Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. История становления МЧС России ………………………………………………..4
3. Задачи МЧС………………………………………………………………………….7
4. Структура МЧС……………………………………………………………………...9
5. Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления………..10
6. Роль, функции и задачи местных органов управления ГОЧС…………………..13
7. Основные задачи МЧС субъекта федерации……………………………………..15
8. Основные функции МЧС субъекта федерации…………………………………..16
9. Основные перспективы развития…………………………………………………19
10. Заключение…………………………………………………………………………22
11. Список использованной литературы……………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в СФ.

участие в разработке и реализации федеральных и республиканских целевых и научно- технических программ;

организация   разработки   территориальных   программ   по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

Основные функции МЧС СФ

 

МЧС СФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

организует и контролирует выполнение мероприятий в области  гражданской обороны;

организует работу по созданию, размещению, подготовке и  оснащению сил гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;

организует взаимодействие органов  исполнительной власти СФ, органов местного самоуправления и координирует их деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Начальника гражданской  обороны СФ проекты Плана гражданской обороны и Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения в региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения;

организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля республиканской территориальной  подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;

организует ведение  радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

организует работу по привлечению в установленном порядке к мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения при их соответствующей подготовке и аттестации;

организует и обеспечивает контроль за заключением и выполнением предприятиями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности договоров (контрактов) по выполнению ими мероприятий гражданской обороны в военное время;

обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного заказа (в части мероприятий гражданской обороны) предприятиями, организациями и учреждениями СФ;

участвует в разработке и организует реализацию на территории республики федеральных целевых  и научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и реализацию территориальных программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время;

осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий  гражданской обороны, накоплением  я поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке:

организует  функционирование  и  организационно-техническое обеспечение  деятельности учебно-методического  центра по гражданской обороне и  чрезвычайным ситуациям:

организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств республиканской  территориальной подсистемы РСЧС к  действиям при их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и представляет в установленном  порядке в Правительство СФ проекты нормативных правовых актов и решении по вопроса м защиты населения и Территории от чрезвычайных ситуаций и другим вопросам в пределах своей компетенции;

организует сбор, обобщение  и анализ информации об угрозе возникновения  чрезвычайных ситуаций и их последствиях;

осуществляет организационно-техническое  обеспечение деятельности республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов  повседневного управления республиканской  территориальной подсистемы РСЧС;

обеспечивает защиту информации, в том числе и составляющей государственную тайну, в подчиненных МЧС СФ подразделениях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

осуществляет в установленном  порядке руководство ликвидацией  чрезвычайных ситуаций на территории СФ, в том числе на внутренних водах;

организует создание н функционирование территориальной системы оповещения, руководит информационно-управляющим центром МЧС СФ;

осуществляет в установленном  порядке информирование населения  о состоянии защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них;

осуществляет методическое руководство работами по повышению  устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

организует работу по созданию сохранению и подготовке к  использованию страхового фонда  документации на объектах повышенного риска (потенциально опасных объектах);

организует работу по созданию и использованию резерва  финансовых и материальных ресурсов .для ликвидации чрезвычайных ситуаций в СФ;

организует подготовку населения, должностных, лип органов управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществляет   совместно   с   заинтересованными   органами исполнительной власти государственный  надзор за выполнением мероприятии  по предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям при их возникновении;

организует и проводит аттестацию территориальных аварийно-спасательных формировании, спасателей и образовательных, учреждении по их подготовке, координирует и контролирует деятельность ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;

осуществляет связь  с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей  компетенции.                  

 

Основные перспективы развития.

 

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на нештатной основе на базе различных  производственно-хозяйственных структур, показали свою недееспособность. Основная  причина этого - незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий - организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный способ их формирования не срабатывает.

Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего  в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому  законодательно подтверждена их необходимость.    

Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО.  В интересах РСЧС используются некоторые  части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом  сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической  целесообразности приводит к значительному  сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия формирований, их технического оснащения и совершенствования квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их подготовки.

В настоящее время  значительным является факт создания в каждой республике, крае и области  мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены  к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного  социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными, природными и экологическими  рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней.

В настоящее время  делаются лишь первые шаги в разработке такой стратегии, формулируются  ее концептуальные основы (задачи и принципы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций).

Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые  на территориальном и местном  уровнях в субъектах РФ, сводятся к::

- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей и регионов;

- разработке и реализации  системы мер и действий по  предупреждению, ликвидации чрезвычайных  ситуаций и смягчению их последствий;

- адекватному реагированию  на возникновение опасностей, выработке  и принятию научно обоснованных  и оправданных с социально-экономической  точки зрения решений по управлению  техногенными, природными и экологическими  рисками.

Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.

На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.

Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей возникновения и развития опасных  природных явлений и стихийных  бедствий, а также математического  ожидания возникающего при них непосредственного ущерба.

В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба.

Важным средством повышения  эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС,  личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

В составе РСЧС создана  и продолжает развиваться система  подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Информация о работе Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления