Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:09, доклад
Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.
Доклад по конфликтологии.
Тема:
Альфред Адлер
— австрийский
психолог, психиатр и мыслитель, один
из ведущих деятелей психоаналитического
направления, создатель системы
индивидуальной психологии.
День
рождения: 07.02.1870
года
Место рождения: Вена, Австрия
Дата смерти: 28.05.1937
года
Место смерти: Абердин,
Шотландия, Австрия
Гражданство: Австрия
Биографический очерк:
Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.
Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.
В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.
В 18 лет Адлер
поступил в Венский университет,
бывший в то время одним из ведущих
европейских медицинских
Адлер получил
медицинскую степень в 1895 году. Некоторое
время после этого он специализировался
в офтальмологии, работая в захудалой
части города. Затем, после прохождения
практики по общей медицине, он стал
психиатром. Считается, что люди приходят
в психологию, в первую очередь затем,
чтобы решить свои проблемы. Возможно,
именно этот принцип и привёл Альфреда
Адлера в ряды психоаналитиков, пусть
изначально он ставил перед собой несколько
иные цели.
Так в 1902 году Альфред Адлер стал одним
из первых четырёх членов кружка, образовавшегося
вокруг создателя нового психологического
направления Зигмунда Фрейда. А в 1910 году,
по предложению Фрейда, Альфред возглавил
Венское психоаналитическое общество.
Однако, вскоре он начал развивать свои
идеи, противоречившие основным положениям
психоанализа Фрейда, зарождалась психология
Альфреда Адлера .
А противоречия были достаточно существенными.
Адлер отрицал доминирование бессознательных
влечений, которые, как настаивал Фрейд,
и определяют поведение человека. Наоборот,
говорил Альфред Адлер, поведение и жизнь
определяется чувством общности с другими
людьми, социальные контакты человека
формируют стиль жизни.
И уже в 1911 году, когда эти расхождения
обострились до предела, Адлер отказался
от поста президента. А спустя некоторое
время официально оборвал свои связи с
психоанализом, и, выйдя из общества со
своими сторонниками, которых было
9 из 23 членов кружка Фрейда, организовал
собственную группу, получившую название
Ассоциации индивидуальной психологии
Альфреда Адлера – большей частью из желания
досадить Фрейду и некоторым из его преданных
единомышленников. Но, не смотря на все
противоречия, Адлер и Фрейд сходились
во мнении, что человек имеет некоторую
внутреннюю, присущую ему одному природу,
которая оказывает влияние на формирование
личности. Адлер при этом не забывал подчеркнуть
роль общественных интересов. После первой
мировой войны он заинтересовался вопросами
образования: основал первую воспитательную
клинику в рамках венской системы школьного
образования, а затем и экспериментальную
школу, которая претворила в жизнь его
идеи в этой области.
Особое значение Альфред Адлер придавал
занятиям с учителями, так как полагал,
что чрезвычайно важно работать с теми,
кто формирует умы и характеры юношества.
Для помощи родителям в воспитании детей
были организованы консультативные центры
при школах, где дети и их родители могли
получить нужный им совет и помощь.
В то время его теория представляла собой
совершенно новое направление, очень мало
связанное с классическим психоанализом
и составлявшее представление о целостной
системе развития личности.
У человека есть творческое «Я», говорил
Адлер, которое может менять направление
развития личности, интерпретируя жизненный
опыт человека и придавая ему различный
смысл. Более того, это «Я» само предпринимает
поиски такого опыта, который поможет
человеку создать свой собственный, уникальный
стиль жизни.
Психолог искал мотивы человеческих поступков
в надежде на будущее, а не в опыте прошлого,
что и положил в основу психологии Альфреда
Адлера. И не смотря на то, что эта конечная
цель может быть фикцией, идеалом, который
нельзя реализовать, она оказывается вполне
реальным стимулом, определяющим устремления
человека. Здоровый человек может освободиться
от влияния фиктивных надежд и увидеть
жизнь и будущее такими, какие они есть
на самом деле, а вот для невротиков это
невыполнимо, и разрыв между реальностью
и фикцией вызывает ещё большее напряжение.
Большое значение в формировании структуры
личности человека имеют его семья, люди,
которые его окружают первые годы жизни.
Ведь это так важно, в какой социальной
среде растёт ребёнок!
А как же тогда творческое «Я», спросите
вы. А вот оно как раз и делает из человека
творца собственной личности. Опираясь
на наследственность и опыт, как на фундамент,
человек формирует свой жизненный стиль,
цели и приоритеты, что делает каждого
из нас уникальным, сознательным и целостным.
Но нельзя забывать, что Адлер начинал
с психоанализа, он нашёл применение и
таким бессознательным чувствам, как неполноценность
и стремление к превосходству. С его точки
зрения, они представляют собой источники
энергии личности, необходимой для её
развития. Оба эти чувства являются позитивными
стимулами для самосовершенствования
и нашли свое место в психологии Альфреда
Адлера.
Если чувство неполноценности воздействует
на человека, подталкивая преодолеть свой
недостаток, то стремление к превосходству
вызывает желание быть лучше всех.
Именно благодаря этим чувствам некоторые
из нас совершают множество полезных для
общества открытий, помогают развитию
общества в целом.
С середины 20-х
годов Адлер все больше времени
посвящает поездкам по Европе и Соединенным
Штатам. Когда с приходом к власти
Гитлера по Европе прокатилась волна
тоталитаризма, он предугадал катастрофу
и понял, что если психология где-нибудь
и выживет, то только в Америке. В
1935 году Адлер с женой обосновались
в Нью-Йорке. Вскоре после этого
он получил должность
Адлер был неутомимым
лектором. Он читал свои лекции непринужденно
и пользовался большой
Основные работы :
«Практика и теория индивидуальной психологии»
«Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
«Невротическая конституция»
«Смысл жизни»
«Постижение человеческой природы»
«Наука жизни»
«Социальный интерес: вызов человечеству»
«Образ жизни».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Адлер вводит в
объяснение социальный фактор: характер
человека складывается под воздействием
его «жизненного стиля», то есть
сложившейся в детстве системы
целенаправленных стремлений, в которой
реализуется потребность в
Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:
чувство неполноценности и компенсация;
стремление к превосходству;
стиль жизни;
социальный интерес;
творческое Я;
порядок рождения;
фикционный финализм.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения (Adler, 1964). В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации" (Adler, 1907/1917b). В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был "неполноценным" от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: "Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности".
История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.
Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.
Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом,
согласно Адлеру, фактически все, что
делают люди, имеет целью преодоление
ощущения своей неполноценности
и упрочение чувства