Ценностные проблемы современной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, реферат

Описание

На первый план проблема ценностей вышла в 60-80-е годы XIX века под названием теория ценностей или аксиология - как философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Время возникновения аксиологии - это время расщепления в сознании понятия бытия на два элемента: реальность и ценность, где ценность начинает выступать как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.

Содержание

Введение 3
1 Познание и ценности. Проблема соотношения истинности и ценности 5
2 Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в современной культуре 10
3 Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций 14
4 Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 18
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ЦЕННОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ реферат.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

ЦЕННОСТНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ  НАУКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  3
1 Познание и  ценности. Проблема соотношения истинности и ценности 5
2 Многообразие  и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института. Сциентизм и антисциентизм в  оценке роли науки в современной  культуре 10
3 Ценностные  ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций 14
4 Свобода научного поиска и социальная ответственность  ученого 18
  Заключение 24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     На  первый план проблема ценностей вышла  в 60-80-е годы XIX века под названием  теория ценностей или аксиология - как философское учение о природе  ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного  мира, т.е. о связи различных ценностей  между собой, с социальными и  культурными факторами и структурой личности. Время возникновения аксиологии - это время расщепления в сознании понятия бытия на два элемента: реальность и ценность, где ценность начинает выступать как объект разнообразных  человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей  структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.

     Современная наука – уже не только движущая сила мировой цивилизации, средство для разрешения человечеством поставленных задач, но и мощная, не всегда контролируемая энергия, несущая с небывалым  ускорением мир на качественно новые  высоты. Это и продвижение в  космос, и изменение программы  живого организма, и компьютерные технологии, и невиданные ранее возможности  коммуникации, и многое другое, что  день от дня меняет наш мир. Современная  наука породила феномен высоких  технологий, под которыми понимаются достижения современной науки, внедренные в производство, прежде всего в  информационной сфере, микроэлектронике, нанотехнолигии, биоинженерии и др. Формирование общества нового технологического уклада, стиля экономики, основанного  на достижениях четвертой научной революции – современный социогенез, так или иначе связан с изменением ценностных парадигм, этических принципов науки, в конечном итоге самого субъекта.

     Развитие  науки в современных условиях характеризуется тем, что все  чаще ставятся вопросы о целях  ее развития, о ценностных ориентациях. С решением этих вопросов открываются  новые резервы интенсификации научных  исследований. Наука сегодня активно  влияет на все стороны общественной жизни, становится своеобразным центром  культуры. Поэтому рассмотрение ценностных ориентации, влияющих на развитие науки и деятельность ученых, становится важнейшей задачей.

     Проблема  ценностей в научном знании имеет  давнюю историю. Ей посвящена масса работ, сборников, диссертаций.

     Внедрение научных идей, научных открытий и  изобретений в виде новых поколений  машин и прогрессивных технологий в производство, общественную практику всегда является решающим звеном научно-технического прогресса. Однако возникают немалые трудности, обусловленные не только организационно-управленческими, экономическими факторами, но и социально-психологическими, политическими причинами. Первостепенная роль оценочного фактора в развитии науки и техники постоянно возрастает. Особенно важна правильность оценки перспективности развития того или иного научно-технического направления, так как она связана с созданием условий, благоприятствующих этому направлению.

     Усложнение  человеческого мира и расширение поля человеческих коммуникаций, которое  несет современная наука и  прогресс, часто оборачивается усилением  стрессовых нагрузок на человека, манипуляцией человеческим сознанием, дегуманизацией социальных связей людей. Все эти  сугубо жизненные проблемы современности  носят мировоззренческий характер и ставят под сомнение традиционные для техногенной цивилизации  ценности науки и научно-технического прогресса.

     Проблема  ценностей в научном познании очень многогранна, поэтому следует четко определить потенциальные границы своего исследования. Вопрос, касающийся соотношения науки и ценностей достаточно интенсивно прорабатывается представителями обоих научных направлений: гуманитарного и естественного. В рамках данной работы нам хотелось бы выделить проблему ценностей в естественнонаучном познании, где в последнее время наиболее заметно проявляется социокультурная обусловленность научных изысканий. 

1 Познание и ценности. Проблема соотношения  истинности и ценности 

     Одной из центральных проблем самосознания современной науки стала проблема соотношения истинности и ценности. Понятие «чистого» познавательного отношения является абстракцией, оно, как и всякая абстракция, дает лишь одностороннее представление о рассматриваемом объекте.

     Большинство отечественных и зарубежных ученых в настоящее время признают, что  на характер полученного знания оказывает  влияние не только характер деятельности субъекта, но и его ценностные ориентации. Так, В.Ф. Берков сравнивает систему  ценностей со своеобразным фильтром, благодаря которому в распоряжении исследователя оказываются средства, являющиеся его опорой в творческой деятельности.

     Анализ  понятия "ценность" показал, что  большинство ученых определяет его  содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

     Х. Лейси [2 ,c.65] приводит целый ряд аспектов, которые включены в понятие «ценность»:

     - основное благо, к которому  последовательно стремятся в  течение жизни, конечный мотив  всех действий;

     - качество (или его атрибут), придающее  жизни достоинство, доброту, смысл,  завершенность (жизни, которая  есть или к которой стремятся);

     - качество (или его атрибут), которое  частично конструировано через  определение понятия человека  как самооценивающего, самоинтерпретирующего  и в определенной степени самопроизводящего  существа;

     - основной критерий выбора - то, что  является благом среди возможных  направлений деятельности;  

     - основной стандарт поведения,  на который равняются все; 

     - «объект ценности», отношение с которым обусловлено как качеством жизни, так и характером личности.

     Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать  о ценностном отношении.

     В отличие от познавательного, ценностное отношение неизбежно включает в себя наряду с характеристикой объекта также и выражение присущих субъекту идеалов и устремлений.

     Идеал – представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль стратегического ориентира на пути движения от сущего к должному [4,с.264]. В ценностном суждении сущее берется не само по себе, а в отношении к должному. Ценность есть основа выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Оценка есть средство определения значимости вещи для деятельности человека, для удовлетворения его интересов. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Будучи выражением тех представлений о должном, которые вырабатываются и видоизменяются в ходе общественно-исторической практики и ее осмысления, идеалы и ценности служат важными регуляторами деятельности человека и общества.

     Природу ценностного отношения как одного из видов духовной деятельности раскрывает М.С. Каган [1,с.68], и выделяет два аспекта его изучения - внутренний и внешний. Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью предмета, который является носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет и придает ему смысл. Т.о. «ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т.п., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом - переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т.д.»

     Познание  всегда носило и носит ценностно-оценочный  характер. При этом важно подчеркнуть, что ценностный компонент научного знания не «лежит» на поверхности, он «вплавлен» в тело знания, и для его выявления необходим специальный анализ. Ценностно-оценочный компонент в структуре познавательного образа выражает его социальность, включенность в сложную систему общественных отношений. В процессе социализации отдельной личности ценностное отношение к действительности формируется значительно раньше, чем личность активно включается в специализированную познавательную деятельность. Ценностные установки входят в предпосылочное знание, образующее своеобразный «мост» между социокультурными реалиями и содержанием научного знания. Вопрос о смысле и целях познания не может ставиться и интерпретироваться только на языке логико-когнитивных представлений, а требует языка ценностно-мировоззренческих представлений. Это с необходимостью предполагает анализ аксиологических проблем науки.

     Аксиологические проблемы науки – это проблемы социальной, нравственной, эстетической и культурной ценностной ориентации научных исследований и их результатов.

     Чрезвычайно актуальными в этом отношении  являются такие вопросы как:

     - соотношения истинности и ценности естественнонаучных выводов, соотношения истины и добра, истины и красоты,

     - соотношения свободы научного поиска и социальной ответственности

ученого,

     - соотношения науки и власти, возможностей и границ управления наукой,

     - характер последствий (особенно негативных) противоречивого и далеко не однозначного развития науки, ее гуманистическая сущность и ряд других. 
 

     Классическая  наука стремилась «очистить» исследовательский процесс от всякого влияния реального субъекта (будь-то идеологические и моральные соображения, особенности индивидуального опыта и мировоззрения того или

иного исследователя). Идеалом научного метода исследования являлось «деперсонифицированное созерцание», которое осуществляется с точки зрения абстрактного и всеобщего субъекта. В результате у полученного наукой знания не предполагалось никакой другой ценности, кроме истинности, поскольку у нее самой не предполагалось никакой цели, кроме производства достоверного знания.

     «Объективный  подход» с присущим ему стремлением  отрешиться от человеческих потребностей и ценностей на заре науки, несомненно, имел прогрессивное значение, поскольку позволял оставлять без внимания теологические и иные навязанные сверху догмы, которые мешали восприятию фактов в их чистом виде, без предвзятости и предубеждений. Научная истина и этические ценности были разделены непроходимой гранью, причем под их решительную и бескомпромиссную демаркацию подводился своеобразный гносеологический фундамент.

     Справедливо считается, что фундаментальная постановка проблемы соотношения познания и ценности принадлежит И. Канту, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Принципиальная новизна кантовского подхода состоит в том, что практическому разуму, т.е. моральному сознанию, была отведена ведущая роль в человеческой деятельности. Одновременно по-новому определены место и роль теоретического разума, выяснены и обоснованы его пределы и возможности. Именно практический разум, нравственное сознание, считал Кант, смиряет непомерные претензии теоретического разума на «всезнание», устанавливает моральные запреты на определенные формы и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума в корыстных целях в любой сфере деятельности. Человек, опирающийся на практический разум в познании, должен быть определенным образом подготовлен, чтобы иметь «моральный образ мысли», в котором истинно нравственное предстает не как самодовольство, а как критическая самооценка и высокое чувство долга.

     Вместе  с тем Кант поставил проблему единства и взаимодействия теоретического и  практического разума, т.е. диалектики когнитивного и ценностного в фундаменте познавательной деятельности. В этом случае разум будет введен в рамки нравственных требований и, с другой стороны, разного рода иллюзии, видимости, возникающие из нравственных идеалов справедливости, всеобщего блага и др., могут быть преодолены.

     После немецких классиков философия часто  декларировала соотнесенность знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. Реализация же этих деклараций часто сталкивалась с серьезными трудностями. Включение ценностей и целей в структуру рациональности вызывало сопротивление даже у наиболее смелых диалектиков, и это понятно, поскольку прочно укоренившиеся идеалы научности в глазах ученых обладали гораздо большей убедительностью, чем гипотезы спекулятивной гносеологии. Потребовались радикальные сдвиги в самом научном знании, в научной деятельности, чтобы необходимость ревизии и реформирования этих идеалов стала очевидной.

Информация о работе Ценностные проблемы современной науки