Аналитическая теория личности К. Г. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века. Оно оказало самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения. Возник он, как одно из направлений медицинской психологии и постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем, став частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Работа состоит из  1 файл

мой текст.docx

— 70.86 Кб (Скачать документ)

    Каждый  человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, личность для того, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

    Две эго-ориентации и четыре психологических  функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

    3.2.5. Развитие личности.

    В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как  решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг  рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое -значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

    Согласно  Юнгу, конечная жизненная цель —  это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей. 

    Заключение

      Еще при жизни Фрейда психоанализ  перестал быть единым целым.  Сам Фрейд к психоанализу относил  только свое собственное учение, но так уж сложилось, что  этим термином начали называть  самые различные течения психологической,  социальной и философской мысли.  Например такие, как: индивидуальная  психология Адольфа Адлера, аналитическая  психология Карла Густава Юнга, эго-психология Эрика Эриксона  и прочие.

    С момента возникновения психоанализа прошло уже целое столетие. З. Фрейд  выступил тогда как революционер. Та оппозиция, которую вызвал против себя психоанализ в кругах официальной  науки, свидетельствует о том, что  были нарушены вековые традиции западной морали и науки и сделан шаг  за границы дозволенного. Новой научной  мысли и ее создателям пришлось пережить годы неприятия, а против нового учения в широких кругах общества поднялись активнейшая вражда и открытое сопротивление. Через некоторое время поднятый шум постепенно улегся. Мировое признание если не вполне, то отчасти сменило прежнюю травлю. Вокруг нового учения создалась атмосфера напряженного интереса, глубокого внимания и пристального любопытства, даже его принципиальных враги. Психоанализ перестает быть только одним из методов психотерапии и становится в ряд первостепенных проблем общей психологии и биологии, истории культуры и всех так называемых “наук о духе”. Став “модной” темой для разговоров, он обрастает новыми теориями, и в своей очень популяризованной форме проникает в самые различные сферы западной культуры. Несколько позже наступает время более трезвой оценки психоанализа. Он становится объектом настоящего научного исследования.

    Наука о человеке призвана рассказать ему  больше, чем он сам о себе знает. Сперва она раскрывает механизмы восприятия окружающего мира, работы его сознания. Ее следующим шагом становится проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом главное историческое значение его психоанализа. Десятилетиями погружаясь в ежедневное изучение психических недугов, он в работе по их исцелению обогатил знание о человеческой личности широким спектром различной ценности подходов, проблем и понятий. Но, несмотря на все достижения, современная наука все еще очень далека от постижения всех тайн человека.

    В заключении отметим, что сознание является в конечном счете главным рычагом  психоанализа, главной опорой Фрейда, имя которого в истории культуры навсегда связано с понятием о бессознательном. Рациональный анализ иррациональных побуждений и, тем самым, избавление от них — таково было его кредо. Но разве возможен иной рациональный анализ, кроме осознанного? И не случайно в одной из своих завершающих публикаций Фрейд признал, что прежде из-за ненадежности критерия сознательности он недооценивал его. “Здесь, — отмечал он, — дело обстоит так же, как и с нашей жизнью, — она немного стоит, но это все, что у нас есть. Без света этого качества сознательности мы бы затерялись в потемках глубинной психологии”. Ему долго пришлось блуждать в этих потемках, прежде чем поставить знак равенства между ценностью сознания и ценностью нашей жизни.

    Что же касается взаимоотношения между психоанализом и философией, то они весьма устойчивы и многогранны. Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве представления Фрейда о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии.

    Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

    В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

 

    

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники  и учебные пособия

  1. Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.
  2. Введение в философию: учебник для вузов. Часть 1 (под ред. Фролова). М., 1989.
  3. М. Г. Ярошевский. "Краткий курс истории психологии". М., 1995.
  4. Радугин А.П."Философия". Курс лекций.
  5. Рычков А. К. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
  8. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735с.- (Серия "Золотой фонд российских учебников".)
  9. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
 

Монографии

  1. Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.
  2. Лейбин В.П. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.
  3. Фрейд З. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.
  4. Фрейд З. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.
  5. Фрейд З. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
  6. Фрейд З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное    воспроизведение издания 1913 г.
  7. Фрейд З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992. 
  8. Фрейд З."Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
  9. Фрейд З.Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.- М.,1990.-                          С.94.
 

Словари и энциклопедии

  1. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. — М.: Мысль, 2000.
  2. Философский словарь. М., 1963; 2-е изд. / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1972.
  3. Современная западная философия: Словарь / Под редакцией: Малахова В. С., Филатова В. П. — М.: ТОН-Острожье, 1998. — 544 с.
 

Источники на электронных носителях

  1. Библиотека философии и религии, www.filosofiya.ru;
  2. Зигмунд Фрейд, www.zigmund.ru;
  3. Википедия, www.ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

    Механизмы защиты:

    Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти “комплексы” продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода “наружу”. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.

    Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Я. Примечательна способность в таких случаях “пропускать” в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: “В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные”.

    Рационализация  — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти “оправдательные” объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы.

    Реактивные  образования — поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.

    Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

    Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Я особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может “дать” ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

    Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, “спустить пар”, время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу “глупостей”.

    Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию. 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 

    И хотя количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

    Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Информация о работе Аналитическая теория личности К. Г. Юнга