Продовольственная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:35, реферат

Описание

Мировой финансовый кризис, разумеется, не мог не затронуть проблему продовольственной безопасности нашей страны. Отечественные СМИ не перестают публиковать различные экспертные точки зрения на дальнейшее развитие продовольственной ситуации, и ни одна из них не оправдывается в полной мере.

Содержание

Введение
1 Понятие продовольственной безопасности.
2. Факторы продовольственной безопасности
3. Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
5 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)
>       Говоря  о законодательном обеспечении  продовольственной безопасности в России, в частности в советский период развития нашего государства можно утверждать, что механизм правового регулирования этого вида национальной безопасности был прочно связан с управленческими традициями той эпохи. Советская экономика, прочно связанная в единый механизм с государственным и партийным аппаратами в единый объект управления, практически не требовала создания правовых механизмов. Фактически народное хозяйство было единым юридическим лицом, управление которым осуществлялось внутренними документами.

       Таким образом, в условиях, когда государственные  структуры и народное хозяйство  фактически являлись единым юридическим  субъектом, подавляющая часть нормативной  базы - в том числе и нормативной  базы продовольственной безопасности - существовала в виде совместных постановлений и решений ЦК и правительства, приказов и распоряжений Совмина, народнохозяйственных планов всех уровней, разного рода ведомственных инструкций и других внутренних документов.

       В современных рыночных условиях хозяйствования агропродовольственный комплекс России испытывает необходимость учитывать последствия проводимых в стране преобразований с учетом задач различных органов законодательной и исполнительной власти. В связи с этим в стране принят ряд законов и указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также разработана нормативно-правовая база, направленная на поддержание и обеспечение продовольственной безопасности России.

       4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

       Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной  экономической политики в области  обеспечения продовольственной  безопасности Российской Федерации.

         В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.

       2. Продовольственная безопасность  Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

         В соответствии с положениями  Стратегии национальной безопасности  Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

       Стратегической  целью продовольственной безопасности является обеспечение населения  страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

       3. Основными задачами обеспечения  продовольственной безопасности  независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

         своевременное прогнозирование,  выявление и предотвращение внутренних  и внешних угроз продовольственной  безопасности, минимизация их негативных  последствий за счет постоянной  готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

       устойчивое  развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное  для обеспечения продовольственной  независимости страны;

       достижение  и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

       обеспечение безопасности пищевых продуктов.

        4. Настоящая Доктрина является  основой для разработки нормативных  правовых актов в сфере обеспечения  продовольственной безопасности, развития  агропромышленного и рыбохозяйственного  комплексов...

       5. Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах, не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

       Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни...

       6. Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности...

        II. Показатели продовольственной  безопасности Российской Федерации  и критерии их оценки

        7. Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей: ...

        8. Для оценки состояния продовольственной  безопасности в качестве критерия  определяется удельный вес отечественной  сельскохозяйственной, рыбной продукции  и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

       зерна - не менее 95 процентов;

       сахара - не менее 80 процентов;

       растительного масла - не менее 80 процентов;

       мяса  и мясопродуктов (в пересчете  на мясо) - не менее 85 процентов;

       молока  и молокопродуктов (в пересчете  на молоко) - не менее 90 процентов;

       рыбной  продукции - не менее 80 процентов;

       картофеля - не менее 95 процентов;

       соли  пищевой - не менее 85 процентов.

        III. Риски и угрозы обеспечения  продовольственной безопасности  Российской Федерации

        9. Обеспечение продовольственной  безопасности сопряжено с рисками,  которые могут существенно ее  ослабить. Наиболее значимые риски  относятся к следующим категориям:

       - макроэкономические риски, обусловленные  снижением инвестиционной привлекательности  отечественного реального сектора  экономики и конкурентоспособности  отечественной продукции, а также  зависимостью важнейших сфер  экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры;

       - технологические риски, вызванные  отставанием от развитых стран  в уровне технологического развития  отечественной производственной  базы, различиями в

       - требованиях к безопасности пищевых  продуктов и организации системы  контроля их соблюдения;

       - агроэкологические риски, обусловленные  неблагоприятными климатическими  изменениями, а также последствиями  природных и техногенных чрезвычайных  ситуаций;

       - внешнеторговые риски, вызванные  колебаниями рыночной конъюнктуры  и применением мер государственной  поддержки в зарубежных странах.

        10. Наличие перечисленных рисков  формирует yгрозы продовольственной  безопасности, которые могут приводить  к несоблюдению пороговых значений  критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики  страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

    -  низкого уровня платежеспособного  спроса населения на пищевые  продукты;

    - недостаточного  уровня развития инфраструктуры  внутреннего рынка;

    -  ценовых диспропорций на рынках  сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;

    - недостаточного  уровня инновационной и инвестиционной  активности в сфере производства  сельскохозяйственной и рыбной  продукции, сырья и продовольствия;

    - сокращения  национальных генетических ресурсов  животных и растений;

    - дефицита  квалифицированных кадров;

    - различий  в уровне жизни городского  и сельского населения;

    - искусственных  конкурентных преимуществ зарубежной  продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

       IV. Основные направления государственной  экономической политики в сфере  обеспечения продовольственной  безопасности Российской Федерации

        11. С учетом рисков и угроз  продовольственной безопасности  государственная экономическая  политика в сфере ее обеспечения,  составной частью которой является  государственная аграрная и морская  политика, должна осуществляться  по следующим основным направлениям. ...

        12. Для обеспечения безопасности  пищевых продуктов необходимо  контролировать соответствие требованиям  законодательства Российской Федерации  в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных,  на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги...

        13. В области производства сельскохозяйственной  и рыбной продукции, сырья и  продовольствия усилия должны  концентрироваться на следующих  направлениях: ...

        14. В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:

       социальное  обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;

       увеличение  финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и  прибрежных рыбацких поселениях;

       осуществление мониторинга уровня безработицы  и уровня реальных доходов сельского  населения;

       диверсификация  занятости сельского населения.

       15. В области внешнеэкономической  политики необходимо обеспечивать:

         оперативное применение мер таможенно-тарифного  регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

       активное  использование защитных мер при  растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;

       эффективную работу системы санитарного, ветеринарного  и фитосанитарного контроля с  учетом международных правил и стандартов;

Информация о работе Продовольственная безопасность Российской Федерации