Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, лекция
Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".
Объем и качество потребляемой в технологическом процессе воды и состав отводимых в открытые водоемы сточных вод зависят от технологии производства, вида выпускаемой продукции, уровня технического оснащения предприятий и внутри- и внезаводских очистных сооружений и установок. Наиболее перспективным является создание замкнутых систем водопользования. Каждая промышленная структура имеет систему водоснабжения и водоотведения. Предпочтение отдается системе оборотного водоснабжения (т.е. часть воды используется в технических операциях, очищается и поступает вновь, а часть сбрасывается. Система водоотведения предусматривает систему канализации, которая включает устройства в том числе и очистные. На территории предприятия различают 3 вида сточных вод: производственные (техн. процессы); бытовые (хоз. нужды); поверхностные (осадки). В зависимости от характера загрязнения сточных вод существуют группы методов для очистки вод от: твердых нерастворимых примесей (механических); маслосодержащих примесей; растворимых примесей; биологическая очистка. Для очистки сточных вод от металлов и их солей (растворимых примесей) применяются следующие методы: реагентные, ионообменные, сорбционные, электрохимические (гиперфильтрация, электрокоагуляция, электролиз, электродиализ), биохимические, а также ведется нейтрализация сточных вод для удаления из них кислот и щелочей; озонирование. При широко распространенных реагентных методах очистки происходят следующие основные химические процессы: окисление или восстановление растворенных в воде примесей с образованием нетоксичных продуктов; переход растворимых примесей в нерастворимые с последующим разделением твердой и жидкой фаз и нейтрализация содержащихся в сточных водах свободных кислот и щелочей. Биологическая очистка сточных вод: очистка от органических и неорганических примесей. Процесс очистки осуществляется с помощью биоценоза, в котором участвуют 2 вида бактерий: автотрофы и гетеротрофы, под действием которых осуществляется процесс разложения примесей. При этом протекает восстановительный процесс, называемый аэробным и окислительный - анаэробным. Поэтому аппаратурное обеспечение этих методов следующее: аэротенки; афтотенки; фильтры; комбинация устройств.
Промышленные отходы делятся на твердые и жидкие. Основными направлениями ликвидации и переработки твердых отходов (кроме металлоотходов) являются вывоз и захоронение на полигонах, сжигание, складирование и хранение на территории промышленного предприятия до появления новой технологии переработки их в полезные продукты (сырье). Обработка твердых отходов Основные операции первичной обработки металлоотходов – сортировка, разделка и механическая обработка. Сортировка заключается в разделении лома и отходов по видам металлов. Разделка лома состоит в удалении неметаллических включений. Механическая обработка включает рубку, резку, пакетирование и брикетирование на прессах. Каждая партия должна сопровождаться удостоверением о взрывобезопасности и безвредности. На предприятиях, где образуется большое количество металлоотходов, организуются специальные цехи (участки) для утилизации вторичных металлов. При термической обработке отходов пластмасс расходуется большое количество кислорода и выделяется много высокотоксичных продуктов (углеводороды, хлористый водород и др.). Наиболее рациональным методом ликвидации пластмассовых отходов служит высокомолекулярный нагрев без доступа воздуха (пиролиз), в результате которого из отходов пластмасс в смеси с другими отходами (дерево, резина и др.) получаются ценные продукты: пирокарбон, горючий газ и жидкая смола. На большинстве промышленных предприятий пластмассы и древесные отходы входят в состав промышленного мусора предприятий, при этом разделение мусора на отдельные его компоненты оказывается экономически нецелесообразным. Технология переработки мусора разрабатывается применительно к конкретному предприятию и определяется составом и количеством промышленного мусора, образующегося на территории. Захоронение отходов должно проводиться в специально отведенных местах по согласованию с органами государственного санитарного надзора. Пункт захоронения отходов необходимо располагать на незатопляемой территории с низким уровнем грунтовых вод, с наличием водоупорного глинистого слоя. Расстояние от места захоронения отходов до населенных мест и открытых водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, водоемов рыбохозяйственного назначения устанавливается в каждом конкретном случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора. Утилизация и ликвидация осадков сточных вод. Технологический цикл обработки осадков сточных вод включает следующие виды обработки, ликвидации и утилизации: уплотнение (гравитационное, флотационное, центробежное, вибрационное); кондиционирование осадков проводят для разрушения коллоидной структуры осадка органического происхождения и увеличения их водоотдачи при обезвоживании; обезвоживание (сушка на иловых площадках, вакуум-фильтрация, фильтр-прессование, центрифугирование, виброфильтрование, термическая сушка),обезвоживание термической сушкой применяется для осадков, содержащих сильно токсичные вещества, которые перед. ликвидацией и утилизацией необходимо обеззараживать; ликвидация (сжигание в печах, жидко-фазное окисление, сброс в накопитель, закачка в земляные пустоты, вывоз на свалки). При назначении на утилизацию после уплотнения идет процесс стабилизации (сбраживание, аэробная стабилизация), кондиционирование (обработка неорганическими реагентами, тепловая обработка, обработка полиэлектролитами, замораживание, электрокоагуляция), утилизация (использование в сельском хозяйстве, производстве строительных материалов, производстве сорбентов, регенерации металлов). Обезвреживание и захоронение радиоактивных отходов Сбор радиоактивных отходов должен производиться раздельно в зависимости от их физического состояния, взрыво- и огнеопасности и периода полураспада. Для сбора и транспортировки твердых и жидких радиоактивных отходов на предприятиях применяют специальные однотипные сборники, размер и конструкция которых определяются количеством отходов, видом и энергией излучений. Сборники разового пользования должны иметь достаточную прочность для транспортировки в них радиоактивных отходов. Транспортировка радиоактивных отходов к местам захоронения осуществляется на специально оборудованных автомашинах с крытым кузовом или цистерной (для жидких отходов). Проблема безопасного удаления и захоронения радиоактивных отходов еще не решена окончательно и требует дальнейшего развития. Наиболее перспективным и более разработанным считается метод подземного захоронения жидких радиоактивных отходов. между слоями водоупоров и цементной пульпы в расслаивающиеся горные породы Сбор радиоактивных отходов производится раздельно, они запрессовываются в специальные емкости, после чего ведется их захоронение в землю на достаточно большую глубину в малодоступных местах. Слаборадиоактивные отходы подвергаются очистке и сбрасываются в окружающую среду.
Существуют два пути современного мониторинга: 1) Естетсвенный; 2)Антропогенный. Естественный путь – характеризуется плавностью, замедленностью, колебания которые возникают на этом пути развития незаметны (например, климатические условия: температура в долях °С, кругооборот веществ в природе). Антропогенный (искусственный) путь – характеризуется быстрыми изменениями как в целом, так и в отдельных регионах, причем для данного пути развития рассматриваются намеренные (позитивные) направления (разработка полезных ископаемых, развитие теплоэнергетики), так и ненамеренное (или негативное направление): загрязнение атмосферы воздуха, отторжение лесных территорий, образование свалов и т.д. При попытке разделить естественный и антропогенный пути развития возник экологический мониторинг. Экологический мониториг – это информационная система, созданная с целью наблюдения прогнозов изменений в окружающей среде, для того, чтобы выделить антропогенную составляющую на фоне остальных природных процессов. На основе этой системы создана общегосударственная система наблюдения и контроля за состоянием окружающей Среды. Исполнительным органом является министерство экологии и природных ресурсов.Задачи системы 1)Наблюдение за химическими, биологическими, физическими параметрами (характеристиками). 2)Обеспечение организации оперативной информации. Принципы, положенные в организацию системы: коллективность; синхронность; регулярная отчетность Кроме экологического мониторинга, существуют другие виды мониторингов: геохимический, генетический, биологический, медико-биологический, климатический. Нормативы Нормативы, используемые для оценки полученной информации называется ПДЭН (предельно допустимая экологическая нагрузка). ПДЭН – воздействие (совокупность воздействий), которые или не влияют на качество окружающей Среды или изменяют его (качество) в допустимых пределах (т.е. не разрушая эко-систему и не вызывая отрицательных последствий у живых существ, в первую очередь у человека. Виды воздействий: 1)Стихийное антропогенное. 2) Использование природных возможностей при строительстве городов. 3)Сознательное крупномасштабные преобразования природных объектов. 4)Сознательное уничтножение эко-системы. Для первых 3-х видов можно проводить оптим-цию.
Одно из необходимых условий управления охраной труда – оценка эффективности проводимых мероприятий. Эта оценка проводится в целях обоснования планируемых мероприятий, выбора оптимальных проектных решений, определения результатов деятельности производственных объединений, материального стимулирования работников предприятий за разработку и внедрение мероприятий по охране труда и решения ряда других вопросов. Необходимость в оценке обусловлена социальной значимостью охраны труда, значительными размерами расходуемых средств, стремлением к эффективной деятельности по охране труда. Если в результате осуществления мероприятий достигаются поставленные цели, то социальный эффект положителен. Однако экономические показатели при этом не всегда будут эффективными. При оценке мероприятий по охране труда в условиях социалистического общества приоритет всегда отдается социальным показателям. Эффективность мероприятий может выражаться инженерно-техническими, социальными, социально-экономическими и экономическими показателями. Об инженерно-технической эффективности мероприятий судят по разности соответствующих показателей, характеризующих условия безопасности до и после реализации мероприятий. Социальные последствия внедрения мероприятий по охране труда определяются разностью величин до и после осуществления мероприятий по следующим показателям: увеличению численности работающих, для которых условия труда соответствуют нормативным требованиям; снижению травматизма и заболеваемости; сокращению текучести кадров из-за неудовлетворительных условий труда. Могут использоваться и другие социальные показатели, для которых найдены способы и методы их достоверной количественной оценки (например, степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, создание условий для гармонического развития личности и др.). Некоторые социальные результаты могут быть выражены в денежной форме, а также через рабочее время. Поэтому такие показатели называются социально-экономическими (например, снижение травматизма и заболеваемости). Экономические результаты мероприятий по охране труда выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и овеществленного труда в народном хозяйстве и на предприятиях. При этом производится совместный учет экономических результатов от реализации мероприятий и затрат, связанных с их осуществлением на основе расчета следующих трех основных показателей: чистого экономического эффекта; общей экономической эффективности; сравнительной экономической эффективности. Показатель чистого экономического эффекта рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и определяется в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление. Этот показатель используется для определения ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по охране труда, для выбора наиболее эффективного варианта мероприятий, а также для определения фактического экономического эффекта внедренных мероприятий. Показатель общей экономической эффективности определяется как отношение экономических результатов к затратам. Этот показатель рассчитывается во всех случаях экономического обоснования и используется для определения народно-хозяйственных результатов затрат на охрану труда, выявления динамики их эффективности, для сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, а также для сравнения ожидаемой и фактической эффективности с утвержденными нормативами. Показатель сравнительной экономической эффективности нескольких мероприятий определяется в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени. Этот показатель рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение тождественных социальных и экономических результатов, но требуются различные затраты на их реализацию. Показатель используется для выбора варианта, который обуславливает минимальные затраты на его осуществление. Расчет социальной и социально-экономической эффективности мероприятий. Оценка социального эффекта от внедренных мероприятий производится на основе расчета показателей, приводимых ниже. Снижение показателей травматизма: Частоты: = *1000 / Ч; = ( - )*1000 / Ч; Тяжести: = / А; = / - / ; Нетрудоспособности: = *1000 / Ч ; причем = ( - )*1000 / Ч, где , - число несчастных случаев до и после проведения мероприятий; , , – число дней временной нетрудоспособности в связи с травматизмом, чел.-дни. Сокращение уровня заболеваемости по показателям частоты ? , тяжести ? и нетрудоспособности ? : Δ = ( - )*100 / Ч; Δ = / - / ; Δ = ( - )*100 / Ч. где – число заболеваний до и после проведения мероприятий соответственно; , , – число дней временной нетрудоспособности в связи с заболеваемостью, чел.-дни. Расчеты по определению экономического ущерба от загрязнения окружающей среды должны проводиться при планировании и проектировании средозащитных мероприятий. Для предупреждения воздействия загрязнений на атмосферу требуются большие затраты на устройство систем очистки воздуха, на создание санитарно-защитных зон; на удаление источников загрязнения за пределы города и т. п. Загрязнение земли и почвы приводит к затратам на создание малоотходных технологий, на сбор, удаление и захоронение отходов производства. Остаточные загрязнения окружающей среды после проведения природоохранных мероприятий обусловливают расходы на компенсацию негативных последствий воздействия загрязнений: медицинское амбулаторное и стационарное обслуживание лиц, пострадавших от неблагоприятных условий, оплату пособий по нетрудоспособности; компенсацию потерь чистой продукции из-за снижения производительности труда в результате отрицательного влияния загрязнений на производственное оборудование; дополнительные услуги коммунально-бытового хозяйства в загрязненной среде; компенсацию количественных и качественных потерь из-за снижения продуктивности земельных, лесных и водных ресурсов в загрязненной среде и т. д. Кроме того, следует учитывать затраты, вызываемые вторичным загрязнением, например от сжигания отходов или поступления их в окружающую среду в процессе хранения и т. п. Экономический ущерб от загрязнения среды определяется суммой затрат на возмещение ущерба, причиненного отдельными источниками в пределах рассматриваемой территории. Во всех случаях при определении ожидаемого ущерба на основе вариантых расчетов устанавливается минимальная сумма, предназначенная на предупреждение и компенсацию воздействия загрязненной среды. Такой подход реализуется для оценки экономического ущерба в масштабах промышленных комплексов и отдельных технологических процессов. Значение приведенной массы М годового выброса загрязнении в атмосферу из источника определяют по формуле , где mi - масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год; Ai - показатель относительной опасности (агрессивности) примеси i-го вида,; N– общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.
Затраты на охрану труда подразделяются на капитальные и эксплуатационные. К капитальным вложениям относятся единовременные затраты на создание основных фондов, относящихся к охране труда, и на совершенствование техники и технологии. К эксплуатационным расходам относятся текущие затраты на совершенствование безопасности основного технологического оборудования и затраты на проведение мероприятий по охране труда за счет цеховых и общезаводских расходов. При проведении мероприятий, осуществление которых или для достижения эффекта по которым требуется длительный срок (например, снижение заболеваемости и травматизма), а при этом эксплуатационные расходы и капитальные вложения изменяются во времени, суммарные затраты определяются с учетом фактора времени по формуле
где Kt, Ct – капитальные вложения и эксплуатационные расходы соответственно в t-ом году, руб.; tσ – базовый момент времени, к которому приводятся затраты t-го года; t0, Т – год начала и год окончания отчетного (планового) периода; t – продолжительность периода, лет. Расчет экономической эффективности мероприятий. Годовой экономический эффект от осуществления мероприятий по охране труда определяется по формуле Эг = Р - 3 или Эг = Р - (С + Ен К). Общая (абсолютная) экономическая эффективность затрат на охрану труда выражается соотношением Эо = Р/3. Общая экономическая эффективность капитальных вложений в мероприятия по охране труда определяется по формуле Эк = (Р – С ) / К. Если Эк >> Ен = 0,08, то капитальные вложения следует считать эффективными. Срок окупаемости капитальных вложений вычисляют по формуле Т = 1 / Э*К Если Т < Тн = 12,5 лет, то капитальные вложения следует считать эффективными. Р - результат С – годовые эксплутационные расходы на мероприятия по охране труда, руб К – капитальные вложения на охрану труда, руб Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений на охрану труда. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов крестного самоуправления.