Формирование системы обеспечения экономической безопасности сферы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:52, автореферат

Описание

Экономическая безопасность составляет важнейшую часть национальной безопасности и является фактором, обеспечивающим успешное развитие государства. В современных условиях все большее значение с точки зрения экономической безопасности национальной экономики приобретает индустрия туризма. Проблема экономической безопасности РФ является для отечественной науки относительно новой – она стала предметом исследования с конца 80-х – начала 90-х годов, однако, с этого времени достаточно активно исследуется как учеными, так и на государственном уровне.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     Разработка системы показателей безопасности развития туризма в дестинации предполагает формирование системы мониторинга этих показателей. Основными задачами организации системы мониторинга туристско-рекреационного комплекса  дестинации в данном случае являются:

    • формирование первичной информационно-аналитической базы;
    • выбор инструментария, наиболее приемлемого для анализа  рассматриваемой деятельности.

     Предлагаемая система мониторинга функционирования туристско-рекреационной сферы на базе показателей устойчивого развития туризма рассматривается нами как главная компонента оценочного исследования прямого и косвенного влияния туристско-рекреационного сектора экономики на экологическую и социальную ситуацию в рамках исследуемой дестинации, а также на эффективность социально-экономического развития исследуемой дестинации в целом  и определения ее  перспектив.

  1. Туристский потенциал российских дестинаций огромен, однако на сегодняшний день уровень планирования и организации развития туризма является неудовлетворительным и угрожает экологической и экономической безопасности населения страны, а также безопасности туристов. Изучение опыта и результатов развития международного туризма показывает, что планирование его на всех уровнях является обязательным условием обеспечения его успешного развития и управления. Отсутствие планирования развития туризма может стать причиной нежелательных последствий для дестинаций и снизить уровень безопасности развития туризма.

     Таким образом, для обеспечения экономической безопасности туристских дестинаций, учитывая принятый нами в данном исследовании подход к достижению экономической безопасности через устойчивое развитие, полагаем необходимым шагом в целях построения эффективной системы социо-эколого-экономической безопасности туристских дестинаций является разработка стратегий устойчивого развития туризма для дестинаций.

     На  наш взгляд для разработки стратегии устойчивого развития туризма в дестинации такие принципы, как  определение пределов развития туризма и минимизация рисков, а также, возможно, приравнивание устойчивости и безопасности помогут сделать процесс стратегического планирования в туризме более эффективным и обоснованным.

     В результате успешного осуществления  стратегии устойчивого туризма  регион должен получить развитый комплекс предприятий туристского кластера, которые не только обеспечивают качественный отдых для туристов, но и создают рабочие места и обеспечивают доходами местное население, способствуют развитию инфраструктуры услуг для посетителей и местных жителей, содействуют обоюдному обучению и преодолению культурных барьеров между туристами и местным сообществом, и последнее, но не менее важное – сохраняют окружающую природную среду и предотвращают экологические последствия развития туризма в дестинации.

    Итак, методика разработки стратегии устойчивого  развития туризма для дестинации, по нашему мнению, должна включать:

  • общие подходы к планированию туристского развития на основе принципов устойчивого развития туризма;
  • цели и задачи развития туризма, корректируемые в течение долгого времени в свете достигнутых результатов и изменяющихся обстоятельств;
  • оценку культурных и природных ресурсов, условий окружающей среды в дестинации (состояние воздуха, воды и т.д.), включая нынешнее состояние и способность к изменению в будущем;
  • анализ туристского потенциала (в т.ч. этнографические особенности, народные промыслы и др.) и современного состояния туристской сферы данной территории;
  • сбор и оценку данных об относительном вкладе туризма в экономику региона, количестве предоставляемых рабочих мест, влиянии внешних факторов (тенденции рынка, анализ конкурентов, изменение окружающих природных условий, и т.д.);
  • оценку пропускной способности инфраструктуры туризма;
  • всесторонний анализ экономических, экологических, социальных последствий развития туризма для дестинации;
  • оценку существующих стратегий развития туризма и мер их осуществления;
  • оценку эффективности совместной работы всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и выявление преграды на пути к более тесному сотрудничеству;
  • проведение консультаций с местным сообществом по основным положениям разрабатываемой стратегии;
  • социально-экономические показатели и оценку социально-экономической эффективности реализации программных предложений с указанием ориентировочных потребностей в инвестициях и сроков их окупаемости, возможных источников финансирования, ожидаемых доходов и прибыли.

     Таким образом, ключевой особенностью стратегического планирования в рамках концепции устойчивого развития является участие общественности в планировании (принцип партнерства). Основой процесса планирования должны стать интересы общества, т.е. необходимо обеспечить максимальное участие местных жителей в принятии решений по вопросам планирования и развития. Насколько важно планирование для обеспечения комплексности внутри системы туризма, настолько же важно гармонично вписывать туризм в общую политику, планы и модели развития соответствующей страны или региона.

     В общем виде модель планирования безопасности туризма может иметь следующий вид:

       
 

       
 

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2. Модель планирования безопасности туризма 

      
  1. Меры по повышению экономической безопасности сферы туризма могут включать следующее:
  2. Повышение конкурентоспособности туристских дестинаций на внутреннем и международном рынках:
    • повышение качества туристских товаров и услуг;
    • улучшение качества обслуживания и условий труда;
    • создание благоприятной деловой среды;
    • развитие бренд-менеджмента;
    • повышение уровня безопасности туристов и местных жителей;
    • формирование профессиональных кадров в сфере туризма.
  1. Развитие внутреннего и въездного туризма.
  1. Сокращение сезонности спроса:
    • развитие внесезонных видов туризма (социального, делового, лечебного, событийного)
    • развитие зимних видов туризма 
  1. Использование в процессе производства туристской услуги продуктов и товаров местного производства.
  1. Устойчивое развитие туризма:
    • Сохранение природного и культурного наследия
    • Поддержание процветания сообщества и улучшение качества жизни в условиях активного развития туризма.
    • Уменьшение использования природных ресурсов и производства отходов
    • Развитие качественной экологически дружественной туристской инфраструктуры
  1. Разработка стандартов безопасности всех услуг, входящих в состав тура, и личной безопасности туриста.
  1. Мы полагаем, что для достижения необходимых условий экономической безопасности развития сферы туризма в РФ и эффективного управления дестинацией необходимо создание эффективной управленческой структуры, в пределах которой различные интересы всех заинтересованных сторон могли бы пересекаться, способствуя сотрудничеству и эффективному руководству.

      На  наш взгляд целесообразным является создание Координационного совета по устойчивому развитию туризма, куда бы входили представители региональных и местных властей, представители индустрии туризма и экологических организаций, профсоюзов, а также исследовательских и образовательных учреждений. В основные функции этого Координационного совета может входить разработка мер по повышению безопасности и устойчивости развития туризма, рамок деятельности заинтересованных сторон, реализация мер по обеспечению личной безопасности туристов и местных жителей, участие в руководстве управлением дестинациями на местах, разработка и использование индикаторов устойчивости туризма, а также систем мониторинга и контроля.

      Вопросами разработки механизма безопасности туризма в РФ должна заниматься аналитическая  служба при Федеральном агентстве  по туризму. Для данной работы актуальна связь с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, занимающимися исследованиями проблем развития туризма. Важным является привлечение к этой работе опытных специалистов по туризму, непосредственно вовлеченных в определенный вид туристской деятельности, спортсменов, спасателей, опытных экскурсоводов, представителей специализированных служб по обеспечению безопасности туристов и туристского региона, медиков, юристов.

      Повышение эффективности координации деятельности между органами государственного регулирования в сфере туризма и органами правопорядка, как на федеральном, так и на региональном уровнях также видится значимой задачей в процессе построения эффективной структуры управления безопасным развитием туризма в РФ.

      Таким образом, в первую очередь в целях  обеспечения личной безопасности туристов и местных жителей необходима эффективная координация деятельности следующих структур: Федеральное  агентство по туризму, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, образовательные организации сферы туризма, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная пограничная службе (ФСБ России), туристское деловое сообщество, объединения туриндустрии, туроператоры, территориальные торгово-промышленные палаты, электронные и печатные средства массовой информации.

  1. Минимизация рисков является одним из направлений повышения экономической безопасности. Туристские риски могут весьма существенно корректировать уровень туристской активности в дестинации, и, следовательно, и экономические результаты туристской деятельности. В связи с этим считаем, что риск – это мера возникновения опасности в отношении субъектов и объектов туристского рынка, ведущей к потерям различного типа (экономическим, социальным, экологическим).

     Формирование  системы управления рисками в  туристско-рекреационном комплексе  является актуальным направлением в  научных исследованиях и на наш  взгляд может послужить эффективным  инструментом решения проблем экономической безопасности в туризме.

      Проблемы  минимизации туристских рисков необходимо развивать во взаимосвязи с видами, размером и оценкой возможного ущерба. На количественном уровне туристский риск определяется как возможная  величина материальных и финансовых потерь, возникающих на туристских предприятиях и в их взаимоотношениях с туристами. В связи с этим мы предлагаем в целях формирования системы управления туристскими рисками и их минимизации использовать методику определения интегральной оценки риска, в качестве которой принимается интегральная оценка ожидаемых ущербов различных типов.

     В качестве исходных данных предполагается использовать универсальную экспертную систему оценки риска. Для настройки  такой системы на реальный объект, необходимо использовать специальные группы экспертов, а также, включать объективные статистические и аналитические данные (например, вероятности возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций). Количественное определение риска состоит из двух этапов: построение дерева рисков и вычисление на нем интегральной оценки риска. Для определения интегрального риска строится бинарное дерево свертки, в котором каждая не висячая вершина представляет собой логическую матрицу свертки, аккумулирующую информацию из матриц предыдущего слоя.

       Таким образом, применение разработанной методики интегральной оценки риска позволит оценить уровень безопасности (риска) и повысить эффективность обеспечения экономической безопасности в современных условиях российской экономики.

     Вклад  автора  в  проведенное  исследование. Личное участие автора состоит в определении целей и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе и изучении объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом практической работы и исследований автора.

Информация о работе Формирование системы обеспечения экономической безопасности сферы туризма