Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, реферат
На первый план проблема ценностей вышла в 60-80-е годы XIX века под названием теория ценностей или аксиология - как философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Время возникновения аксиологии - это время расщепления в сознании понятия бытия на два элемента: реальность и ценность, где ценность начинает выступать как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.
Введение 3
1 Познание и ценности. Проблема соотношения истинности и ценности 5
2 Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в современной культуре 10
3 Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций 14
4 Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 18
Заключение
ЦЕННОСТНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
НАУКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
1 | Познание и ценности. Проблема соотношения истинности и ценности | 5 |
2 | Многообразие
и противоречивость ценностных ориентаций
науки как социального |
10 |
3 | Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций | 14 |
4 | Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого | 18 |
Заключение | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
На
первый план проблема ценностей вышла
в 60-80-е годы XIX века под названием
теория ценностей или аксиология
- как философское учение о природе
ценностей, их месте в реальности
и о структуре ценностного
мира, т.е. о связи различных ценностей
между собой, с социальными и
культурными факторами и
Современная наука – уже не только движущая сила мировой цивилизации, средство для разрешения человечеством поставленных задач, но и мощная, не всегда контролируемая энергия, несущая с небывалым ускорением мир на качественно новые высоты. Это и продвижение в космос, и изменение программы живого организма, и компьютерные технологии, и невиданные ранее возможности коммуникации, и многое другое, что день от дня меняет наш мир. Современная наука породила феномен высоких технологий, под которыми понимаются достижения современной науки, внедренные в производство, прежде всего в информационной сфере, микроэлектронике, нанотехнолигии, биоинженерии и др. Формирование общества нового технологического уклада, стиля экономики, основанного на достижениях четвертой научной революции – современный социогенез, так или иначе связан с изменением ценностных парадигм, этических принципов науки, в конечном итоге самого субъекта.
Развитие науки в современных условиях характеризуется тем, что все чаще ставятся вопросы о целях ее развития, о ценностных ориентациях. С решением этих вопросов открываются новые резервы интенсификации научных исследований. Наука сегодня активно влияет на все стороны общественной жизни, становится своеобразным центром культуры. Поэтому рассмотрение ценностных ориентации, влияющих на развитие науки и деятельность ученых, становится важнейшей задачей.
Проблема ценностей в научном знании имеет давнюю историю. Ей посвящена масса работ, сборников, диссертаций.
Внедрение
научных идей, научных открытий и
изобретений в виде новых поколений
машин и прогрессивных
Усложнение
человеческого мира и расширение
поля человеческих коммуникаций, которое
несет современная наука и
прогресс, часто оборачивается усилением
стрессовых нагрузок на человека, манипуляцией
человеческим сознанием, дегуманизацией
социальных связей людей. Все эти
сугубо жизненные проблемы современности
носят мировоззренческий
Проблема
ценностей в научном познании
очень многогранна, поэтому следует четко
определить потенциальные границы своего
исследования. Вопрос, касающийся соотношения
науки и ценностей достаточно интенсивно
прорабатывается представителями обоих
научных направлений: гуманитарного и
естественного. В рамках данной работы
нам хотелось бы выделить проблему ценностей
в естественнонаучном познании, где в
последнее время наиболее заметно проявляется
социокультурная обусловленность научных
изысканий.
1
Познание и ценности.
Проблема соотношения
истинности и ценности
Одной
из центральных проблем
Большинство
отечественных и зарубежных ученых
в настоящее время признают, что
на характер полученного знания оказывает
влияние не только характер деятельности
субъекта, но и его ценностные ориентации.
Так, В.Ф. Берков сравнивает систему
ценностей со своеобразным фильтром,
благодаря которому в распоряжении
исследователя оказываются
Анализ понятия "ценность" показал, что большинство ученых определяет его содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
Х. Лейси [2 ,c.65] приводит целый ряд аспектов, которые включены в понятие «ценность»:
- основное благо, к которому последовательно стремятся в течение жизни, конечный мотив всех действий;
-
качество (или его атрибут), придающее
жизни достоинство, доброту,
-
качество (или его атрибут), которое
частично конструировано через
определение понятия человека
как самооценивающего, самоинтерпретирующего
и в определенной степени
-
основной критерий выбора - то, что
является благом среди
- основной стандарт поведения, на который равняются все;
- «объект ценности», отношение с которым обусловлено как качеством жизни, так и характером личности.
Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать о ценностном отношении.
В отличие от познавательного, ценностное отношение неизбежно включает в себя наряду с характеристикой объекта также и выражение присущих субъекту идеалов и устремлений.
Идеал – представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль стратегического ориентира на пути движения от сущего к должному [4,с.264]. В ценностном суждении сущее берется не само по себе, а в отношении к должному. Ценность есть основа выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Оценка есть средство определения значимости вещи для деятельности человека, для удовлетворения его интересов. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Будучи выражением тех представлений о должном, которые вырабатываются и видоизменяются в ходе общественно-исторической практики и ее осмысления, идеалы и ценности служат важными регуляторами деятельности человека и общества.
Природу
ценностного отношения как
Познание всегда носило и носит ценностно-оценочный характер. При этом важно подчеркнуть, что ценностный компонент научного знания не «лежит» на поверхности, он «вплавлен» в тело знания, и для его выявления необходим специальный анализ. Ценностно-оценочный компонент в структуре познавательного образа выражает его социальность, включенность в сложную систему общественных отношений. В процессе социализации отдельной личности ценностное отношение к действительности формируется значительно раньше, чем личность активно включается в специализированную познавательную деятельность. Ценностные установки входят в предпосылочное знание, образующее своеобразный «мост» между социокультурными реалиями и содержанием научного знания. Вопрос о смысле и целях познания не может ставиться и интерпретироваться только на языке логико-когнитивных представлений, а требует языка ценностно-мировоззренческих представлений. Это с необходимостью предполагает анализ аксиологических проблем науки.
Аксиологические проблемы науки – это проблемы социальной, нравственной, эстетической и культурной ценностной ориентации научных исследований и их результатов.
Чрезвычайно актуальными в этом отношении являются такие вопросы как:
- соотношения истинности и ценности естественнонаучных выводов, соотношения истины и добра, истины и красоты,
- соотношения свободы научного поиска и социальной ответственности
ученого,
- соотношения науки и власти, возможностей и границ управления наукой,
-
характер последствий (особенно негативных)
противоречивого и далеко не однозначного
развития науки, ее гуманистическая сущность
и ряд других.
Классическая наука стремилась «очистить» исследовательский процесс от всякого влияния реального субъекта (будь-то идеологические и моральные соображения, особенности индивидуального опыта и мировоззрения того или
иного исследователя). Идеалом научного метода исследования являлось «деперсонифицированное созерцание», которое осуществляется с точки зрения абстрактного и всеобщего субъекта. В результате у полученного наукой знания не предполагалось никакой другой ценности, кроме истинности, поскольку у нее самой не предполагалось никакой цели, кроме производства достоверного знания.
«Объективный подход» с присущим ему стремлением отрешиться от человеческих потребностей и ценностей на заре науки, несомненно, имел прогрессивное значение, поскольку позволял оставлять без внимания теологические и иные навязанные сверху догмы, которые мешали восприятию фактов в их чистом виде, без предвзятости и предубеждений. Научная истина и этические ценности были разделены непроходимой гранью, причем под их решительную и бескомпромиссную демаркацию подводился своеобразный гносеологический фундамент.
Справедливо считается, что фундаментальная постановка проблемы соотношения познания и ценности принадлежит И. Канту, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Принципиальная новизна кантовского подхода состоит в том, что практическому разуму, т.е. моральному сознанию, была отведена ведущая роль в человеческой деятельности. Одновременно по-новому определены место и роль теоретического разума, выяснены и обоснованы его пределы и возможности. Именно практический разум, нравственное сознание, считал Кант, смиряет непомерные претензии теоретического разума на «всезнание», устанавливает моральные запреты на определенные формы и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума в корыстных целях в любой сфере деятельности. Человек, опирающийся на практический разум в познании, должен быть определенным образом подготовлен, чтобы иметь «моральный образ мысли», в котором истинно нравственное предстает не как самодовольство, а как критическая самооценка и высокое чувство долга.
Вместе с тем Кант поставил проблему единства и взаимодействия теоретического и практического разума, т.е. диалектики когнитивного и ценностного в фундаменте познавательной деятельности. В этом случае разум будет введен в рамки нравственных требований и, с другой стороны, разного рода иллюзии, видимости, возникающие из нравственных идеалов справедливости, всеобщего блага и др., могут быть преодолены.
После немецких классиков философия часто декларировала соотнесенность знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. Реализация же этих деклараций часто сталкивалась с серьезными трудностями. Включение ценностей и целей в структуру рациональности вызывало сопротивление даже у наиболее смелых диалектиков, и это понятно, поскольку прочно укоренившиеся идеалы научности в глазах ученых обладали гораздо большей убедительностью, чем гипотезы спекулятивной гносеологии. Потребовались радикальные сдвиги в самом научном знании, в научной деятельности, чтобы необходимость ревизии и реформирования этих идеалов стала очевидной.