Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, лекция
Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".
Декларирование безопасности - эффективный и широко применяемый на практике в ЕС элемент государственного регулирования промышленной безопасности. Эта процедура регламентирована "Международной организацией Труда в Конвенции № 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.). В соответствии с этой процедурой руководство каждого опасного предприятия (объекта, установки) должно представлять в органы власти декларацию безопасности (Safety Report) - единый документ, объединяющий вопросы идентификации и оценки основных опасностей и обоснования принятых мер по безопасности эксплуатации промышленного объекта, а также мер на случай аварий. С 1993 г. по инициативе Госгортехнадзора России - идет активное внедрение этой процедуры в России. Декларирование безопасности обязательно для промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства. Оно осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Декларация безопасности является документом, определяющим возможные характер и масштабы ЧС на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация должна полностью характеризовать безопасность промышленного производства на этапе его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и содержать следующие пункты: 1) сведения о расположении, природно-климатических условиях его размещения, численности персонала промышленного объекта; 2) основные характеристики и особенности технологических процессов и проводимой продукции; 3) анализ риска возникновения на промышленном объекте ЧС природного к техногенного характера, включая определение источников опасностей; 4) оценку условий развития и возможных последствий ЧС; 4) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объеме и содержании организационных и технических мероприятий по предупреждению ЧС; 5) сведения о состоянии локальной системы оповещения персонала населения о возникновении ЧС; 6) характеристику мероприятий по созданию, подготовке и поддержанию в состоянии готовности сил и средств по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, а также мероприятий по защите персонала. 7) порядок действия сил и средств в случае ЧС; 8) сведения о материальных и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС; 9) порядок информирования населения и органа местного самоуправления. Декларация составляется в 4-х экземплярах и представляется в МЧС; в Федеральный орган Госгортехнадзора; в орган местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект.
Основным способом оповещения населения
в чрезвычайных ситуациях считается
передача речевой информации с использованием
всех средств связи, радио, телевидения,
громкоговорящие подвижные уста
Для снижения выброса загрязняющих
веществ в атмосферу необходимо
провести следующие мероприятия: детально
разработать технологический
Основные меры защиты атмосферы от загрязнений промышленными пылями и туманами предусматривают широкое использование пыле- и туманоулавливающих аппаратов и систем. Исходя из современной классификации пылеулавливающих систем, основанной на принципиальных особенностях процесса очистки, пылеочистное оборудование можно разделить на четыре группы: сухие пылеуловители, мокрые пылеуловители, электрофильтры и фильтры. Пылеуловители различных типов, в том числе и электрофильтры, применяют при повышенных концентрациях примесей в воздухе. Фильтры используются для тонкой очистки воздуха с концентрациями примесей менее 100 мг/м3. Если требуется тонкая очистка воздуха при высоких начальных концентрациях примесей, то очистку ведут в системе последовательно соединенных пылеуловителей и фильтров. Процесс очистки газов от твердых и капельных примесей в различных аппаратах характеризуется рядом параметров, в том числе общей эффективностью очистки: η=(Ρвх-Свых)/Свх, (1) где Свх и Свых – массовые концентрации примесей в газе до и после пылеуловителя (фильтра). Если очистка ведется в системе последовательно соединенных аппаратов, то общая эффективность очистки: η =l-(l- η1)(l- η2) ... (1- ηn), где η1, η2, ηn - эффективность очистки 1-го, 2-го и п-го аппаратов. В ряде случаев используется понятие фракционной эффективности очистки: ηi=(Свхi-Свыхi)/Свхi (2) где Свхi, и Свыхi – массовые концентрации i-й фракции загрязнителя до и после пылеуловителя. Для оценки эффективности процесса очистки также используется коэффициент проскока К частиц через пылеуловитель: К = Свых/Свх. Как следует из формул (1) и (2), коэффициент проскока и эффективность очистки связаны соотношением К=1- ? Гидравлическое сопротивление пылеуловителей ?р определяется как разность давлений воздушного потока на входе рвх и выходе рвых из аппарата. Величина ?р находится экспериментально или рассчитывается по формуле: Δπ= рвх – рвых=ζrw2/2 (3) где r и w– плотность и скорость воздуха в расчетном сечении аппарата; t, – коэффициент гидравлического сопротивления. В процессах пылеулавливания весьма важное значение имеют физико-химические характеристики пылей и туманов, такие, как дисперсный (фракционный) состав, плотность, адгезионные свойства, смачиваемость, электрическая заряженность частиц, удельное сопротивление слоев частиц и др. Для правильного выбора пылеулавливающего аппарата или фильтра необходимы прежде всего сведения о дисперсном составе пылей и туманов. Смачиваемость частиц жидкостью (водой) влияет на работу мокрых пылеуловителей, а электрическая заряженность частиц–на их поведение в пылеуловителях и газоходах. К общим параметрам пылеуловителей относятся их производительность по очищаемому газу и энергоемкость, определяемая величиной затрат энергии на очистку 1000 м3 газа. К сухим пылеуловителям относятся все аппараты, в которых отделение частиц примесей от воздушного потока происходит механическим путем за счет сил гравитации, инерции, Кориолиса. Конструктивно сухие пылеуловители разделяют на циклоны, ротационные, вихревые, радиальные, жалюзийные пылеуловители и др. .Аппараты мокрой очистки газов характеризуются высокой эффективностью очистки от мелко дисперсных пылей, возможностью очистки от пыли горячих и взрывоопасных газов. Однако, аппараты мокрой очистки обладают некоторыми недостатками: образование в процессе очистки шлама. Электрофильтры. Электрическая очистка основана на ударной ионизации газа в зоне коронирующего разряда, передаче заряда ионов частицам примесей и осаждении последних на осадительных и коронирующих электродах. Фильтры. Фильтры широко используются в промышленности для тонкой очистки вентиляционного воздуха от примесей, а также для промышленной и санитарной очистки газовых выбросов. Процесс фильтрования состоит в задержании частиц примесей на пористых перегородках при движении дисперсных сред через них. В фильтр поступают загрязненные газы, которые очищаются при прохождении фильтроэлемента. Туманоуловители. Для очистки воздуха от туманов кислот, щелочей, масел и других жидкостей используются волокнистые фильтры, принцип действия которых основан на осаждении капель на поверхности пор с последующим стеканием жидкости под действием сил тяжести.
Федеральный Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определяет понятие ликвидации последствий ЧС следующим образом. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для. них опасных факторов; Выбор системы действий в чрезвычайной ситуации, сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций зависит от масштаба и вида ЧС. Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации. Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС. Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). Силы и средства ликвидации ЧС 1) военизированные и невоенизированные формирования федеральных органов исполнительной власти и организации РФ: - противопожарные; - поисково-спасательные; - аварийно-восстановительные; 2) учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздравмедпрома России и других федеральных органов; 3) формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода; 4) военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета, 5) территориальные аварийно-спасательные формирования Госинспекции по маломерным судам РФ Минприроды России; 6) подразделения Государственной противопожарной службы МВД России; 7) соединения и воинские части Войск гражданской обороны 8) подразделения поисково-спасательной службы МЧС РФ; 9) соединения и воинские части радиационной, химической и биологической защиты и инженерные войска Минобороны России; 10) военизированные горно-спасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго, 11) подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции; 12) аварийно-технические центры и специализированные отряды атомных электростанций Минатома России; 13) восстановительные и пожарные поезда МПС России; 14) территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; 15) Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; 16) аварийно-спасательные службы Военно-Морского Флота; 17) отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений. Общественные объединения, участвующие в; ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестаци-' онном порядке. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, : других войск и воинских формирований. Порядок их , привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами ; Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.