Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 20:57, курсовая работа
Моя работа посвящена двум великим философам, которые принадлежали к периоду Античной классической философии. По мнению ученых это второй этап в развитии Античной философии. Начинается он приблизительно с половины V века и его существенная часть приходится на IV в. дон. э. – определяется как классический. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства – полисы.
1. Вступление.
2. Сократ
2.1. Библиография
2.2. Его призвание.
2.3. Главная задача.
2.4. Беседы.
2.5. “Сократический” метод.
2.6. Истина, мудрость нравственность.
2.7. Государственный стой в понимании Сократа
2.8. В заключение о Сократе.
3. Платон.
3.1. Библиография
3.2. Три периода творчества.
3.3. Основной вопрос философии
3.4. диалог “Менон”.
3.5. Душа.
3.6. Создание мира.
3.7. Государственный стой в понимании Платона.
3.8. Искусство в понимание Платона.
Заключение.
Правильно ли поступит
военачальник, если он,
для того чтобы поднять
дух войска, солжет своим “дельта”
войнам, будто бы приб-
лижаются союзники.
не справедливо ли будет,
если отец обманет своего
заболевшего сына, не же- Евтидемсоглашается
лающего принимать ле- и признает, что этот
карство, и под
видом пищи
заставит его
это лекарство
принять, и тем самым
своей ложью
вернет сыну
здоровье.
как назвать поступок того
человека, который, видя
своего друга в состоянии
отчаяния и боясь, как бы И этот грабеж он
он не кончил
жизнь само-
убийством, украдет или справедливости.
просто отнимет
у него оружие.
В результате Евтидем нарушает свое предыдущее “определение” и приходит к выводу, что и с друзьями не всегда надо быть правдивым.
Далее Сократ переходит
к вопросу о различии добровольного
и недобровольного поступка, продолжая
свою "индукцию" и добиваясь нового,еще
более точного "определения" справедливости
и несправедливости. Определение несправедливых
поступков по Сократу, такие поступки,
которые совершаются в отношении друзей
с намерением им навредить.
2.6. Истина, мудрость нравственность.
Истина и нравственность
для Сократа - понятия совпадающие.
“Между мудростью и нравственностью
Сократ не делал различия: он признавал
человека вместе и умным и нравственным,
если человек, понимая, в чем состоит
прекрасное и хорошее, руководствуется
этим в своих поступках и, наоборот, зная,
в чем состоит нравственно безобразное,
избегает его... Справедливые поступки
и вообще все поступки, основанные на добродетели,
прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие,
в чем состоят такие поступки, не захотят
совершить никакой другой поступок вместо
такого, а люди, не знающие, не могут их
совершить и, даже если пытаются совершить,
впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные
и хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаются
совершить, впадают в ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что и справедливость
и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость,
по Сократу, это знание того, что хорошо
и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку,
способствует его блаженству, жизненному
счастью.
Добродетель, т.
е. познание того , что есть благо
могут достичь лишь “благородные
люди”. “Земледельцы и другие работающие
весьма далеки от того, чтобы знать самих
себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит
телу и служит ему... А потому, если познание
самого себя есть закон разума, никто из
этих людей не может быть разумным от знания
своего призвания”. Как жестко Сократ
отделят один класс от другого таков характер
его религиозно – этического учения. Добродетель,
так же как и знания, согласно его учению,
является привилегией благородных (“неработающих”).
Сократ выходец из народа был непримиримым
врагом афинских народных масс. Он обожал
аристократию, его учение о незыблемости,
вечности и неизменности моральных норм
выражает идеологию именно этого класса.
Сократовская проповедь добродетели имела
политическое назначение. Он сам говорит
о себе, что заботится, чтобы подготовить
как можно больше лиц, способных приняться
за политическую деятельность. При этом
политическое воспитание афинского гражданина
велось им в таком направлении, чтобы подготовить
восстановления политического господства
аристократии, вернуться к "заветам
отцов".
Основными добродетелями Сократ считает:
сдержанность - как укрощать страсти
мужество - как преодолеть опасность
справедливость
- как соблюдать божественные и
человеческие законы.
Все это человек
приобретает путем познания и
самопознания.
Сократ ведет
беседы о храбрости, благоразумии, справедливости,
скромности.
Емухотелось бы
видеть в афинских гражданах людей
храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях
ко своимдрузьям, но отнюдь не к врагам.
Гражданин должен верит в богов, приносить
им жертвы и вообще исполнять все религиозные
обряды, надеяться на милость богов и не
позволять себе "дерзости" изучать
мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен
быть смирным, богобоязненным, послушным
орудием в руках "благородных господ".
Сократ в своих
социальных воззрениях ориентировался
на идеал “наидревнейших и наикультурнейших
народов”. Он высоко ценил цивилизации
и общества, опирающиеся прежде всего
на земледелие и военные действия.
Земледелие он противопоставлял ремеслу
и торговле, которые, по егомнению, разрушают
“порядок общины” и губят души. Все это
отражает консерватизм Сократа и его уважение
к традиции (аристократической), которая
была сильно нарушена развивающейся торговлей
и мореплаванием.
2.7. Государственный стой в понимании Сократа.
Сократ так
же наметил классификацию
Правильной и
нравственной он считает только аристократию
, которую характеризует как
Монархия, с точки
зрения Сократа, тем отличается от тирании,
что опирается на законные права,
а не на насильственный захват власти,
а поэтому и обладает моральным значением,
отсутствующим у тирании.
Сократ распространял
свои взгляды по преимуществу в разговорах
и дискуссиях. В них же сформировался
философский метод Сократа. Его целью
было достичь истину обнаружением противоречий
в утверждениях противника. При помощи
правильно подобранных вопросов выяснялись
слабые места оппонента. Целью его философских
учений помочь людям.
Тенденция постоянно
обнаруживать противоречия в утверждениях,
сталкивать их и приходить таким
образом к новому (более надежному)
знанию становиться источником понятийной
(субъективной) диалектики. Именно поэтому
метод Сократа был воспринят
и разработан последовательнейшим
идеалистической философии античности
Платоном.
Сократ является
первым из трех великих философов
классического периода. Наиболее выдающимся
учеником, последователем и в определенном
смысле “систематизатором” его воззрений
был Платон. Именно он поднял наследие
Сократа и рассказал нам о нем.
Платон (427 – 347 до
н. э.) – сын афинского гражданина.
По своему социальному положению происходил
из афинской рабовладельческой аристократии.
И конечно же был своим человеком в Сократовском
кружке. В молодости был слушателем кружка
сторонника учения Гераклита – Кратила,
где познакомился с принципами объективной
диалектики, на него также оказала влияние
и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму.
В 20 лет он готовился участвовать в соревновании
как автор трагедии и случайно перед театром
Дионисияуслышал дискуссию, в которой
участвовал Сократ. Она настолько его
увлекла, что он сжег свои стихи и стал
учеником Сократа. Было это примерно в
то время, когда афинский флот одержал
последнюю значительную победу в Перепелонской
войне.
Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он предпринял первое путешествиюв Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.
ВАфинах Платон
интенсивно работает в области философии.
Во время своих странствий он познакомился
с Пифагорейской философией, которая
в дальнейшем повлияла на него. Диоген
Лаэртский считает, что учение Платона
является синтезом учений Гераклита, Пифагора
и Сократа. В этот же период Платон в саду,
посвященному полубогу Академу, основывает
свою собственную философскую школу –
Академию, которая становится центром
античного идеализма.
В период правления
в Сиракузах тирана Дионисия Младшего
Платон вновь пытается включится в политическую
борьбу. И на этот раз его стремление провести
свои мысли в жизнь не находят ожидаемого
понимания. Подавленный политическими
неудачами он возвращается в Афины где
и умирает в возрасте 80 лет.
Его творчество
имеет приблизительно три периода:
Первыйначинается
после смерти Сократа. Он создает
первые диалоги и трактат “Апология
Сократа”. Форма всех диалогов этого
периода сходна в них всегда выступает
Сократ, который говорит с кем-то из видных
афинских или других граждан. Сократ задает
вопросы тому кто считается знатоком предмета.
Искусно подобранными вопросами Сократ
заставляетоппонента точнее формулировать
свои ответы и результат выявляется целый
ряд “противоречий” и нелепостей. Сократ
же последовательно, взвешивая все “за”
и “против” делает определенные выводы.
Второй период
совпадает с первым путешествием
в Италию. Он отходит от собственно
сократического ”этического идеализма”и
закладывает основы объективного идеализма.
В этот период в мышлении Платона несколько
усиливается влияние философии Гераклита
и пифагорейского подхода к миру. Во второй
половине этого периода, который приблизительно
можно ограничить первым и вторым путешествием
в Сиракузы, Платон дает цельное позитивное
изложение своей системы. Большое внимание
в этот период Платон уделяет вопросам
метода познания идеи. Он использует для
его определения термин “диалектика”
и приравнивает этот метод к трению дерева
о дерево, которое в конце концов приводит
к возникновению искры познания.
Начало третьего
периоеда считают диалог “Парменид”.
Он переоценивает свое прежнее понимание
идеи, рационализирует его, придавая
ему характер общности. Понимание идеи
приобретает определенную косность (застылость).
В нем, диалектика идей определена конфликтом
бытия и небытия, который происходит прямо
в царстве идей. Тем самым в царство идей
вводится движение и развитие. Диалектика
идей была призвана поддержать идеалистический
монизм Платона, в котором заключается
вершина его рационализма. В последующих
трудах все больше проявляется влияние
пифагорейской философии, усиливающей
его мистицизм и иррационализм.
3.3. Основной вопрос философии
Основной вопрос
философии он решает однозначно –
идеалистически. Материальный мир, который
нас окружает и который мы познаем
своими чувствами, является лишь “тенью”
и произведен от мира идей, т. е. материальный
мир вторичен. Все явления и
предметы материального мира преходящи,
возникают, гибнут и изменяются (и поэтому
не могут быть подлинно сущими), идеи являются
неизменными, неподвижными и вечными.
За эти свойства Платон признает их подлинным,
действительным бытием и возводит в ранг
единственного предмета подлинного истинного
познания. Между миром идей, как подлинным,
реальным бытием, и небытием (т. е. материей
как таковой, материей в себе) существует
по Платону, кажущееся бытие, производное
бытие (т. е. мир действительно реальных,
чувственно воспринимаемых явлении и
вещей), которое отделяет истинное бытие
от небытия.Действительные, реальные вещи
представляют собой соединение априорной
идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной
“принимающей” материей (небытием). Отношение
идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося
бытия) является важной частью его философского
учения. Чувственно воспринимаемые предметы
не что иное, как подобие, тень, в которой
отражены определенные образцы – идеи.
Но у него также можно встретить и утверждение
противоположного характера. Идеи присутствуют
в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает
определенную возможность движения к
иррационализму. Много внимания он уделяет
вопросу “иерархизации идей”. Эта иерархизация
представляет определенную упорядоченную
систему объективного идеализма. Идея
красоты и добра это одна из самых важных
идей для Платона. Она не только превосходит
все реально существующее добро и красоту
тем, что совершенна, вечна и неизменна
(так же, как и другие идеи), но и стоит выше
других идей. Познание, или достижение,
этой идеи является вершиной действительного
познания и свидетельством полноценности
жизни. (работы – “Пир”, “Закон”, “Федр”).