Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 20:57, курсовая работа
Моя работа посвящена двум великим философам, которые принадлежали к периоду Античной классической философии. По мнению ученых это второй этап в развитии Античной философии. Начинается он приблизительно с половины V века и его существенная часть приходится на IV в. дон. э. – определяется как классический. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства – полисы.
1. Вступление.
2. Сократ
2.1. Библиография
2.2. Его призвание.
2.3. Главная задача.
2.4. Беседы.
2.5. “Сократический” метод.
2.6. Истина, мудрость нравственность.
2.7. Государственный стой в понимании Сократа
2.8. В заключение о Сократе.
3. Платон.
3.1. Библиография
3.2. Три периода творчества.
3.3. Основной вопрос философии
3.4. диалог “Менон”.
3.5. Душа.
3.6. Создание мира.
3.7. Государственный стой в понимании Платона.
3.8. Искусство в понимание Платона.
Заключение.
В диалоге “Менон”теорию
воспоминания Платон демонстрирует на
примере Сократа с неким юношей. Мальчик
никогда не изучал ранее математику и
не имел никакого образования. Сократ
же настолько хорошо поставил вопросы,
что молодой человек самостоятельно сформулировал
теорему Пифагора. Из чего Платон делает
вывод, что его душа раньше, в царстве идей,
встретилась с идеальным отношением, которое
и выражено теоремой Пифагора. Научить
в этом случае – это не более чем принудить
душу к воспоминаниям. На основе теории
воспоминаний он производит и определенную
иерархизацию души.
По Платону душа – бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей:
разум,
воля и благородные желания
влечение и
чувственность.
Души, в которых
преобладает разум, поддерживаемый
волей и благородным
“ Пожелавший, что
бы все было хорошо и что бы ничто
по возможности не было дурно, бог позаботился
обо всех видимых вещах, которые пребывали
не в покое, но в нестройном и беспорядочном
движении; он привел их из беспорядка в
порядок, полагая, что второе, безусловно,
лучше первого. Невозможно ныне и было
невозможно издревле, чтобы тот, кто есть
высшее благо, произвел нечто, что не было
бы прекраснейшим; между тем размышление
явило ему, что из всех вещей, по природе
своей видимых, ни одно творение, лишенное
ума, не может быть прекраснее такого,
которое наделено умом, если сравнивать
то и другое как целое; а ум не может обитать
ни в чем, кроме души. Руководясь этим рассуждением,
он устроил ум в душе, а душу в теле и таким
образом построил Вселенную, имея в виду
создать творение прекраснейшее и по природе
своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному
рассуждению, следует признать, что наш
космос есть живое существо, наделенное
душой и умом и родился он поистине с помощью
божественного провидения.”
3.7. Государственный стой в понимании Платона.
Наиболее значимым
для нас стал труд Платона посвященный
государственному строю. По его теории
государство возникает потому, что человек
как индивид не может обеспечить удовлетворение
своих главных потребностей.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:
трактат "Государство"
диалоги "Законы",
"Политик".
Написаны в
виде диалога между Сократоми
другими философами. В них он говорит
о модели "идеального", лучшего
государства. Модель не есть описание
какого-либо существующего строя, системы.
Напротив, модель такого государства,
которого нигде и никогда не было, нокоторое
должно возникнуть, то есть Платон говорит
об идее государства, создает проект, утопию.
Что же он понимал
под “идеальным” государством,
а что относил к отрицательному
типу государства. Главная причина порчи
общества, а вместе с тем и государственного
строя заключается в "господстве корыстных
интересов", обуславливающих поступки
и поведение людей. В соответствии с этим
основным недостатком Платон подразделяет
все существующие государства на четыре
разновидности в порядке увеличения, нарастания"корыстных
интересов" в их строе.
1. Тимократия -
власть честолюбцев, по мнению
Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. В государстве
такого типа правители и воины
были свободны от земледельческих и ремесленных
работ. Большое внимание уделяется спортивным
упражнениям, однако уже заметно стремление
к обогащению, и "при участии жен"
спартанский образ жизни переходит в роскошный,
что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В
олигархическом государстве уже имеется
четкое разделение на богатых (правящий
класс) и бедных, которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь правящего
класса. Развитие олигархии, по теории
Платона, приводит к ее перерождению в
демократию.
3. Демократия. Демократический
строй еще более усиливает
разобщенность бедных и
4. Тирания. По мнению
Платона, если некое действие делается
слишком сильно, то это приводит к противоположному
результату. Таки здесь: избыток свободы
при демократии приводит к возникновению
государства, вообще не имеющего свободы,
живущего по прихоти одного человека -
тирана.
Отрицательные
формы государственной власти Платон
противопоставляет своему видению
"идеального"
Основной закон
состоит в том, что каждый член общества
обязан выполнять только то дело, к которому
он пригоден. Всех жителей "идеального"
государства авторразделяет на три класса:
Низший класс
-- объединяет людей, которые производят
необходимые для государства
вещи или способствуют этому; в него входят
самые разные люди, связанные с ремеслом,
земледелием, рыночными операциями, деньгами,
торговлей и перепродажей - это земледельцы,
ремесленники, торговцы. Внутри этого
низшего класса также существует четкое
разделение труда: кузнец не может заняться
торговлей, а торговец по собственной
прихоти не может стать земледельцем.
Второй и третий
класс -- классы воинов-стражей и
правителей-философов, определяется уже
не по профессиональным, а по нравственным
критериям. Нравственные качества этих
людей Платон ставит гораздо выше нравственных
качеств первого класса.
Из всего этого можно сделать вывод, что Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.
Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить". Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для"идеального" государства. Когда же человек не заслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением"против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.
Так же он считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей:
Мудрость добродетель правителей и философов
Храбрость добродетель воинов
Умеренность –
народа.
Четвертая справедливость
не относится к отдельным
Интересно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. Все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. По его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновении низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды .
Например:
Воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необходимым. "Высшие" же охраняют и направляют"низших",уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.
Единство людей
Платон считает основой своего государства.
Во времена древности, "золотого
века", когда сами боги управляли людьми,
люди рождались не от людей, как сейчас,
но от самой земли. Люди не нуждались в
материальных благах и много времени посвящали
занятиям философией. Во многом единство
древних обуславливалось отсутствием
родителей (у всех одна мать - земля). Платон
хочет достичь того же результата,"обобществив"
не только людское имущество, но и жен,
детей. По идее Платона, мужчины и женщины
не должны вступать в брак по собственной
прихоти. Оказывается, браком тайно управляют
философы, совокупляя лучших с лучшими,
а худших - с худшими. После родов дети
отбираются, и отдаются матерям через
некоторое время, причем никто не знает,
чей ребенок ему достался, и все мужчины
(в пределах касты) считаются отцами всех
детей, а все женщины - общими женами всех
мужчин.
Прообраз власти у Платона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор.
С позиции своего
идеального государства Платон классифицирует
существующие государственные формы
на две большие группы:
1. Приемлемые государственные формы
2. Регрессивные
– упадочные.
Первое место
в группе приемлемых государственных
форм это его “идеальное” государство.
К упадочным, нисходящим государственным
формам он относил тимократию. В античной
Греции к этому типу больше всего относилась
Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии
стояла олигархия – власть нескольких
личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество.
Главным предметом раздражения. Платона
является демократия, в которой он видит
власть толпы, неблагородного демоса,
и тирания, которая в античной Греции начиная
с VI в. До н. э. представляла диктатуру,
направленную против аристократии.
3.8. Искусство в понимание Платона.
Платон считает
искусство лишь подражание материальному
миру, т. е. неподлинному бытию. А так
как чувственно воспринимаемый мир
он считает подобием идей, то искусство
для него лишь подражание подражанию.
Такое презрительное отношение к искусству
вытекает из основных принципов его системы
объективного идеализма. Определенную
роль здесь играет и тот факт, что период
расцвета античного греческого искусства
совпадает с периодом расцвета рабовладельческой
демократии, которую Платон не навидел.
Понимая силу искусства, философ допускал
существование его в идеальном государстве.
Но оно должно служить религии и укреплению
могущества государства. Платон выдвигает
ряд мыслей (идея красоты, прекрасного,
социальная функция искусства и т. д.),
которые способствовали дальнейшему развитию
теории искусства.