Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:42, контрольная работа
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики.
Среди многообразия наблюдаемых качеств Демокрит намечал два рода их: одни качества, как твердость, плотность, объясняются непосредственно составом атомов; другие же представляют собой
не качества самих вещей, а возбуждаемые в нас вещами чувственные ощущения; таковы цвет, тепло, холод и т. д.
Это различение, установленное Демокритом, послужило в дальнейшем основой для учения о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Следует, однако, тут же отметить, что так называемые вторичные качества отнюдь не носят у Демокрита чисто субъективного характера. «Вообще же, — пишет Теофраст, — наибольшее противоречие во всех (его объяснениях) заключается в том, что он одновременно делает (эти качества) состояниями чувственного восприятия и вместе с тем определяет их формами (атомов)» «вторичных» качеств Демокрита имеется объективная материальная основа.
Четыре эмпедокловых элемента—землю, воду, воздух и огонь — атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений. Они суть «средние ступени», из которых складываются все другие образования и на которые эти образования вновь распадаются. В состав земли, воды и воздуха входят атомы всевозможных форм, огонь же составляется только из шарообразных атомов.
Как же возникает мир из первичного атомного хаоса?
В свидетельствах древних
авторов имеется довольно
Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Возникают миры следующим образом. Множество разнообразных по форме атомов, выделяясь из беспредельного, несется «в великую пустоту». Собравшись вместе, они образуют единый вихрь. В этом вихре они кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. «Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетал к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь, движутся вместе и образуют прежде всего некоторое шарообразное соединение» .
От этой шарообразной массы отделяется нечто вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. «И самая периферия, (образовавшаяся) наподобие оболочки, продолжала увеличиваться за счет отделившихся извне тел. Будучи носима вихрем, она присоединяла к себе все, чего ни касалась. Из них же некоторые сплетения (тел) образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным; (затем) эти (тела) высохли и стали кружиться вместе с мировым вихрем, потом, воспламенившись, они образовали природу светил».
Солнце находится дальше
всего от земли, луна же ближе
всего к земле. И солнце и
луна носятся по кругам вокруг
земли. Между этими кругами
находятся круги других планет.
Все светила воспламеняются и
горят вследствие быстроты
Земля представлялась Демокриту не шарообразной, а плоской и не движущейся, а только вращающейся вокруг своей оси. Причем она, невидимому, не всегда находилась в данном состоянии. Демокрит полагал, что «вначале земля блуждала вследствие своей малости и легкости, с течением же времени, сделавшись плотнее и тяжелее, она перешла в неподвижное состояние».
Подобно земле, возникают и другие миры, которые раскаляются благодаря быстрому вращению.
Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то атомисты учили о бесконечном множестве одновременно существующих и постоянно вновь возникающих и погибающих миров. Атомистическое учение о множественности миров прекрасно разъясняет один из поздних учеников Демокрита, Метродор Хиосский. Он говорит, что одинаково было бы странно, если бы на большом ровном поле вырос один только колос и если бы в бесконечном пространстве образовался один только мир. А что миров бесконечное множество, явствует из того, что причины их образования бесконечны. В самом деле, если отдельный мир ограничен, причины же, из которых возник этот мир, бесконечны, то миров должно быть бесконечное множество. Ибо где бесконечны причины, там бесконечны и продукты их. Причины же суть атомы или элементы.
Бесчисленные миры существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.
«Миры (по мнению Демокрита) бесчисленны и различны по величине. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна больше по размерам наших, а в некоторых их большее число. Расстояния между мирами не равны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги... Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать в себя что-либо извне» Таким образом, не существует принципиальной разницы между нашим миром и другими мирами. Наш мир представляет собой один из бесконечно многих миров и имеет перед всеми другими мирами (или, может быть, только перед некоторыми из них) лишь то преимущество, что «находится в расцвете». Теория мира Демокрита пробивала брешь в господствовавшей в ту эпоху и разделяемой самим Демокритом геоцентрической точке зрения и подготовляла почву для возникновения гелиоцентрической системы.
Миры возникают и
исчезают. Притом, как это видно
из приведенного выше
Мир в целом подвержен
беспрерывному изменению. В
В проблеме жизни Демокрит намечает ту основную мысль, что жизнь является делом не божественного творчества, а результатом механических сил самой природы. Жизнь не привносится извне, не заносится «метеорами» из других миров, а возникает на основе механических процессов.
«Жизнь порождалась
влажными телами благодаря
«По мнению Демокрита, — говорит Цензорин, — первые люди произошли из воды и ила», а Лактанций негодует на Демокрита за то, что, по его мнению, люди «произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания».
Демокрит учил, что из влажности и сырости ила сперва возникли земноводные животные, затем появляются животные, обитающие только на земле. Все виды животных существ непрерывно изменялись. Рождались глухие и слепые, безрукие и безногие существа, но они были принуждены уйти от жизненной борьбы навсегда, чтобы уступить место тем, которые прочно утвердились в жизни. Постепенно, когда природа испробовала множество форм и путей животных организаций, появился и тот род животных, которые называются людьми.
Демокрит выдвинул общее положение: подобное притягивается подобным. На этом положении основывается вся картина мирового движения атомов, принимающего форму вихря. В форме видимого хаотического движения атомов осуществляется соединение однородных первоначал на основе притяжения подобного подобным. Здесь проглядывает догадка о законе всемирного притяжения.
В органическом мире действует тот же закон, что и в неорганическом.
«Демокрит дает следующее учение об одушевленных (существах) и неодушевленных (предметах). «Животные, — говорит он,— соединяются с животными того же самого вида, как, например, голуби с голубями и журавли с журавлями и у (всех) прочих неразумных (животных) дело обстоит точно так же. Равным образом (то же самое можно сказать) и относительно неодушевленных (предметов), как можно видеть на примере просеивания семян и на примере камешков па морских берегах. При вращении веялки отдельно ложатся чечевицы с чечевицами, ячменные зерна с ячменными; под действием прибоя волн продолговатые камешки отбрасываются на одно место с продолговатыми, круглые же — (на одно место) с круглыми, так что как будто подобие в вещах имеет силу соединять их вместе в одно» г.
А на чем основывается
это подобие в вещах? На
Животные отличаются
от других предметов
Душа, так же как и все, состоит из атомов, по атомы души в отличие от атомов тела-имеют круглую форму, подобно атомам огня, и отличаются большой подвижностью. «Шарообразные атомы, по своей природе никогда не оставаясь в спокойном состоянии, двигаясь, влекут за собой и приводят в движение все тело». Благодаря своей подвижности эти атомы- развивают теплоту; теплота же заражает все тело возбуждением и тем самым приводит его в движение.
Таким образом, процесс
жизни в понимании атомистов
покоится на механике атомов
особой формы. Никакого
«Однако, он ничего не сказал о том, — говорит Аристотель, — что природа сделала это именно с такой целью. Или вообще, как и другие физики, и он вовсе не касается этой целевой причины. Ибо он говорит, что душа и теплота одно и то же, а именно, они — первичные формы специфических телец».
Все различие между жизнью и смертью сводится Демокритом к различию в количестве присутствующих в теле круглых атомов. Бессмертие души Демокрит решительно отвергает: «Душа смертна, она уничтожается вместе с телом» .
Демокрит требует от человека поддержания тела в таком состоянии, чтобы ничто не препятствовало правильному круговороту легчайших атомов души. Соразмерность и умеренность в проявлениях нашей телесной сущности даются с большим трудом, но они есть основное условие хорошего расположения духа. В противном случае чрезмерные проявления, увеличения или противоположения телесных атомов возмутят и опрокинут массы душевных атомов, и последние не смогут попреяшему крепко усидеть в порах тела и приведут тело к гибели.
Признание всеобщей
причинной необходимости
«Ни одна вещь, — писал Левкипп, — не возникает беспричинно, но все (появляется) на каком-нибудь основании и в силу необходимости» .
Это — единственная мысль, дошедшая до нас от Левкиппа, в его собственных выражениях. Ею проникнута вся система атомистов. Большой заслугой Левкиппа является его положение о том, что все в мире возникает, существует и исчезает по закону причинности. Для богов не оставалось места во вселенной. Они изгонялись, а вместе с ними и духи, чудеса, провидение. «Мир — не одушевлен и не управляется провидением, но, будучи образован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой»,— свидетельствует о взглядах атомистов Аэций. «Ведь ничто не возникает случайно, говорят они, но у всего того, относительно чего мы говорим, что оно возникает само собою или случайно, есть какая-то определенная причина» .
Как движение атомов, которое мыслилось Демокритом не имеющим начала и существующим вечно, так и причины всего совершающегося не имеют, по его мнению, начала во времени, «ибо искони, с бесконечного времени они в силу необходимости предшествуют, предваряя без исключения все бывшее, настоящее и будущее».
«Все совершается по
необходимости, так как вихрь
является причиной
Случайности, согласно учению Демокрита, в природе не существует. Она— выдумка людей. «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» . «Он удаляет ее (случайность) из жизни людей и норщает, как глупцов, тех, которые почитают ее» .
Людям, прибегающим к случаю, Демокрит противопоставляет людей «мудрой проницательности». Случай и ум он рассматривает как две враждебные силы: «По природе случай и ум противоречат друг другу». Атомисты «совершенно отвергают и устраняют» случай. Они, по остроумному замечанию, приводимому Дионисием и взятому, по всей вероятности, у самих атомистов, «прославляют не возникший по счастливому случаю ум, но разумнейший случай» .
Таким образом,
В комментарии Симплиция к аристотелевской «Физике» мы читаем:
«Слова: «подобно древнему
учению, отвергающему случай»,
Бросается в глаза противоречие в высказывании Симплиция: с одной стороны, Демокрит отвергал случай, а с другой — он пользовался случаем в своем учении об образовании мира. Такая неувязка встречается во многих свидетельствах о Демокрите.
У Лактанцня мы читаем: «Начать с того вопроса, который кажется первым по природе, существует ли провидение, которое печется о всех делах, или все сделано случайно и (все случайно) совершается. Основателем последнего учения был Демокрит».