Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

Информационная  опасность определяется двояко:    

• как состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта;   

• как свойство объекта, характеризующееся способностью наносить существенный ущерб другому объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.

 

 

   В соответствии с этим информационная безопасность – это:   

состояние объекта, когда ему путем воздействия  на его информационную сферу не может  быть нанесен существенный ущерб  или вред;   

• свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

 

 

   Информационная  угроза – угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу:   

• намерение нанести (причинить) объекту существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу;   

• информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной;   

• фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность объекту; такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т. д.

 

 

   Все вышесказанное позволяет  сформулировать понятие информационной безопасности Российской Федерации как такое состояние страны, в котором гражданам, объединениям и общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на ее информационную сферу.   

Основными объектами информационной безопасности являются личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).   

Личность – базовый  элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне  общества существовать не может. Государство  обеспечивает условия существования  и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго  и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает  главным условием их устойчивого  развития.   

Информационная  безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.    

В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств  любая имеющаяся информация о  конкретной личности может стать  доступной и быть использована в  своих целях другой личностью, группой  лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения  способна предотвратить нежелательный  доступ к своей информации. Большинство  людей такой возможности не имеют  и остаются беззащитными в этом плане.    

Информационная  безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.   

Информационная  безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

11.2 Информационные  войны и информационный терроризм 


 

   Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся  на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.    

Информационная  война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.   

Информационные  войны ведутся с помощью информационного  оружия, применение которого по эффективности  сравнимо с действием оружия массового  поражения. Идея использования и  материальные основы современного информационного  оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных  сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз  и банков данных, широкое внедрение  новейших информационных технологий и  превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность  создали базовые научные, технологические  и экономические предпосылки  для возникновения и совершенствования  нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты  управления и связи, энергетики и  транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному  воздействию.   

Информационное  оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.   

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и  времени применения, эффективность  и отсутствие правовых ограничений  на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством  вооруженной борьбы. Оно может  применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия  на техническую систему, в том  числе и военно-техническую, могут  быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного  внесения специальных дефектов диверсионного  типа (программных закладок) в программное  обеспечение системы. Сложность  современных программных средств  практически не позволяет выявить  подобные закладки.   

Театром военных  действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти  монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых  для мировой цивилизации будут  не менее губительны, чем последствия  ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте  есть фактор скрытого военно-политического  давления и запугивания, фактор, способный  нарушить стратегический паритет, подорвать  сложившееся равновесие на мировой  политической арене.   

Действия отдельных  лиц или групп, направленные на нанесение  ущерба информационной сфере или  ее использование в корыстных  целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.   

Информационный  терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.    

Информационный  терроризм при сходстве с информационными  войной и криминалом по форме и  методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике  информационного терроризма состоит  в том, чтобы террористический акт  имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил  широкий общественный резонанс. Как  правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического  акта без указания конкретного объекта  действия.   

Угроза информационного  терроризма стала важным геополитическим  фактором, и борьба с ней требует  объединения усилий всех государственных  институтов, а также активизации  международного сотрудничества в этой области.

11.3. Угрозы  информационной безопасности России 


 

   Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают  особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим  положением.   

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:    

• конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;    

• духовной жизни общества;    

Информационная  безопасность   

• информационной инфраструктуре;    

• информационным ресурсам.

 

 

   Угрозами  конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:   

• принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;   

• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;   

• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы;   

• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;   

• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;   

• невыполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства РФ, регулирующего отношения в информационной сфере.

 

 

   Угрозами  духовной жизни общества могут быть:   

• применение средств воздействия на массовое сознание граждан;    

• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;    

• ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;    

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала России;   

• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

 

 

   Угрозами  информационной инфраструктуре могут являться:   

• нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;   

• нарушение технологии обработки информации;   

• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;   

• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе системы защиты информации;    

• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;   

• хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;   

• перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи;   

• внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти и организаций;   

• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;   

• перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных, линиях связи и системах массовой информации;   

• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;   

• закупка за рубежом информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, имеющих отечественные аналоги, не уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам.

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях