Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:12, реферат
Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие мыслители и ученые не
всегда проводят различия между понятиями “человек”, “индивид” – единичный
представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система, содержание
нашего Я, что вполне оправдано при каких-либо частных решениях, но
недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой
ЧЕЛОВЕК.. 4
Человек. 4
Человек и мир. 5
Человек и космос. 7
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД.. 12
Понятие личности. 12
Индивид. 12
Свобода личности и ответственность. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
ЛИТЕРАТУРА.. 32
предсказывал, что люди в будущем обществе будут “наслаждающимися комками
нервов”. С проблемой удовлетворения “непрерывно растущих потребностей”
населения столкнулись так или иначе все общества, пытавшиеся провести в жизнь
социалистические идеалы. Не случайно в этих странах везде осуждалось
“потребительство”; насаждалась идеология уравнительности, близкая к
аскетическим стандартам жизни. При этом происходило подпольно значительное
расслоение общества, образовывалась потребительская элита при обеднении
значительной массы населения. Понятно, что в таких условиях призывы к
служению высоким идеалам н личной скромности выглядели как насмешка.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен
свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить “мечи па
орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном
контексте. С одной стороны, как говорят в отношении ученых и науки: “Что бы
они не сделали, у них все равно получается оружие”. С другой стороны,
представление о том, что есть “мирный” атом в корне отличающийся от
“военного”, рухнуло после чернобыльской катастрофы. Следовательно,
человечеству приходится все время сталкиваться с этим противоречием,
непрерывно давая оценку новым явлениям в жизни человека и общества и вписывая
их в традиционные системы ценностей. В полной мере это относится и к системе
духовных ценностей и их роли в становлении личности.
Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, и как
правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в аксеологии, т.
е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром
реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и
эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом
определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных
ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья
и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В истории человечества
можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные
системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Одна из наиболее
древних – это гедонизм, т. е. установка, утверждающая наслаждение как высшее
благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор
Экклезиаста: “...нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и
веселиться...”- Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристип, который учил,
что “лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том,
чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.” Позже к этой позиции
склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассендн, Гельвецнй, Гольбах и др.
В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от
наслаждений и желаний, культ страданий н лишений, отказ от благ жизни и
привилегий. Наибольшее развитие эта концепция получила в христианстве,
особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом
“быть нагим и одиноким”), а также в грубоуравнительных тенденциях т. н.
“казарменного коммунизма”.
В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности
считается польза. По словам И. Бента-ма, смысл этических норм и принципов
состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа
людей. С точки зрения сторонника утилитаризма Дж. Милля “удовольствие
является единственным добром”. Выше уже шла речь о “категорическом
императиве” И. Канта, который обосновал как высшую ценность необходимость для
всех людей относиться друг к другу только как к цели, но не как к средству.
В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и
гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна.
X. Ор-тега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов – П.
Флоренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосевым, В. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л.
П. Карсавиным, Н. Ф. Федоровым и др.
Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения
человечества, возникновение глобальных проблем, компьютерная революция – все
это до предела обострило традиционные проблемы систем духовных ценностей. На
первый план все более выходят общечеловеческие проблемы, связанные с
признанием абсолютной ценностью самой жизни человека н сохранением среды его
обитания. Поэтому появление концепций “благоговения перед жизнью” (А.
Швейцер), “заслужи любовь ближнего” (Г. Селье), “цели для человечества” (А.
Печчен), “путь ненасилия” (М. Ганди), “ноосферы” (В. И. Вернандскпй) и других
не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
В этом же русле немало сделали и упомянутые выше русские мыслители конца XIX
– начала XX в. Нужно упомянуть принцип соборности, означающий сочетание
единства н свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем
абсолютным ценностям. В целом, для отечественной философской мысли очень
характерно ценностное восприятие мира и конкретность идеалов и ценностей.
То же самое можно отнести н к эстетическим точностям. Известное выражение Ф.
М. Достоевского “красота спасет мир” нужно понимать не изолированно, а в
общем контексте развития идеалов человечества. При всех зигзагах мировой
истории, в целом, человечество движется по пути гуманизации отношений людей,
утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли
личности человека в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы,
ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом,
настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и
устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой
деятельности.
Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на
рубеже XX – XXI в., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу
цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека
будут нуждаться в значительной коррекции. Футурологи прогнозируют усиление
явлении нестабильности многих физических и биологических процессов, рост
феномена непредсказуемости социальных и психологических явлении. В этих
условиях, которые во многом складываются на объективной основе, быть
личностью – не благое пожелание, а императив развития человека н
человечества. Брать на себя груз личных н общечеловеческих проблем –
единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он
предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая
простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-
космических задач и проблем. Так или иначе, но круг этих вопросов выводит на
проблемы жизни н смерти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек должен стремиться к целостности (интегральности) своего
развития. Целостный (интегральный) человек — всесторонне и гармонически
развитый индивид, т. е. глубоко знающий свою специальность, хорошо понимающий
основы смежных наук и профессий, ориентирующийся в достижениях науки, техники
и культуры и на основе всего этого концентрирующий свою деятельность на
решении определенной задачи. Хотя понятие «целостно развитый человек»
достаточно абстрактно, и в реальности таких людей известно весьма мало
(Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альберти и др.), и, видимо, не будет
индивидов, которые смогут добиться одинаково больших успехов во всех основных
сферах человеческой деятельности. Одним из важнейших качеств целостного
(интегрального) человека является полное раскрытие своей индивидуальности,
всех способностей, дарований, творческих сил в какой-либо основной и близкой
ему социально значимой деятельности.
Необходимость формирования целостного (интегрального) человека обусловлена
рядом причин: а). экономическими (новейшие технологии требуют этого), б).
политическими (процесс децентрализации и повышение значимости самоуправления
в жизни общества), в). психологическими (потребность в полном раскрытии
дарований и способностей человека), г). нравственными (усложнение соц.
процессов, что влечет за собой повышение этической ответственности), д).
духовными (творческая деятельность немыслима без постоянного обогащения
ценностями культуры) и е). физическими (целостное развитие человека
предполагает его физическое совершенство).
Социальный механизм формирования такого должен учитывать 3 основных элемента,
образующих структуру интегральной природы: Я, тело и мир человека. Я есть не
что иное, как внутренний, психический, духовный мир, его субъективная
реальность, которая фиксирует место человека в мире, его отношение к миру,
его роль в истории общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека:
естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994.
2. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека.
М., 1998.
3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. –
М.: Гардарики, 1999.
4. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.
5. Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения: В 2 т.
М., 1992. т. 1.
6. Культура, человек и картина мира. М. 1987.
7. Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.