Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:12, реферат
Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие мыслители и ученые не
всегда проводят различия между понятиями “человек”, “индивид” – единичный
представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система, содержание
нашего Я, что вполне оправдано при каких-либо частных решениях, но
недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой
ЧЕЛОВЕК.. 4
Человек. 4
Человек и мир. 5
Человек и космос. 7
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД.. 12
Понятие личности. 12
Индивид. 12
Свобода личности и ответственность. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
ЛИТЕРАТУРА.. 32
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо детализировать понятие космоса
п обратиться к проблемам философского осмысления природы. Термин “природа”
многозначен. Еще с античных времен природа трактовалась как происхождение
вещи (генезис) н элементарная субстанция, сущность вещи. В широком смысле
слова под природой понимается все сущее или, как говорили в России, мир
божий. В узком смысле природа - то, что породило п окружает человека, служит
для него объектом познания.
Взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема
философии п всего гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой
п неживой сферами планеты, могут ли они п дальше сосуществовать и развиваться
– это сейчас самые острые проблемы, затрагивающие экономику, политику,
мораль, искусство, религию и т. д.
Еще в 1808 г. французский ученый Э. Реклю ввел понятие “биосфера” для
обозначения “живой” оболочки Земли, слоя животных н растений. В 20-е гг. XX
столетия наш соотечественник В. И. Вернадский разработал фундаментальную
концепцию биосферы н ввел понятие “ноосферы”, т. е. сферы разума,
преобразующего планету. Уже в конце XIX в. появились первые грозные признаки
ухудшения качества биосферы, вследствие развития техногенной цивилизаций н
установки па “покорение” природы. Смог над крупными европейскими городами,
вырубка лесов и наступление пустынь, истощение почвы и русла многих рек,
снижение количества рыбы и диких зверей – все это волновало людей уже в
начале XX в.
Чтобы понять суть взаимоотношений человечества с природой, следует, прежде
всего, отказаться от взгляда па природу как па простой источник сырья для
развития материального производства. Жизнь человека (п общества) – это
составная часть глобального биогеохимического процесса и кругооборота
веществ. Человечество давно уже превратилось в мощную бпогеохнмнчсскую силу.
Считается, что современное человечество в этом смысле эффективнее остального
живого мира примерно в две тысячи раз.
По сути дела, планета и ее живая оболочка (включая человечество) – единая
система, подчиняющаяся ритмике солнечной активности н других космических
воздействий. Осознание этого единства пришло не сразу, равно как и осознание
общих судеб всего человечества.
В том же XIX к. немецкий зоолог. Э. Геккель ввел в научный оборот термин
“экология”, – что означало “все внешнее” н относилось к изучению явлении,
оказывающихся внешними по отношению к человеческому телу, – т. е. к изучению
окружения человека. По словам Геккеля, под экологией понимается изучение
взаимосвязи организма с совокупностью как органических, так и неорганических
условий его жизни. Они включают в себя прежде всего его активные н
подчиненные отношения с теми животными и растениями, с которыми он входит в
прямой или косвенный контакт,– короче говоря, экология есть изучение всего
комплекса взаимосвязей.
Особенность нашего времени состоит еще и в том, что большинство этих проблем
приняло глобальный, т. е. общепланетарный характер, давно вышли за рамки
государственных границ и материков и представляют собой общечеловеческую
задачу. Особое внимание мировой общественности эти проблемы привлекли после
второй мировой войны. В 50-60-е гг. появилось множество публикаций и докладов
международных сообществ (Римский клуб и др.), которые зафиксировали
нарастающую тревогу человечества. Международный опрос, проведенный в 22
крупнейших странах мира в 1922 г. констатировал, что планета нездорова п
природная среда нуждается в принятии срочных мер.
Говоря об истоках кризиса, нужно обозначить два типа мировоззренческой
установки в отношении природы. В соответствии с первым, восходящим .к
религиозному сознанию, природа считается божьим творением, что предполагает
развитие благоговейного отношения к ней. Этим определяются границы
вмешательства человека в природу, ибо никто не вправе посягать на “промысел
божий”, устроивший Небо и Землю.
Что касается другого типа, то выступает гигантским её естественным
механизмом, который необходимо приспособить к человеку для решения его
жизненных проблем. Природа при этом не имеет этического статуса, она “не
храм, а мастерская, а человек в ней работник”. Такой подход служит
теоретическим обоснованием для всевозможных проектов “покорения” природы,
поворотов русла рек, возведению гигантских плотин и т. д. Разумеется, в
данном случае предусматриваются природоохранные мероприятия, но только в
целях сохранения ресурсов. Учение о природе принимает строго научную форму и
эти проблемы призваны решать специалисты. Формирование экологической культуры
мыслится как феномен рациональности, когда миллионы людей, осознав опасность,
изменяют свое поведение.
Разрыв этих двух способов восприятия мира достиг остроты еще в конце XIX -
начале XX вв., когда оппозиция “человек-машина” начинает звучать в поэзии и
музыке. Победа “стальной конницы” (С. Есенин) над живыми конями означает
утрату чего-то необычно ценного, не сводимого к рамкам полезности. Машинная
цивилизация наступала н? природу и тем самым изменяла весь строй мысли людей,
уклад их жизни и духовные ценности. Возникла ситуация прочного круга:
стремление к удобствам, комфорту и удовольствиям порождало все новые н новые
достижения научно-технической мысли, а с другой стороны, все более активно
заявлял о себе складывающийся военно-промышленный комплекс. Это порождало
массу проблем экологического характера, которые могли быть решены опять-таки
только техническими средствами. Реши эти проблемы, цивилизация порождает
новые, гораздо более масштабные, что приводит к ситуации “дурной
бесконечности” (Гегель). Так господствующая система ценностей, направленная
на удовлетворение потребности “иметь” как можно больше, пошла в глубочайший
конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека –
“быть”, т. е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он
имеет. Последнее обеспечивается системой моральных религиозных и эстетических
ценностей, которые в определенный момент как бы выходят на поверхность н
начинают превалировать над сугубо материальными интересами.
Следовательно, суть экологического кризиса лежит в фундаментальном слое
личности человека и его потребностей, что объясняет в определенной степени
психологическую неготовность миллионов людей осознать эту опасность. Ситуация
напоминает известный эксперимент с лягушками. Если кастрюлю с холодной водой,
где находится лягушка, медленно нагревать, то лягушка расслабится, а когда
вода станет горячей, у нее не будет сил, чтобы выпрыгнуть. Но если такую же
лягушку сразу бросить в кастрюлю с горячей водой, она, разом напрягшись,
сможет выпрыгнуть. Человечество находится в положении первой лягушки,
постепенно привыкая к опасным загрязнениям окружающей среды и убаюкивая себя
относительным комфортом, который несет с собой техногенная цивилизация.
Выход видится только с выработке общечеловеческого экологического императива
деятельности на основе концепции коэсолюцпп (т. е. совместной, согласованной
эволюции) природы и человечества. Суть экологического императива состоит в
международном признании “запретной черты” для технологических экспериментов,
переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах.
Пример такой черты уже есть – запрет ядерной войны, да и вообще исключение
насилия как способа решения международных конфликтов. Нарушители этого
императива независимо от того, какие цели они преследуют, должны
рассматриваться как совершившие преступление перед человечеством.
Целью внедрения экологического императива в сознание человечества является
достижение коэволюцни Природы и Разума человека. Это поистине историческая
задача, ибо только ее решение способно обеспечить выживание человека как
биологического вида и переход в состояние ноосферы. Человек станет
ответственным за развитие биосферы и общества, научится направлять это
развитие. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа мышления
сотен миллионов людей на всей планете, отказ от идеи примитивного
антропоцентризма, когда человеческие потребности могли удовлетворяться за
счет бесконечного расширения масштабов использования природы. Темпы развития
технико-технологической грани цивилизации оказались гораздо выше, чем
естественная эволюция биосферы н самосознание человека. Образно говоря, руки
человечества опередили его мозг н природу. Гармонизация этих отношений на
основе международных программ – задача номер один.
В свое время Ф. М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от
неосознанного “быть”, через осознанное “иметь” к осознанному “быть”.
Разумеется, здесь нет, да и не может быть никаких гарантий, ибо хитрость
Разума и ирония Истории всегда будут спутниками человечества. Наивно было бы
в очередной раз уповать на грядущий золотой век. Среди людей всегда будут
“правильные” и “неправильные”, идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не
может идти о выведении особой породы “нового человека”, который разом
преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные проблемы н т. д.
Размышляя над современностью н будущим, приходится все чаще вспоминать слова
Фауста, сказавшего перед смертью, что жизнь и свободу заслуживает лишь тог,
кто “вседневно н ежегодно” живет “трудясь, борясь, опасностью шутя”. В этом
бесконечном движении рождаются мудрость и радость – вечные спутники
философствования.
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД
Понятие личности
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском
языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица
на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию
“персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как
некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не
рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.
Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату
своего места н статуса в определенной иерархии.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности
связывается не только н не столько с лицом человека, но и со всем телом. В
европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо
символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие
“жизненность, куда входят н телесные н духовные качества индивида.
Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение своего “лица”, т. е.
личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего
наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века
это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести
социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут
стереть человека с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса”
(почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках “man”
производится от “manus” (рука). В русском языке слово “человек” имеет корень
“чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к
Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека
несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и
цивилизации
Индивид
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности,
является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то
целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек
рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но
и как член какой-то социальной группы. Это самая простая н абстрактная,
характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего
телесно) от других индивидов. Отдаленность не составляет его существенную
характеристику, ибо отделены друг от друга н в этом смысле “индивндны” все
объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли
известен индивидуализм – фнлософско-этнческая концепция, утверждающая
приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из
представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий
миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически
ведет к субъективизму н солипсизму. Исторически индивидуализм возник в
классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности н делающем человека
самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью
коллективизму и особенно псевдоколлектнвнстскнм концепциям казарменного
коммунизма.
Гораздо более содержателен другой термин “индивидуальностью, обозначающий
уникальность н неповторимость человека во всем богатстве его личностных
качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид”
(Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа
(сословный индивид) н затем как личность. В последней своей ипостаси человек
как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей н отношений.
“...Сущность “особой личности”,– писал К. Маркс,– составляет не ее борода, не
ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальны качество...”
Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям.
Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении