями, причинами, государственной политикой  занятости населения, но это только одна сторона проблемы. Вторая самым  непосредственным образом касается конкретных граждан. Безработица ведет  к существенному снижению уровня жизни, увеличению психических заболеваний, смертности, росту числа самоубийств  и преступности, ухудшению отношений  в семье и т. д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, профессионального опыта, изменение социального статуса. Исследования зафиксировали весьма низкие психологические качества, формируемые у безработных: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость и скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Происходит так называемая депривация личности.    

В социологическом смысле депривацию испытывают те, кто имеет в значительной степени меньший доступ к определенному набору благ, чем большинство населения. Для таких людей характерны резкое обособление, низкая социальная мобильность, неизменность положения в обществе. Человека можно считать подвергшимся депривации, если он оказывается в ущемленном положении, по крайней мере, по четырем из шести позиций неравенства: в работе, осуществлении интересов, наличии квартиры, материальных условиях, образе жизни, состоянии здоровья. Если он ущемлен в меньшей степени,™ находится под угрозой депривации. В современном обществе депривированная часть населения – «новые» бедные.   

В психологическом смысле депривация – это субъективные ощущения и психосоматические реакции личности, вызванные недостаточностью нагрузки на сенсорные анализаторы у человека в условиях частичного ограничения жизненных условий, каковым является и безработица. Глубина, стойкость и обратимость (или необратимость) происходящих нарушений обусловлены длительностью воздействия неблагоприятного фактора, его характером, а также особенностями личности индивида, подвергшегося ему.   

Чтобы преодолеть эту социально-психологическую  аномалию, необходима государственная  социальная политика, направленная на сдерживание безработицы, сохранение достигнутого людьми жизненного уровня, расширение доступа к образованию  и повышению квалификации. Иначе  она может привести к необратимым  процессам в социальной и духовной сферах, усилению социальной напряженности  в обществе и его дестабилизации.

10.2. Экономическая  и психологическая защита в  условиях безработицы 


 

   Безработица, как отмечалось ранее, сказывается прежде всего  на материальном положении незанятых  людей и их социально-психологическом  самочувствии, поэтому главной задачей  социальной политики должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается нормальным функционированием общественных структур, и прежде всего экономики  и социальной сферы.   

Сегодня в нашей  стране проводится определенная работа по сдерживанию безработицы не только на государственном уровне, но и  силами местных органов власти, руководителей  предприятий и учреждений. Помимо тех мер, о которых говорилось выше, практикуются такие формы сдерживания  безработицы, как отпуска без  сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, установление квоты приема отдельных  категорий населения (молодежи, инвалидов  и т. д.) на предприятиях. Очень важное значение имеет введение льготного налогообложения и льготных кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин, молодежи и других категорий населения.    

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях