Защита от аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:40, курсовая работа

Описание

Определенные виды АХОВ (аварийно химически опасное вещество) в больших количествах находятся на предприятиях их производящих, или использующих в производстве. Так, крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, чёрной и цветной металлургии, промышленности минудобрений.

Содержание

Введение
1. Понятие об АХОВ
2. Защита от АХОВ
2.1 Планирование мероприятий по защите АХОВ
2.2 Организация защиты населения, проживающего в районах расположения химически опасных объектов
2.3 Средства защиты от АХОВ
2.4 Ликвидация последствий аварий
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  11 файлов

Системный анализ.doc

— 57.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Системы оповещения.doc

— 217.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Социальная безопасность.doc

— 110.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Спас техника.doc

— 119.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Устойчивость объектов экономики.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

 

"Забайкальский  Государственный Университет" 

 

Институт переподготовки и повышения квалификации 

 

Кафедра техносферной безопасности 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

По дисциплине: Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

 

Тема: Основные направления и мероприятия по устойчивому функционированию в ЧС 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнил студент группы ЗЧСВ – 09 

 

                                                 Ф. И. О студента:    Зайцева Ольга Ивановна    

 

                                                Проверил: ___Пестов Владимир Михайлович

 

 

 

2012 г.

Направления и мероприятия по подготовке объектов экономики

к устойчивому функционированию в ЧС

Защита и обеспечение жизнедеятельности  населения в ЧС. К мероприятиям, обеспечивающим защиту населения в ЧС, относятся:

  • своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериального (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
  • комплексным применением основных способов и средств защиты - укрытием в защитных сооружениях, проведением эвакуации и рассредоточения, использованием СИЗ и МСИЗ;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах и зонах поражения (ЧС);
  • обучением населения по ГО (УМЦ ГО, курсы ГО) и действиям в ЧС.

Согласно ГОСТ 22.0.02.-94 - защита населения в ЧС, есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное (максимально возможное) сокращение (снижение) потерь населения и угроз его жизни и здоровью от опасностей (воздействий) поражающих факторов источников ЧС:

  • прогнозирование ЧС;
  • оповещение населения;
  • ведение РХБР;
  • использование СИЗ, МСИЗ;
  • ликвидация и локализация очагов ЧС.

В пик развития "холодной войны", общие требования по ПУФ были разработаны в 70-е годы ВНИИ ГОЧС. Необходимость их разработки была вызвана по результатам анализа научно-исследовательских работ, посвященных оценке последствий массированного применения современных средств поражения.

Среди мероприятий, обеспечивающих защиту населения и его жизнедеятельность в ЧС, важное место занимают:

1. Развитие, совершенствование  и поддержание в готовности  систем оповещения населения  об угрозе нападения противника, радиационном, химическом и бактериологическом заражении, о возникновении крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий систем разведки; наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) окружающей природной среды, пищевого сырья, продуктов питания, воды; (оперативные дежурные управлений по делам ГОЧС, сеть наблюдения и лабораторного контроля, дежурные силы гидрометеослужбы, дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств, локальные системы оповещения (ЛСО). (Постановление Правительства РФ № 178 от 1.03.1993 г.).

2. Накопление и содержание в готовности к использованию фонда ЗС (защитные сооружения), СИЗ (средства индивидуальной защиты), МСИЗ (медицинские средства индивидуальной защиты); (СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77*, постановление Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 “О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств”).

3. Организация рассредоточения  и эвакуация населения и заблаговременная подготовка загородной зоны (временное отселение).

4. Иммунизация населения, подготовка  к экстренному применению защитных медицинских препаратов и средств.

5. Подготовка сил и средств,  для проведения АСДНР.

6. Обучение населения способам  защиты и действиям в ЧС (учебно-методические  центры ГО, курсы ГО);

7. Развитие в загородной зоне существующих и строительство новых лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.

8. Развитие защищенных систем  водоснабжения, подготовка источников  в загородной зоне.

9. Расширенное строительство защищенных (от РВ, ОВ, БС) складов и баз для хранения запасов продовольствия и пищевого сырья, предметов первой необходимости.

10. Четкая организация перевозки  населения к местам работы  и жительства.

11. Подготовка сил и средств,  для массовой санитарной обработки  населения, специальной обработки сырья, материалов и др.

12. Совершенствование информационных  служб, улучшение качества морально-психологической  подготовки населения, и другие.

 

Рациональное размещение производительных сил.

 

В целях предотвращения дальнейшей концентрации промышленности в крупных городах и ограничения их роста, а также стимулирования развития малых и средних городов страны директивные органы обязали министерства и ведомства, а также Советы Министров союзных республик в 103 городах запретить строительство и расширение (за счет нового строительства) промышленных предприятий и в 57 городах его ограничить (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июня 1981 г. № 567 "Об ограничении промышленного строительства в крупных городах").

 

Рациональным называется такое размещение и распределение ресурсов и средств, производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

Рациональное размещение производительных сил достигается выполнением специальных мероприятий в соответствии с требованиями директивных и нормативных документов по мобилизационной подготовке и ГОЧС с учетом:

  • соблюдения общих принципов развития экономики;
  • влияния различных факторов, условий и особенностей, значение которых для различных отраслей и видов производств, при их размещении неодинаково.

На рациональное размещение производительных сил оказывают объективное влияние факторы такие, как:

  • энергетический, водный, сырьевой, связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;
  • трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;
  • земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на несельскохозяйственные нужды;
  • транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также себестоимостью продукции.

С учетом этих факторов мероприятия  по рациональному размещению производительных сил в соответствии с директивными и нормативными документами по ГО объединяются в следующие группы:

  1. размещение вновь строящихся промышленных объектов вне зон возможных разрушений и на безопасном удалении от источников вторичных факторов поражения (ЧС);

2. размещение самих объектов, являющихся  потенциальными источниками вторичных факторов поражения (ЧС) таким образом, чтобы ущерб при возникновении этих факторов был минимальным;

3. размещение в городах, отнесенных  к группам по ГО (категорированные) лишь предприятий жизнеобеспечения, зонирование территорий городов, установление оптимальной плотности застройки и населения в микрорайонах;

4. ограничение концентрации промышленности, материальных ценностей и, как следствие этого, населения крупных городов;

5. развитие экономически перспективных  малых и средних городов, поселков городского типа и крупным сельских населенных пунктов, размещение в них небольших предприятий, филиалов и отдельных специализированных цехов крупных ОНХ, действующих в больших городах;

6. вывод (перенос) из категорированных  городов предприятий (производств), баз, складов и других объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, перерабатывающих или хранящих значительное количество аварийно химически опасных, сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других потенциально опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

7.ограничение размещения в больших  городах научно-исследовательских  учреждений, конструкторских бюро, производственных объединений, имеющих  особо важное, оборонное и народнохозяйственное  значение и создание филиалов таких учреждений и организаций в некатегорированных городах и населенных пунктах;

8. комплексное использование подземного  пространства. Большинство из мероприятий  по рациональному размещению  производительных сил относятся к категории ИТМ ГО и их рассмотрение выходит за рамки рассмотрения данной темы.

 

Подготовка отраслей народного хозяйства к работе в ЧС.

 

В первую очередь необходимо подготавливать те отрасли, которые вносят наиболее весомый вклад в производство оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции и имеющие объекты, существенно необходимые для устойчивого функционирования экономики, в обеспечение жизнедеятельности и выживания населения, а также в обеспечение материально-техническими ресурсами проведения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС. Это, прежде всего, отрасли топливно-энергетического комплекса, промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства, транспортной системы, материально-технического снабжения, торговли и общественного питания.

 

Мероприятия по подготовке топливно-энергетического комплекса,

систем водоснабжения  и канализации.

 

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это совокупность отраслей, участвующих  в добыче и переработке, транспортировке, хранении и использовании топлива, производстве и передаче к потребителям электроэнергии и тепла. В подготовке ТЭК основная ответственность возлагается на соответствующие министерства и ведомства. Однако, непосредственно в областях, городах, районах за работу объектов и систем, входящих в ТЭК, эту ответственность несут и местные органы управления. Подготовка ТЭК к работе в ЧС направлена на обеспечение народного хозяйства, и прежде всего, ответственных потребителей (к ответственным потребителям относятся объекты министерства, ответственные за оборону страны и оборонную промышленность, а также других отраслей, обеспечивающие удовлетворение оборонных и важнейших народнохозяйственных нужд, электрической и тепловой энергией, а также объектов, на которых при возникновении перебоев в электро-, теплоснабжении возможны аварии и катастрофы, предприятия химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности и др.)

С целью подготовки ТЭК предусматривается: создание резерва энергетических мощностей, прежде всего, путем строительства дополнительных защищенных электростанций. Для городов и объектов, расположенных по берегам судоходных рек и водоемов в качестве резерва энергомощностей могут быть использованы силовые установки судов, земснарядов, плавучих кранов и других плавсредств. При этом следует лишь оборудовать и содержать в готовности к использованию береговые устройства для приема и передачи энергии к потребителям.

В качестве резерва энергомощностей  могут и должны использоваться выводимые  из эксплуатации мелкие ведомственные, колхозные электростанции и котельные, которые не используются в единой централизованной или местной системе электро- и теплоснабжения. Резерв энергомощностей может быть образован также путем пополнения парка передвижных электростанций и подстанций на железнодорожном и автомобильном ходу, использования в качестве генераторов электроэнергии синхронных двигателей, применяемых для различных нужд в народном хозяйстве, с приводом от автомобилей, тракторов и т.п.

Целесообразно взять на учет и планировать  использование в ЧС передвижные источники энергоснабжения, имеющиеся в строительных организациях, леспромхозах, в сельском хозяйстве, на транспорте.

С учетом возможного выхода из строя  в ЧС отдельных электростанций, линий  электропередач, подстанций и потребителей электроэнергии, заблаговременно проводятся подготовительные работы, составляются графики по оперативному отключению при необходимости менее ответственных потребителей для того, чтобы обеспечить энергией наиболее ответственные объекты (предприятия оборонной промышленности, транспорта, связи, городского хозяйства, здравоохранения, шахты и т.п.). В этой связи все заинтересованные органы управления народным хозяйством области определяют перечень ответственных потребителей с тем, чтобы районные энергетические управления предусмотрели необходимые меры по обеспечению надежного снабжения таких потребителей в ЧС.

ЧС техногенного характера .doc

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Медицина катастроф.doc

— 78.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Защита от аварийно химически опасных веществ (АХОВ)