Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, курсовая работа
Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века. Оно оказало самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения. Возник он, как одно из направлений медицинской психологии и постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем, став частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.
Введение
Философия
психоанализа - одно из наиболее известных
направлений в европейской
Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разрабатывал его, с одной стороны, как метод лечения психических заболеваний, а с другой, - как теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и в развитии всей культуры.
Большое влияние на идеи З. Фрейда оказала философия жизни, и прежде всего философия Ф. Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно уже в конце XIX века жизнь невозможно объяснить механическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению. Другая же причина возникновения фрейдизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своем анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. Хотя нельзя утверждать, что до него эта сфера была совершенно не изучена. Лейбниц, Кант, Достоевский, Шопенгауэр и другие уже вплотную начали заниматься этой проблемой.
Приверженцами учения
З. Фрейда были: основатель аналитической
психологии швейцарский психолог, философ
и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961),
основатель индивидуальной психологии
австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937),
основатель сексуально-экономической
теории австро-американский врач Вильгельм
Райх (1879-1957), немецкий философ, психолог
и социолог Эрих Фромм (1900-1980) и другие.
С различных сторон они не только продолжали
его теорию, но и выступали с критикой
его идей.
Глава I. Психоанализ Зигмунда Фрейда.
1.1. Жизнь и творчество З.Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился6 мая 1856 года в маленьком моравском городке Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).
Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем временам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но старшему сыну родители старались создать все условия для учебы: он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами.
В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем выбора ему не давали антисемитские законы Австро-Венгерской империи того времени. Это несомненно отложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его суждений, на привычку находиться в оппозиции.
В университете он проучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке, провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.
Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: "Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной двигало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам".
Он надеялся получить
должность в лаборатории
В 1885-1886 годах, благодаря
помощи Брюкке, Фрейд работает в
Париже в клинике Сальпетриери под
руководством знаменитого Ж. Шарко.
Особое впечатление произвели на
него исследования Шарко по использованию
гипноза для вызывания и
После возвращения в Вену Фрейд познакомился с известным практикующим врачом Иосифом Брейером (1842-1925), который к этому времени уже несколько лет практиковал оригинальный метод лечения больных истерией: он погружал больного в состояние гипноза, а потом предлагал вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а иногда и выздоровление. Брейер назвал этот метод древнегреческим словом "катарсис" (очищение), позаимствовав его из поэтики Аристотеля. Фрейд заинтересовался этим методом. Между ними завязалось творческое содружество, и результаты своих совместных наблюдений они опубликовали в 1895 году в известной работе "Исследование истерии",
В 1896 году Фрейд впервые употребил термин "психоанализ", под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в тоже время и новым методом лечения неврозов.
В 1900 году вышла одна из лучших книг Фрейда "Толкование сновидений". Сам Фрейд в 1931 году писал об этой своей работе:"Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать". В следующем году появилась еще одна книга "Психопатология обыденной жизни" (1901), потом серия работ: "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (1905), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905).
Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок его единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнст Джоунс и другие.
В 1909 году Фрейд получил приглашение от Стесила Холла прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете в Ворчестере, США ("О психоанализе. Пять лекций", 1910). Примерно в эти же годы выходят его работы "Леонардо да Винчи" (1910), "Тотем и табу" (1913).
Психоанализ из метода лечения неврозов превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.
Заметным событием в жизни Фрейда был отход от него его ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуализма.
Всю жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход ближайших учеников не поколебали его в своих убеждениях. Его последняя книга "Очерки психоанализа" (1940) начинается довольно резко: "Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и на других, может составить себе самостоятельное суждение о нем".
В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его, и, чтобы хоть как-то остановить прогрессирование болезни он перенес 33 операции. В то же время он очень много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. По мере того, как работы Фрейда становились все более известными, усиливалась и критика его учения.
В 1933 году нацисты, придя к власти, сожгли в Берлине груду книг Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: "Каков прогресс - в средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг". Он не мог предположить, что пройдет всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека сожгут миллионы жертв нацизма, в том числе и четырех сестер Фрейда. Только посредничество американского посла во Франции да большой выкуп, выплаченный фашистам Международным союзом психоаналитических обществ, позволили Фрейду в 1938 году покинуть Вену и выехать в Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал уколы, положившие конец его страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.
1.2. Основные теоретические принципы психоанализа.
В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом его сознание - это лишь «прихожая», «вершина айсберга», а все остальное занимает бессознательное и предсознание. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.
В формировании концепции Фрейда различают два этапа. Первый - конец XIX в. -1920 г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность. В основе культуры, таким образом, лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека. Поэтому когда Фрейд утверждает, что европейская культура создана невротиками, - это не курьез, не описка или обмолвка, а его теоретический вывод.
Второй
этап творчества мыслителя начинается
после 1920 г. и связан с формулировкой
динамической концепции
психики личности,
в которой он выделяет три слоя: Оно (Id),
Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Оно представляет собой бессознательное
начало, выражающее инстинктивные влечения
человека. Я наоборот сознательно
и выступает посредником между Оно
и Сверх-Я. Последнее является миром
культуры, общественным надзирателем.
Слой Я - (сознание человека) призван
согласовывать, регулировать отношения
между влечениями Оно
и цензурой Сверх-Я,
которое является также и совестью.
Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон - Оно и Сверх-Я, находится в тисках между ними и обуславливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что «несчастное Я» вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно.
Раскрыв
неразрывную связь сознательных
и бессознательных процессов
в психике человека и отдав
первенство последним, Фрейд не только
утвердил иррационализм как основной
принцип поведения личности, но и показал
ее экзистенциальную противоречивость.
Оказалось, что само человеческое существование
— это постоянная и непримиримая борьба
между «принципом удовольствия» и «принципом
реальности», между влечениями и культурой.
Другой вид вечного противоречия бытия
личности состоит в tons,
что она является полем битвы между «влечением
к жизни» (Эросом) и «влечением
к смерти» (Танатосом). И от этого единства
и борьбы противоположностей человеку
также никуда не деться.
1.3. Социально-философская концепция.
Из
основных принципов концепции З.Фрейда
прямо вытекает и его социально-философская
теория. Поскольку каждый индивид
потенциально является «врагом культуры»
(которая сдерживает его страсти),
но вместе с тем без культуры человеку
не обойтись, то в общественной жизни
необходимо принуждение людей к
соблюдению культурных норм и к «культурной
работе». Вот что писал Фрейд
об этом в своей работе «Будущее
одной иллюзии»: «Как нельзя обойтись
без принуждения к культурной работе,
так же нельзя обойтись и без господства
меньшинства над массами, потому что массы
косны и недальновидны, они не любят отказываться
от влечений, не слушают аргументов в пользу
неизбежности такого отказа, и индивидуальные
представители массы поощряют друг в друге
вседозволенность и распущенность. Лишь
благодаря влиянию образцовых индивидов,
признаваемых ими в качестве своих вождей,
они дают склонить себя к напряженному
труду и самоотречению, от чего зависит
существование культуры».
Глава
II. Философия психоанализа.
Многие западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.
Информация о работе Аналитическая теория личности К. Г. Юнга