Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.
Информационная опасность определяется двояко:
• как состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта;
• как свойство объекта, характеризующееся способностью наносить существенный ущерб другому объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.
В соответствии с этим информационная безопасность – это:
состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;
• свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.
Информационная угроза – угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу:
• намерение нанести (причинить) объекту существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу;
• информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной;
• фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность объекту; такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т. д.
Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие информационной безопасности Российской Федерации как такое состояние страны, в котором гражданам, объединениям и общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на ее информационную сферу.
Основными объектами информационной безопасности являются личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).
Личность – базовый
элемент, ячейка общества. Без личности
нет общества, но и личность вне
общества существовать не может. Государство
обеспечивает условия существования
и личности, и общества. Государства,
которые не нужны ни личности, ни
обществу, не могут существовать долго
и исчезают с исторической арены.
Баланс взаимоотношений между
Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.
В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.
Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.
Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.
11.2 Информационные
войны и информационный
Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.
Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.
Информационные
войны ведутся с помощью
Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.
Универсальность, скрытность,
широта воздействий, выбора места и
времени применения, эффективность
и отсутствие правовых ограничений
на использование делают информационное
оружие чрезвычайно опасным средством
вооруженной борьбы. Оно может
применяться и в мирное время.
Более того, злонамеренные воздействия
на техническую систему, в том
числе и военно-техническую, могут
быть оказаны уже на этапе ее проектирования
и создания за счет преднамеренного
внесения специальных дефектов диверсионного
типа (программных закладок) в программное
обеспечение системы. Сложность
современных программных
Театром военных действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте есть фактор скрытого военно-политического давления и запугивания, фактор, способный нарушить стратегический паритет, подорвать сложившееся равновесие на мировой политической арене.
Действия отдельных лиц или групп, направленные на нанесение ущерба информационной сфере или ее использование в корыстных целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.
Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.
Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.
Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.
11.3. Угрозы
информационной безопасности
Следует отметить, что, хотя
порождаемые информатизацией
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:
• конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;
• духовной жизни общества;
Информационная безопасность
• информационной инфраструктуре;
• информационным ресурсам.
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:
• принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;
• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы;
• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
• невыполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства РФ, регулирующего отношения в информационной сфере.
Угрозами духовной жизни общества могут быть:
• применение средств воздействия на массовое сознание граждан;
• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
• ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;
• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала России;
• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационной инфраструктуре могут являться:
• нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;
• нарушение технологии обработки информации;
• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;
• разработка и распространение
программ, нарушающих нормальное функционирование
информационных и информационно-
• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
• хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;
• перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи;
• внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти и организаций;
• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
• перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных, линиях связи и системах массовой информации;
• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
• закупка за рубежом информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, имеющих отечественные аналоги, не уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам.
Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях