Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:34, реферат
В настоящее время проблемы занятости населения чрезвычайно актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи.
CoolReferat.com
МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Кафедра Экономики и организации труда
Специальность 080100 «Экономика»
КУРСОВАЯ ПРОЕКТ (РАБОТА)
на тему: Использование труда молодежи в Омской области
по дисциплине «Экономика труда»
Студент Шестакова Юлия Олеговна группы ЭК-236
Пояснительная записка
Шифр проекта (работы)______________________
Руководитель проекта (работы)
к. э. н., доцент
Богданчикова Т. В.
______________________________
(Подпись, дата)
Разработал студент
______________________________
(Подпись, дата)
Омск 2007
Содержание
В настоящее время
проблемы занятости населения
Вступление молодежи в рынок труда сопровождается значительными трудностями и противоречиями, вызванными тем, что при выборе профессии молодежь ориентируется, в основном, не на ее востребованность на рынке труда, а на популярность и престижность в обществе. Поэтому после окончания учебного заведения большинство молодежи не трудоустраивается по полученной специальности или не трудоустраивается вообще, что приводит к росту уровня молодежной безработицы. В итоге средства, вложенные в получение образования этой части молодежи, не всегда оправдываются.
Немалую роль в решении проблем, связанных с востребованностью молодых специалистов на рынке труда, сыграет объединение усилий органов местной власти, работодателей и образовательных учреждений.
В связи с этим целью данной курсовой работы является выявление проблемных вопросов занятости молодежи в целом на российском рынке труда и в частности в Омской области, а также определение возможных путей решения данных проблем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Молодежь является особой социальной группой населения и трудовых ресурсов. Решение большинства социально-экономических проблем молодежи, связанных с профориентацией, получением образования, трудовой адаптацией в коллективе, приобретением жилья, занятостью, безработицей, миграцией, имеет важное теоретическое и практическое значение не только на региональном, но и на государственном уровне. Роль молодежи в общественных процессах, функции и виды ее деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы и психологические свойства обусловлены характером социального и геополитического развития, общественными отношениями, исторической ситуацией.
Повышение внимания к молодежи, как группе трудовых ресурсов, произошло в пятидесятые годы XX века, когда стало понятно, что она является важным ресурсом страны. Это подтвердилось работой молодежных комсомольских отрядов на стройплощадках Урала, Сибири и Дальнего Востока, при освоении целинных и залежных земель, развитии промышленности, различных отраслей экономики.
Тем не менее, в научных работах по экономике и статистике труда эта группа трудовых ресурсов исследована недостаточно. В основном используется понятие «трудовые ресурсы», а молодежь лишь выделяют в них по возрастным особенностям. Поэтому научное исследование «трудовых ресурсов молодежи» как наиболее мобильной и особо значимой группы трудовых ресурсов является актуальной задачей.
Н. А. Волгин и Ю. Г. Одегов считают, что термин «трудовые ресурсы» получил широкое распространение в практике плановых органов в начале 50-х годов XX века с целью измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой.
Л. А. Костин характеризует трудовые ресурсы как часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве.
П. Э. Шлендер и Ю. П. Кокин считают, что трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Согласно методологии Международной организации труда, трудовые ресурсы – это сумма численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки) [4, с. 122].
Физические, интеллектуальные, а также профессиональные способности человека зависят от его возраста. В начале жизненного пути, а также зрелом возрасте эти способности формируются и приумножаются, тогда, как в старости они постепенно утрачиваются. Поэтому одним из основных критериев выделения трудовых ресурсов в общей численности населения является возраст [1, с. 190].
Интерес к исследованию населения и трудовых ресурсов с точки зрения их возрастных характеристик возник у ученых сравнительно давно.
Так, например, древнегреческий философ и математик Пифагор различал четыре периода в жизни человека, соответствующие трем временам года. Это становление – «весна» (0-20 лет); молодость – «лето» (20-40 лет); увядание – «зима» (60-80 лет).
А. Шопенгауэр в работе «О возрастах человека» описывает свои наблюдения о восприятии времени на разных этапах жизни человека. В ней известный философ разделяет жизненный путь на ряд периодов, каждый из которых имеет свои черты и особенности. Для проведения аналогий он использовал названия греческих богов из мифологии.
К. Г. Юнг в работе «Стадии жизни» уделяет предпочтение среднему и зрелому периоду жизни. Детство рассматривается им как «стадия анархизма и хаоса», характеризующаяся полной зависимостью от взрослых. «Утро» жизни начинается с юности. Но это является только подготовительной стадией, связанной со вступлением человека в мир, развитием его самосознания. Основным периодом в жизни по К. Г. Юнгу является зрелость. В этот период у человека происходят его социальные достижения – успех, богатство, признание [11, с. 171].
В современной науке и ее направлениях возрастная периодизация населения и трудовых ресурсов имеет различные пределы.
При исследовании трудовых ресурсов ученые выделяют трудоспособный возраст.
М. Г. Назаров определяет его как период времени в пределах возрастных границ, в которых данное поколение людей способно трудиться.
В молодом возрасте человек формируется как личность, и именно в этот период происходят основные события, от которых в дальнейшем во многом будет зависеть его трудовая карьера и вклад в ВВП. Сюда относится получение образования, служба в армии и последующая трудовая деятельность, вступление в брак, рождение детей и т. д.
В ходе последовательной смены жизненных периодов человек проходит несколько этапов развития: детство, юношество, зрелость и старость. С течением времени один этап сменяет другой. На первый взгляд может показаться, что возраст является лишь биологическим индикатором, определяющим границы жизни человеческого организма. Однако это совсем не так. Антропометрические, физиологические и психологические изменения в организме человека протекают неравномерно. В связи с этим в научных направлениях, занимающихся вопросами исследования человека и его поведения, таких как физиология, социология, статистика, экономика и демография применяются различные подходы при определении возрастных границ человека.
Ученые-демографы делят
Он утверждает, что возрастные границы населения в демографии должны быть следующими: до 20 лет, от 20 до 59 и от 60 и старше. С точки зрения экономики Р. Пресса считает, что возрастная периодизация трудовых ресурсов должна выглядеть следующим образом: 15-34 года; 35-54 года; 54 и старше [13, с. 60].
Американский демограф З. Г. Френкель дает несколько иные возрастные границы: 5-15 – юность; 15-24 года – ранний рабочий возраст; 25-44 года – главный рабочий возраст; 45-65 лет – средний возраст, 65-74 года – ранний период ухода на покой; 75 лет и старше – старость [13, с. 55].
Ученые-антропологи и
Экономист-социолог Л. Розенмайер считает, что молодежный возраст имеет следующие границы: 13-24 года. Он не дает никакого собственного обоснования данной градации, говоря лишь об определенных различиях молодежи в этом возрасте. Эти возрастные границы поделены Розенмайером на два периода: 13-18 лет – юношество и 18-24 – молодые взрослые [13, с. 42].
И. А. Громов, проводя исследования молодежи, считает, что граница молодёжного возраста составляют 11-25 лет. Эти границы он определяет исходя из уровня социального созревания молодёжи. Этот период в его исследованиях разбит на три возрастных интервала: подросковый-11-14 лет, юношеский-15-17, молодёжный-18-25 лет. 18 лет считается возрастом, с наступлением которого молодой человек приобретает определённые юридические права и начинает выполнять определённые обязанности [8, с. 405].
Существующие методы оценки занятости молодежи в экономике приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Методы оценки занятости молодежи в экономике
Наименование метода |
Источник информации |
Преимущества метода |
Недостатки метода |
Общий недостаток |
Предлагаемая методика |
Балансовый |
статистическая отчетность предприятий различных форм собственности в сочетании с выборочными обследованиями |
позволяет выявить основные пропорции рынка труда, то есть соотношение экономически активного населения и экономически неактивного, а также численность занятых в экономике по отраслям народного хозяйства; проводить политику по регулированию численности трудовых ресурсов в экономике в разрезе отраслей в зависимости от спроса на рабочую силу. |
не учитывается скрытая безработица; не позволяет измерить потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. |
Данные методы и показатели, с одной стороны, не выявляют влияние различных факторов на результат оценки занятости молодежи, а, с другой стороны, по результатам их исследования трудно определить эффективность и достоверность оценивания |
изучение динамики численности трудовых ресурсов молодежи по переписи населения или методам выборочного наблюдения; определение факторов, оказывающих влияние на занятость молодежи; выбор модели зависимости, отражающей связи между анализируемыми факторными признаками; проверка полученной модели на адекватность с помощью критериев Фишера, Стьюдента; применение модели и ее результатов в экономических исследованиях |
С помощью показателей: уровень занятости молодежи; уровень молодежной безработицы; продолжительность безработицы молодежи |
данные переписи населения, отчеты служб занятости, ежеквартальные выборочные обследования |
Позволяет: оценить ситуацию на открытом рынке труда в динамике на макроуровне; выявить уровень самозанятости; выявить продолжительность занятости; выявить причины экономической неактивности. |
не дает возможности выявить скрытую занятость и детский труд | ||
Выборочное наблюдение |
анкетные данные |
является менее затратным в результате сокращения объектов исследования; широкий спектр изучаемых вопросов по исследуемому объекту |
большая вероятность получения тривиальных результатов при проведении различных обследований с выборкой | ||
Экстраполяция тенденции |
статистические данные, данные выборочных обследований |
позволяет математически выявить и описать тенденцию уровня занятости и безработицы молодежи на рынке труда для проведения различных мероприятий, направленных на достижение их оптимального уровня |
в связи с кризисом в 90-х годах нет достаточно большого объема сопоставимой информации о занятости в динамике для проведения долгосрочного прогнозирования или анализа |
Информация о работе Использование труда молодежи в Омской области