Альфред Адлер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:09, доклад

Описание

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Работа состоит из  1 файл

Д по конфликтологии.Альфред Адлер.docx

— 65.51 Кб (Скачать документ)

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует  его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. "Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах" (Adler, 1931, р. 148).

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним  преимуществом: у него высокая мотивация  превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных  примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого  ребенка стиль жизни полностью  совпадает с общими описаниями, данными  Адлером. Он утверждал лишь то, что  позиция каждого ребенка в  семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье  после того, как был объектом всеобщего  внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и  тому подобное). Интерес Адлера к  взаимоотношениям в контексте порядка  рождения являлся, таким образом, ничем  иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они  могут принимать, чтобы совладать  с этими проблемами.

Фикционный финализм

Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением  к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты  и цельности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная  мотивационная тенденция принимает  конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма – идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Вскоре после  того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытал влияние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге "Философия возможного" (Vaihinger, 1911) развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что многие люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление  нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые  люди, например, могут выстраивать  свою жизнь, исходя из представления  о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь  почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, – вера в  то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно  считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического  или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: "Честность – лучшая политика", "Все люди созданы равными", "Мужчины стоят выше женщин".

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству  управляется выбранной им фиктивной  целью. Он также полагал, что превосходство  как фиктивная цель является результатом  самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной  творческой силой индивидуума, что  делает ее индивидуально-уникальной. Таким  образом, стремление к превосходству  как к фиктивной цели, являясь  субъективно понимаемым идеалом, имеет  огромное значение. Когда фиктивная  цель индивидуума известна, все последующие  действия наполняются смыслом, и  его "история жизни" приобретает  дополнительное объяснение.

Хотя фиктивные  цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более  эффективно разрешать жизненные  проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют  функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или  отбросить. То, что фикция может быть полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремится  достичь более высокого профессионального  уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше времени  посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углублять  свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели – достижения превосходства  – она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И  она, и ее пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого стремления.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными  для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как  если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей  и действующего так, как если бы его  действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной  фикции – убежденность нацистов в  превосходстве арийской расы над  всеми остальными. Эта идея не имела  под собой реальной почвы, и все  же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса.

В заключение следует  сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.

Ссылки  на источники:

  1. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt07.htm
  2. http://www.psynavigator.ru/artpages/135.htm
  3. http://www.peoples.ru/medicine/psychology/adler/
  4. http://www.psychologos.ru/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%90%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%80

Информация о работе Альфред Адлер