Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. История становления МЧС России ………………………………………………..4
3. Задачи МЧС………………………………………………………………………….7
4. Структура МЧС……………………………………………………………………...9
5. Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления………..10
6. Роль, функции и задачи местных органов управления ГОЧС…………………..13
7. Основные задачи МЧС субъекта федерации……………………………………..15
8. Основные функции МЧС субъекта федерации…………………………………..16
9. Основные перспективы развития…………………………………………………19
10. Заключение…………………………………………………………………………22
11. Список использованной литературы……………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием  системы “Гражданская защита”.

Основными направлениями  совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

- создание единой нормативно-правовой базы системы;

- развитие системы  управления и укрепление ее  органов;

- усиление научно-методического  и информационного обеспе-чения  системы;

-  укрепление сил  системы;

- совершенствование материальной  базы системы;

- повышение уровня  подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

- расширение и укрепление  связи РСЧС с органами государственной  власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный регионы.

Основным органом управления, ответственным  за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Регионы, в основном, образованы в  границах военных округов. За истекший период статус центров, их задачи и принципы  деятельности прошли некоторую практическую апробацию. В целом их становление состоялось, но нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности центров были связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на основе экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время способом преодоления упомянутых трудностей является создание при коллегиальных органах экономического сотрудничества территорий региональных советов по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления ГОиЧС включены в состав соответствующих органов  исполнительной власти. Это расширяет  их возможности и упрощает руководство  силами РСЧС со стороны начальников  гражданской обороны.

По ходу стабилизации структуры органов федеральной исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их органов управления, занимающихся вопросами ГОиЧС.

Следует еще раз подтвердить  действенность института начальников  гражданской обороны, дающему нашей  системе вертикаль соподчиненности и содействующему целесообразной централизации управления. Все руководство гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное время осуществляется через МЧС России.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным  за противодействие чрезвычайным ситуациям  на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям  соответствующего органа исполнительной власти.

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются министерства, комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Эти органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.

 

Роль, фукции, и задачи местных органов управления ГОЧС.

 

Уточним роль, функции и задачи местных органов управления ГОЧС. В каждом субъекте федерации (СФ) создано Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

МЧС СФ осуществляет свою деятельность:

а) под руководством МЧС  России по вопросам:

формирования и установления основ федеральной политики и  федеральных программ в области  гражданской обороны;

подготовки проектов федеральных законов. Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организации проведения научных исследований в области  гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти СФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных   ситуаций,   осуществления   руководства   единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

участия в обеспечении  создания республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных резервов;

осуществления контроля за процессом производства, режимом  хранения, условиями перевозки и  порядком использования радиоактивных  и других особо опасных веществ, соблюдением при этом необходимых  мер безопасности;

принятия решении о  непосредственном руководстве ликвидацией  чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения  на территории СФ, а также при чрезвычайных ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации - по указанию МЧС России, Главы СФ и Правительства СФ;

определения порядка  сбора информации в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка  обмена указанной информацией между  органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также  органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; участия в планировании совместно с Приволжским региональным центром но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применения войск гражданской обороны в мирное время на территории СФ:

б) под руководством Правительства СФ по вопросам:

подготовки в соответствии с федеральным законодательством  законов и иных нормативных правовых актов СФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, по реализации мероприятий в области гражданской обороны:

осуществления подготовки и содержания в готовности необходимых  сил и средств гражданской  обороны, республиканской территориальной  подсистемы РСЧС для защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по гражданской обороне, а также способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;

принятия решений о  проведении эвакуационных мероприятий  в условиях чрезвычайных ситуаций и  обеспечении их проведения;

осуществления в установленном  порядке сбора и обмена информацией  в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  своевременного оповещения и информирования населения о мероприятиях гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержания общественного  порядка в ходе их проведения; при  недостаточности собственных сил  и средств - обращения за оказанием помощи к органам исполнительной власти ближайших субъектов Российской Федерации, к МЧС России и в установленном порядке к Правительству Российской Федерации;

осуществления мероприятий  гражданской обороны, защиты населения  и территории СФ от чрезвычайных ситуаций;

создание республиканских  резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории СФ;

содействия   устойчивому   функционированию   организаций. предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;

в) под совместным руководством МЧС России и Правительства СФ по вопросам:

разработки предложений  по реализации государственной политики в области гражданской обороны;

проведения карантинных  мероприятий;

проведения  предупредительных  мероприятий по   снижению последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

 

 Основные задачи МЧС СФ

 

Основными задачами МЧС  СФ являются:

разработка предложений  по реализации государственной политики в области гражданской  обороны,  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним решений;

планирование, разработка и осуществление мероприятий  по гражданской обороне и контроль за их выполнением на территории СФ;

организация оповещения и информирования населения республики о приведении в готовность системы  гражданской обороны, об угрозе нападения  противника и применения им средств  массового поражения;

организация  подготовки  населения,  должностных  лиц  и формирований республиканской территориальной подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление  на территории СФ государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовностью органов повседневного управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению  выживания населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению органов повседневного управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения;

участие в планировании и организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного  риска (потенциально опасных объектов), дача заключений по лицензированию потенциально опасных объектов в области гражданской обороны, участие в работе по проведению экспертизы при проектировании и строительстве объектов;

организация подготовки населения по гражданской обороне  и действиям их в чрезвычайных ситуациях;

участие в планировании, организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий совместно с органами исполнительной власти СФ, органами местного самоуправления и военным командованием в условиях мирного и военного времени;

обеспечение защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции;

организация разработки мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны СФ в составе мобилизационных планов экономики Российской Федерации;

проверка состояния  гражданской обороны объектов экономики СФ;

разработка планов доукомплектованная и отмобилизования МЧС СФ и возложенных на него формирований;

организация работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой  и   организационно-методической     документации   по мобилизационной  подготовке в части, касающейся мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке нормативных правовых актов СФ на военное время по вопросам гражданской обороны, в том числе в подготовке ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов на военное время:

обеспечение функционирования и развития республиканской территориальной  подсистемы РСЧС, создание и обеспечение  готовности органов управления, сил  и средств в условиях мирного  и военного времени;

руководство работами по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуацией па территории СФ, в том числе на внутренних водах;

организация и проведение аттестации территориальных аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных  учреждений по их подготовке, координация деятельности ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;

Информация о работе Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления