Бытие как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:14, реферат

Описание

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 189.58 Кб (Скачать документ)

Бытие как философская  проблема.

    Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

 Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

1)Небытия нет, есть только бытие.

 2)Небытие – разновидность бытия (Зенон).

3)Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

4)Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория -  существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность  быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано  физическими законами. В Древнем  Китае считали, что существовать–  значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак).

Для понятия  субстанции можно выделить следующие  подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

 Аспекты бытия:

Вещи.

Свойства.

Отношения.

Другой важной категорией бытия  является категория материи, которая  соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская  категория. С позиции идеализма  материя – это произвольное образование  от духовной субстанции. Для субъективного  идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три  концепции материи:

Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные  качества (масса, размеры) и через  субъективные свойства, т.е. через вторичные  качества (вкус, цвет).

Диалектико-материалистическая: материя  определяется через отношение с  сознанием. Представитель этой концепции  – Ленин. Материя – это философская  категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение  устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием  электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

1)Обьективность.

2)Познаваемость.

3)Структурность.

Субстанциональность.Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи.

 Важнейшие характеристики движения:

1)Всеобщность.

2)Универсальность

3)Объективность.

4)Абсолютность (нет вещей неподвижных).

5)Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – обсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним  по отношению к материи. Материя  – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции  движение понимается как проявление обьективного духа.

 Атрибуты  материи:

1)Движение существует в 3-ех формах.

2)Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

Существуют три  основные формы движения материи:

1)социальная       

2)биологическая       (носители – клетка, организм)

3)химическая            (носитель – молекула)

4)физическая            (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны  причинно-следственными связями, более  высокая форма основана на более  низких формах.

В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам  маханики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи  – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

 

 

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

Впервые категорию «бытие» ввели  древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «теперь» и стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Так, Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по разному.

Если Парменид и Гераклит понимали под бытием весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми частицами - атомами. Для него бытие - это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял существование бесконечного множества атомов.

Платон под бытием понимал нечто  вечное и неизменное, что может  быть понято только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному сознанию - идее. Платон противопоставил чувственное  бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей.

Аристотель преодолел платоновское противопоставление чувственного бытия  и действительного бытия (бытия  идей). Он отверг учение об идеях как  сверхъестественных и самостоятельных  сущностях, которые не связаны с  бытием отдельных вещей (чувственное  бытие), и предложил различать  разные уровни бытия (от чувственно-конкретного  до всеобщего).Взгляды древнегреческих философов на проблемы бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях. Но было общее во взглядах - это разграничение бытия и небытия.

Бурное развитие науки, техники  и производства (17-18 вв.) отразилось и на понимание бытия, которое  стало рассматриваться как материальная (вещественная)

реальность, как природа, которая  противостоит человеку и осваивается  человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная  система, в которой происходят только механические изменения.

Развитие научных знаний, расширение и обогащение духовного мира человека выявили ограниченность физикалистского представления о бытие. Прежде всего, надо отметить рационализм Декарта, который много внимания уделял гносеологическим (познавательным) отношениям человека к миру. Особенно полное развитие этот новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Так, для Канта бытие - это не способность вещей, а способ связи  человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным  этапом развития идеального (развитие абсолютной идеи). У Фихте - создавалось  деятельностью человека. Шеллинг  видел бытие в свободной духовной деятельности человека.

Односторонность немецкой классической философии в понимании бытия, абсолютизация объективно-идеального, духовного мира человека очевидно. Но положительным моментом при этом выявилось то, что духовный мир  человека (и сам человек с его  сознанием и самосознанием) был  включен в структуру бытия. Прежняя  онтология бытия (отождествления бытия  с природой) была отвергнута и заполнена  духовным.

Эволюция представлений  о бытии.

Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Невозможно понять предмет онтологии, то, с чем она имеет дело, без обстоятельного изучения того, как менялось представление о бытии, его свойствах в ходе исторического развития философии. В большинстве философских течений учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию над природным бытием, тем не менее несводимо только к нему.

Философия возникает в Древней  Греции прежде всего как метафизическое знание, направленное на познание бытия как такового. Изначально она противопоставляется эмпирическим знаниям, которые исследуют самые разнообразные конкретные проявления бытия. Выступая как беспредпосылочное знание о сущности бытия, философия тем самым претендует на роль теоретического фундамента любого знания.

Возникновение такого рода знания было обусловлено, с одной стороны, недостаточным  развитием эмпирических знаний, находящихся  в стадии становления, – а это  приводило к тому, что человек  большую часть своих представлений  о мире просто формировал в своей  голове, умозрительно, – а с другой – необходимостью решать мировоззренческие  проблемы, выходящие за пределы предметного  знания. В этом смысле философия  должна была обосновывать свое право  на построение картины мира путем  рационально-рефлексивного познания.

Достоверность знания, получаемого  умозрительным путем, должна была иметь  внешний, не зависимый ни от чего критерий. А этим критерием могло служить  лишь само бытие, которое выступало  основой всего миропонимания  человека. Это, в свою очередь, порождало  понимание бытия как такового, которое в античной философии  диктовалось, с одной стороны, необходимостью выявления устойчивых структур бытия, неких его «первокирпичиков», определяющих сущность вещей, а с другой – необходимостью осмысления взаимоотношений между вещью и мыслью об этой вещи, т. е. вопроса о соотношении бытия и мышления.

Поиски субстанциального начала бытия:

В ранней древнегреческой философии  вопрос о сущности бытия интерпретировался  как решение проблемы «из чего все состоит?». Первооснову природного бытия здесь составляют простые  начала (или группа начал) материального  мира. Правда, такая внешне бросающаяся  в глаза материальность не отождествляется  с конкретными материальными  предметами или явлениями, а представляет собой своеобразный отправной пункт  философского построения, дающий смысловой  импульс дальнейшим метафизическим размышлениям.

Так, Фалес «началом всех вещей» считал воду. Источником такого представления, полагал Аристотель, было наблюдение того факта, что все возникает  из воды и «все ею живет», «а то, из чего все возникает, – это и есть начало всего» note 92. Однако называть данную концепцию материалистической было бы большой натяжкой.

Взгляды ранних античных философов  не поддаются однозначной интерпретации. Их философия еще слишком слита  с воззрениями на природу, а понимание  природы – с божественным устройством  мира. У Фалеса материальная субстанция сама по себе пассивна, и предполагается некая сила, приводящая это начало в движение. «Началом всего он полагал  воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» note 93. Такая онтологичеcкая предпосылка (поиск первоначала) вела к соответствующей гносеологической установке, когда все знание необходимо было в конечном счете сводить к единой основе. Поэтически Фалес это выразил следующим образом:

Информация о работе Бытие как философская проблема