Альфред Адлер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:09, доклад

Описание

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Работа состоит из  1 файл

Д по конфликтологии.Альфред Адлер.docx

— 65.51 Кб (Скачать документ)

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность  преодолевать глубоко укоренившееся  чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды  встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических  мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция  Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl – термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что  предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой  степени, он является социальным созданием  по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно  другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно  развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес  развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи  – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой  является первым в жизни ребенка  и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер  рассматривает материнский вклад  в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого  социального интереса и помощь в  направлении его за пределы сферы  материнского влияния. Обе функции  осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение  матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит  в том, чтобы воспитывать в  ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений – качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском  тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает  из настоящей заботы о людях и  дает возможность матери воспитывать  у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям  и людям в целом служит ролевой  моделью для ребенка, который  усваивает благодаря этому образцу  широкого социального интереса, что  в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка  социального интереса. Во-первых, у  отца должна быть позитивная установка  по отношению к жене, работе и  обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться  в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства  оказывают отношения между отцом  и матерью. Так, в случае несчастливого  брака у детей мало шансов для  развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной  поддержки мужу и свои чувства  отдает исключительно детям, они  страдают, поскольку чрезмерная опека  гасит социальный интерес. Если муж  открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес  как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального  интереса оказывается удобным критерием  оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" – показатель, который  можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции  Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно  и включает в себя стремление к  благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно  устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная  жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам  и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных  людей, напротив, социальный интерес  выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются  за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение –  они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое Я

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни  закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни  настолько прочно кристаллизуется  к пяти годам жизни ребенка, что  потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней  интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь  же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего  опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер  понимал, что в поведении взрослого  не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая  сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого Я, входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого  Я является самым главным конструктом  адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование  творческой силы, Адлер не отрицал  влияния наследственности и окружения  на формирование личности. Каждый ребенок  рождается с уникальными генетическими  возможностями, и он очень скоро  приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди – это нечто  большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью  ответил на эти вопросы. Лучшим ответом  на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого Я отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Порядок рождения

Исходя из важной роли социального контекста в  развитии личности, Адлер обратил  внимание на порядок рождения, как  основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок  рождения (позиция) ребенка в семье  имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший  ребенок). Согласно Адлеру, положение  первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок  в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка  и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было "как  полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как  правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его  своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим  образом меняет положение ребенка  и его взгляд на мир.

Адлер часто  описывал положение первенца при  рождении второго ребенка, как положение "монарха, лишенного трона", и  отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный  ребенок. Адлер считал, что позиция  единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев  или сестер, с которыми ему приходилось  бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью  к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком  долго и много находится под  контролем матери и ожидает такой  же защиты и заботы от других. Главной  особенностью этого стиля жизни  становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок  на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию  с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности  во взаимоотношениях со сверстниками.

Информация о работе Альфред Адлер