Ценностная ориентация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:52, реферат

Описание

Цель реферата: рассмотреть ценности с точки зрения философии и исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов и профессиональных предпочтений современной молодежи.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть мир ценностей в истории философского знания.
2) определить структуру общечеловеческих ценностей Россиян.
3) рассмотреть основные направления ценностной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Основная часть
1 Мир ценностей в истории философского знания
2 Особенности структуры общечеловеческих ценностей у россиян
3 Ценностная ориентация молодежи
4 Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Приложение 1
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия .doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

1. “Свобода  человека то, без чего жизнь  теряет смысл. 

2. “Вера  в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем  понятный смысл”.

3. “Бывают  условия, что никакая красота  не сделает человека лучше”.

4. “Человеку  свойственно разное, но все-таки  по природе он добр”.

5. “Смысл  жизни не в том, чтобы улучшить  свою собственную жизнь, а в  том, чтобы обеспечить достойное  продолжение своего рода .”

6. “Не  всегда нужно стремиться к  правде, иногда нужна ложь во  спасение”. 

7. “Только  содержательная работа заслуживает  того, чтобы заниматься ею значительную  часть своей жизни”.

8. “Жизнь  человека – высшая ценность, только  закон может посягнуть не нее”. 
Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе. 
Необходимо отметить существенное противоречие в формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке “иногда нужна ложь во спасение” оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы. 
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза. 
Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб. 
Высшее образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений. 
Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации. 
Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями. 
Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это – не знают. Им явно не хватает информации – и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям. 
Одна из важных для будущего общества проблем – соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку. 
В своей статье Лукьянова Е.А. указывает, что 70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели – возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, “которая у человека одна”, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%; остальные считают, что “для человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям”.20 
Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы: 
- сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; 
- сферы жизни, значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; 
- сферы жизни, значимые в низкой степени – религия, общество, страна, город, среда обитания. 
Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда обитания, страна, общество. 
Вывод:
Молодежь - специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность.

Ценностные  ориентации молодежи на учебу, продолжение  образования, профессию связываются  с ценностью благополучия, прежде всего материального. Именно в юношеские годы происходит активное включение индивида в общественную жизнь - главным образом, через усвоение знаний общеобразовательных и специальных учебных дисциплин, трудовое обучение и профессионализацию, приобретение практических навыков и умений. Для большинства молодежи образование выступает как особая ценность, большая, чем материальные блага. Несмотря на все существующие в обществе проблемы, престиж образования и особенно высшего, продолжает сохраняться. Большинство учащейся молодежи имеет четкую ориентацию на продолжение образования. Однако в последние годы в России появились многие возможности самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя и не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Безработица воспринимается многими не как угроза существованию, а как резерв времени для поиска новых стратегий. 

4)Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи.

 

Для проведения исследования воспользуемся  результатами анкетирования 21 (анкету см. в Приложении 1), в котором принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 17 до 21 года. Всего было опрошено 22 человека, в том числе 10 юношей и 12 девушек. Результаты исследования представлены ниже. 
Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные, близкие и независимость (по 13,6%), деньги (9%). Единичными оказались варианты: развлечения, учеба, благополучие и удача, жизнь, секс. 
Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброжелательность и честность (по 37,4%). На втором месте отзывчивость – 22,7%. Для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность – 18,2%. 
На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 36,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 13,2% считают, что для счастья им не хватает денег. 
Анализ способов проведения досуга дал следующие результаты. Дома большинство молодежи свободное время посвящает просмотру телевизионных программ (32%) и чтению различных изданий (18,2%). Среди других вариантов были выпечка, вязание, рисование, разговоры по телефону. У двух респондентов выбор занятий зависит от настроения. 
Увлечения, интересы достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт – 40,9% всех опрошенных. Чтение книг и посещение кинотеатров, клубов и т.п. предпочитают 9% молодых людей. Приведем и другие ответы, которые не набрали большое количество голосов: отдых, шоппинг, компьютеры, сетевой маркетинг. 
Отношение к религии. Неверующих людей среди опрошенных не оказалось совсем. Оценить свое отношение затруднились 31,8%. Остальные 68,2% верят в Бога, что несомненно радует. 
Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: 54,5% считают, что “заработок – главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”;18,2% склоняются к тому, что “важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”. Варианты “хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” и “хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” получили одинаковое количество голосов - по 9%. Причем все молодые люди хотели бы работать в коллективе, а не одни, рассчитывая только на себя. 
Как этого и стоило ожидать, у всех, без исключения, опрошенных имеется цель в жизни. Сейчас трудно найти тех, кто не знает, чего бы хотел добиться, каких вершин желал бы достичь. Чаще всего встречаются такие ответы, как иметь семью, детей (59%), получить хорошую профессию, иметь много денег, много друзей, стать сильным и независимым. Также несколько человек хотели бы добиться своих целей. 
Вопрос “С каким чувством Вы смотрите в будущее?” особых разногласий на вызвал. Большинство участников исследования смотрят в будущее с чувством надежды и оптимизма (72,7%). Остальные 27,3% относятся к будущему спокойно, хотя значительных перемен для себя не ждут. Пассивного настроя ни у кого выявлено не было. Остается надеяться, что со временем нынешняя молодежь не растеряет имеющийся у нее оптимизм. 
Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. табл. 1.). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 – никогда не оправдано, 10 – всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 – отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 – осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 – среднее отношение; от 5,5 до 7,5 – отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 – позитивное отношение. 
Таблица 1 
Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков

Утверждения Оценка
Проезд  в общественном транспорте бесплатно 
Сокрытие доходов, чтобы не платить налоги 
Уклонение от воинской службы 
Употребление наркотиков 
Ложь в личных интересах 
Половые отношения до достижения совершеннолетия 
Супружеская измена, измена половому партнеру 
Проституция 
Аборт 
Развод 
Сорить в общественном месте 
Управление транспортом в нетрезвом виде
4,8 
5,2 
4,7 
1,5 
4,3 
7,2 
3,9 
2,7 
3,2 
5,7 
3,8 
3,2
 

Среди респондентов сложились в целом следующие  позиции: 
- отрицательная относительно употребления наркотиков; 
- осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде; 
- среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы; 
- стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы. 
Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.
 

Заключение 

            В данном реферате была рассмотрена, история возникновения ценностей, концепция ценностного сознания его уровни, классификация ценностей по различным критериям, а также ценности в современном российском обществе и особенности структуры ценностей молодежи.

Структура ценностей человека – характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека.

В философии  проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением человека, его природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе - прежде всего реальность, освоенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность  выявить степень ее адаптации  к новым социальным условиям и  ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. 
Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий. 
В структуре молодежного досуга преобладают пассивно - потребительские типы времяпрепровождения, снижаются созидательно – творческие формы активности. 
У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. 
Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса. 
Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

Анкета. 
Укажите Ваш пол: Мужской Женский 
Укажите Ваш возраст: ___Что для Вас самое ценное в жизни?(3 пункта в порядке убывания значимости): 
1. _______________________________________________________2. ________________________________________________________3. ________________________________________________________Достоинства, которые Вы больше всего цените в людях: 
__________________________________________________________Ваше представление о счастье? _________________________________________________________Что Вам прежде всего нужно, чтобы быть счастливым? 
_________________________________________________________7. Насколько, по Вашему мнению, оправданы следующие действия? Оцените по 10-бальной шкале, где 1–никогда не оправдано,10–всегда оправдано 
Проезд в общественном транспорте бесплатно ____ 
Сокрытие, если представится такая возможность, доходов, чтобы не платить налоги __Уклонение от воинской службы ___Употребление наркотиков ___Ложь в личных интересах ___Половые отношения до достижения совершеннолетия ___Супружеская измена, измена половому партнеру ___Проституция ___Аборт ___Развод ___Сорить в общественном месте ___Управление транспортом в нетрезвом виде ___Как Вы предпочитаете проводить свой досуг: 
Дома ________________________________________________Вне дома ____________________________________________Если бы Ваше свободное время увеличилось, на что бы Вы предпочли его израсходовать? ____________________________________________Ваши интересы, хобби, увлечения? ________________________________11. Ваше отношение к религии? 
верующий 
неверующий 
затрудняюсь ответить 
12. Отметьте наиболее близкое Вам утверждение, характеризующее Ваше мнение о работе: 
“Хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” 
“Важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке” 
“Заработок – главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности” 
“Работа не нравится, но она нужна” 
“Хороша любая работа, если она высоко оплачивается” 
“Хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” 
13. Что для Вас наиболее важно в работе? ___________________________Как Вы хотели бы работать? 
один, рассчитывая только на себя 
в хорошем коллективе 
15. Есть ли у Вас друзья в учебном заведении и (или) вне его? 
Да 
Нет 
16. Что бы Вы выбрали? 
Коллективное, общее дело 
Собственное материальное положение 
Постараюсь соединить и то, и другое 
17. Есть ли лично у Вас цель в жизни? 
Да 
Нет 
18. Если у вас есть цель, то чего Вы больше всего хотите добиться? 
Иметь хорошую профессию 
Иметь семью, детей 
Иметь много друзей 
Встретить большую любовь 
Иметь много денег 
Открыть свое дело, предприятие 
Иметь квартиру, много вещей, машину 
Стать сильным и независимым 
Другое (укажите, что) _______________________________________19. Считаете ли Вы получение высшего образования необходимым в современной жизни? 
Да 
Нет 
20. С каким чувством Вы смотрите в будущее? 
С чувством надежды и оптимизма 
Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду 
С тревогой и неуверенностью 
Скорее, со страхом и отчаянием 
Другое (укажите, что)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список литературы: 

1. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях/Л.Н.Столович//Вопросы философии.-2004.-№7- С.86-98.

2. Кисилев Т.С. Смыслы и ценности нового века/ Т.С Кисилев //Вопросы философии-2006.-№4-С.3-16.

3. Сушко С.А. Человек и ценности в философии/ Н.А. Бердяева и Ф. Ницше //ВМУ сер. Философия.-1991-№6-С.64.

4.Абишева А.К. О понятии «ценность»/ А.К Абишева //Вопросы философии- 2002.- №3-С.140.

5. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал/ Г.П. Выжленцев //Аксиология : становление и основные этапы развития.-1995.-№6 и 1996 г. №1.

6. Н.Хомский//Особенности структуры общечеловеческих ценностей у россиян.-(http: //www.fooder.ru/page/markuslekc_21.html).

7.В.Середа// Общечеловеческие ценности.-(http://wwwsunhome.ru./philosophy/1640). 

Информация о работе Ценностная ориентация молодежи