Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:34, реферат
В настоящее время проблемы занятости населения чрезвычайно актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи.
В таблице 4 представлены данные о численности выпускников, получивших работу по окончании вуза. Проанализируем их и сделаем соответствующие выводы, сравним с численностью выпускников средних специальных учебных заведений, получивших работу.
Таблица 5.
Удельный вес выпускников государственных высших учебных заведений, получивших и не получивших направление на работу
(в процентах от общего числа выпускников).
Регион |
2005 год |
2006 год |
Темп роста, % |
2007 год |
Темп роста, % | |||||
получили |
не получили |
получили |
не получили |
получили |
не получили |
получили |
не получили |
получили |
не получили | |
РФ |
46,8 |
10 |
46,7 |
8,8 |
99,8 |
88 |
48 |
- |
102,8 |
- |
в том числе Омская область |
42 |
20 |
36,9 |
24,7 |
87,9 |
123,5 |
40,9 |
18,7 |
110,8 |
75,7 |
Анализ полученных
данных позволяет сделать
При сравнении положения выпускников высших учебных заведений и средних специальных на рынке труда наблюдается различие в том, что количество выпускников средних специальных заведений, получивших работу, уменьшается к 2007 году, а численность выпускников высших учебных заведений, получивших работу, увеличивается в этом году.
Причины такой ситуации объясняются тем, что в последнее время все больше внимания уделяется вопросам получения образования молодежи, содействию занятости и развитию политики активной поддержки этого слоя населения. В связи с этим изменяются требования работодателей к молодым специалистам, а также развитие общества требует притока более квалифицированных специалистов на рынок труда. Поэтому молодые люди стремятся получать высшее образование в силу того, что в вузах личность развивается всесторонне и методика преподавания значительно выше, что по окончании вузов выпускники имеют больше шансов устроится на хорошую работу.
Состояние молодежной занятости в Омской области на сегодняшний день можно представить в таблице 5, в которой приведена среднесписочная численность занятой молодежи в составе общей численности трудовых ресурсов. Это позволит нам также сравнить молодежную занятость с занятость других возрастных групп, провести анализ представленных в таблице данных и сделать соответствующий вывод.
Таблица 6.
Распределение численности занятых в экономике
по возрастным группам, %
Годы, темп роста |
до 20 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-72 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2002 год |
4,1 |
23,5 |
33,2 |
20,6 |
15,6 |
3 |
2003 год |
3,8 |
22,1 |
30,4 |
30 |
11,4 |
2,3 |
Темп роста, % |
92,7 |
94 |
91,6 |
145,6 |
73,1 |
76,7 |
2004 год |
3,3 |
22,4 |
27,7 |
30,7 |
12,4 |
3,5 |
Темп роста, % |
86,8 |
101,4 |
91,1 |
102,3 |
108,8 |
152,2 |
2005 год |
2,6 |
22,6 |
26,2 |
31,6 |
13,7 |
3,3 |
Темп роста, % |
78,8 |
100,9 |
94,6 |
102,9 |
110,5 |
94,3 |
Продолжение табл. 6.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2006 год |
2,4 |
23,7 |
24,5 |
32,3 |
14,3 |
2,8 |
Темп роста, % |
92,3 |
104,9 |
93,5 |
102,2 |
104,4 |
84,8 |
2007 год |
3,5 |
23,9 |
24,5 |
31,1 |
14,3 |
2,7 |
Темп роста, % |
145,8 |
100,8 |
100 |
96,3 |
100 |
96,4 |
По приведенным данным и рассчитанным показателям можно сделать такой вывод, что по сравнению с общей численностью занятых в экономике процент занятости молодежи довольно высок, особенно в возрастной группе 20-29 лет. В целом в этой группе относительно стабильная ситуация с небольшими отклонениями, в 2003 году видно снижение численности занятых на 6%, наибольшая численность занятых в 2007 году, по сравнению с 2006 годом произошло увеличение на 0,8%. В общем, из всех возрастных групп наибольшая занятость наблюдается в группе 30-39 лет, что связано с увеличением общего периода получения образования и осознанием важности этого молодыми людьми, выходящими на рынок труда и сталкивающимися с требованиями работодателей, к 2007 году происходит ее снижение на 6,5% по сравнению с 2005 годом.
До 2006 года наблюдается снижение занятости молодежи в возрасте до 20 лет, а в 2007 году происходит ее увеличение на 45,8%. Больше всего занятых в этой возрастной группе в 2002 году – 4,1% общей численности занятых в экономике, меньше всего в 2006 году – 2,4% [2, с. 15].
Изменения в жизни общества, связанные со сменой планового уклада экономики и ее переход к рыночным методам хозяйствования, в значительной степени оказали свое влияние на методологию исследования большинства социально-экономических процессов в различных научных и исследовательских направлениях, одним из которых является сфера труда. Особое место в экономической статистике занимает учет трудовых ресурсов, основные характеристики которых измеряются с помощью баланса трудовых ресурсов.
На основе данных отчетности выполняется баланс трудовых ресурсов, первоначальным источником которого является информация по труду, представляемая в органы статистики различными предприятиями – субъектами рынка. Отчетность по труду в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности может составляться и предоставляться ежемесячно, ежеквартально или раз в год. Составление баланса трудовых ресурсов является актуальным и сегодня. Но современный баланс имеет свои особенности, продиктованные новыми реалиями социально-экономической ситуации на рынке труда. [2, с. 20].
Как отмечает С. С. Утинова, проведение реформ в экономике потребовало пересмотра принципов составления баланса трудовых ресурсов с учетом новых процессов в трудовой сфере. К ним относятся:
- увязка показателей
баланса с основными
- распределение трудовых
ресурсов по преимущественной
занятости для достижения
- обеспечение сопоставимости
ресурсов труда с их
Балансовый метод является одним из основных при количественной оценке занятости и использования трудовых ресурсов, в том числе молодежи.
Выделяются показатели, с помощью которых производят оценку состояния рынка труда. К ним относятся:
- уровень занятости,
рассчитываемый как отношение
численности занятого
- уровень безработицы, определяемый как доля численности безработных в численности экономически активного населения и измеряемый в долях или процентах;
- продолжительность безработицы или продолжительность поиска работы, определяемая как длительность периода, в течение которого человек, будучи безработным, ищет работу;
П. Э. Шлендер Ю. П. Кокин выделяют четыре группы показателей, отражающих эффективность занятости:
- пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности;
- уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, отражающий, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а, с другой – потребность населения в рабочих местах;
- структура распределения
работающих по отраслям
- профессионально-
Исследование трудовых ресурсов, в том числе молодежи, может быть дополнено также демографическими методами. Прогнозы таких показателей, как численность населения и трудовых ресурсов, уровень занятости, точность которых тем выше, чем полнее известны действующие в этой области законы и закономерности. [4, с. 190].
Параметры рынка труда могут быть также исследованы с помощью различных методик. Например, используются такие источники информации, как выборочные статистические обследования населения, предприятий и организаций, клиентов и отчетов центров занятости.
По мнению Е. Л. Посадкова, при исследовании рынка труда с помощью методов статистического наблюдения, которое необходимо проводить в режиме мониторинга в масштабе страны, следует расширить перечень рассчитываемых индикаторов. В качестве основных индикаторов можно выделить показатели, характеризующие: предложение труда, спрос на рынке труда и баланс между спросом и предложением на рынке труда.
Для решения этих вопросов необходимо разработать специальную методику применительно к трудовым ресурсам молодежи, основанную на применении методов математической статистики, связанных с построением соответствующей модели и последующей проверкой ее параметрических данных на адекватность. В случае получения положительных результатов данной проверки в дальнейшем можно было бы использовать данную модель в экономических исследованиях и расчетах, а также молодежных программах при решении различных социально-экономических проблем.
Первым этапом исследования является изучение динамики численности трудовых ресурсов молодежи по переписи населения или выборочному наблюдению, предполагающему проведение анкетирования.
При этом определяются количественные характеристики трудовых ресурсов молодежи и систематизируются качественные характеристики, оказывающие влияние на результат – оценку молодежной занятости. Поэтому на втором этапе исследования должны быть выявлены факторы, влияющие на формирование молодежного рынка труда и занятость молодежи. Исследование связей в условиях массового наблюдения и действия данных факторов осуществляется, как правило, с помощью экономико-статистического моделирования. Наиболее разработанной в теории статистики является методология парной корреляции, рассматривающая влияние вариации факторных признаков на результативный признак и представляющая собой факторный корреляционный и регрессионный анализ.
Поэтому третьим этапом исследования должен стать выбор модели, в качестве которой может быть, например, уравнение линейной регрессии. Сложность при этом заключается в том, что из множества функций необходимо выбрать такую, которая бы лучше других показывала реально существующие связи между анализируемыми факторными признаками.
Информация о работе Использование труда молодежи в Омской области