Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа
Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.
Введение 2
1. Представления о диалектике. 3
2. Предмет и принципы диалектики 9
3. Законы диалектики 15
Заключение 26
Список использованной литературы 27
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«ДИАЛЕТИКА. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ»
Выполнила студентка 3 курса
Факультета МЭО
837 группы
Мельник
Белла
Введение 2
1. Представления о диалектике. 3
2. Предмет и принципы диалектики 9
3. Законы диалектики 15
Заключение 26
Список
использованной литературы 27
Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.
Диалектика
включает в себя учение о всеобщей
связи явлений и их развития, о
противоречиях бытия и
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Эволюция Вселенной, в т. ч. и Земли со всеми её ландшафтами и живыми существами, была весьма длительной и сложной. Древние мыслители стали замечать образовавшиеся противоположности между твёрдым и жидким, тёплым и холодным, притяжением и отталкиванием, днём и ночью, разнообразными цветами, запахами, вкусовыми свойствами и качествами, жизнью и смертью, добром и злом, правдой и ложью, героизмом и трусостью, прекрасным и безобразным и т. д. Их они пытались как-то отразить и осмыслить в придумываемых мифах и легендах, в литературных и философских сочинениях, но не могли объяснить их возникновение и взаимодействие.
Известны определенные формы диалектики:
1.
Стихийная бездоказательная
2.
Диалектика материалистов
3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).
4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский).
5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно.
Давайте остановимся подробнее на представителях форм диалектики и рассмотри их представления о диалектике.
Гераклит Эфесский первым высказал предположение о том, что всё движется и изменяется, преобразовывается, исчезает и превращается в свою противоположность. В древности под диалектикой понимали искусство добиваться истины благодаря обнаружению противоречий в суждениях оппонентов и их преодолению, столкновению различных мнений. Умению рассуждать и убеждать в процессе диалога обучал собеседников Сократ посредством сопоставления идей, взглядов. В споре он пытался уточнить понятия, найти истину. Его ученик и последователь Платон показывал взаимопереход понятий, разделял единое на многое, сводил многое к единому, представлял целое как единую множественность. Аристотель рассматривал такие научные категории, как сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, классифицировал суждения, обозначил основные логические законы. Для нахождения истины он также сопоставлял понятия и суждения, подводил к выводу, обобщению, синтезу. Он различал четыре вида движения: возникновение, уничтожение, увеличение-уменьшение, изменение свойств. Они расценивались как частные по отношению к общему – становлению (взаимопревращению).
Глубокому
и всестороннему изучению природы
и общества, их взаимодействия препятствовали
священнослужители и правители,
выражавшие интересы аристократов и
обогатившихся. Сократ не вынес несправедливого
обвинения в развращении
Большой
вклад в познание внесли как естествоиспытатели,
так и обществоведы. Джордано Бруно
заметил, что уничтожение есть начало
возникновения, а любовь – ненависти.
Сильные яды могут
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) ввёл термин «философия истории», означающий прогрессивное развитие человечества, подверг резкой критике отживавшее, а злу (зверствам инквизиции, феодальному самоуправству, религиозному фанатизму) противопоставлял трудолюбие, необходимое для возделывания сада, равенство перед законом. Неравенство, конкуренцию, столкновение интересов Жан Жак Руссо объяснял утверждением частной собственности на средства производства. Дени Дидро отстаивал идею неразрывной связи материи и движения, анализа и синтеза, рассматривал жизнь как последовательный ряд действий и противодействий.
Иммануил
Кант говорил о непрерывности
возникновения и исчезновения миров,
о взаимосвязи небесных тел, о
непрекращаемости движения. Он пытался
нарисовать картину подвижного, динамичного,
эволюционирующего мира, но полагал,
что разум не может его познать,
что он создает лишь антиномии
и диктует законы природы. Фридрих
Шеллинг усматривал в развивающейся
природе единство таких противоположностей,
как необходимость и
Только Георг Вильгельм Фридрих Гегель представил весь естественный, исторический и духовный мир как единый процесс меняющихся эпох, в становлении и беспрерывном и прогрессивном его развитии.1 К принципам историзма он отнёс: взаимодействие общественной жизни и культуры, развитие подразумевает восхождение по ступеням, культурные достижения необходимо сохранять для будущих поколений, старое ценно тем, что в нём зарождается новое, которое «снимает» предшествующее. Он ввёл такие термины, как хитрость разума, омоложение духа, целостность исторического процесса, мировой, народный и индивидуальный дух, всемирно-исторические и воспроизводящие личности. В пестроте событий он разглядел закономерность и порядок.
Внутренним
источником развития, которому присуще
и восхождение от абстрактного к
конкретному, Г. Гегель считал борьбу противоположностей,
единством которых являются тождество
и различие. Противоречие состоит
из триады: тезиса (исходного момента),
антитезиса (отрицания, перехода в противоположность)
и синтеза (отрицания отрицания).
Логика предполагает движение понятий.
Бытие, по Гегелю, возникло из небытия,
превзошло его. Произошло становление
нового. Отрицание какого-либо тезиса
требует предложения
Г. Гегель призывал выявлять сущность явлений, конкретные истины, тенденции и закономерности, возникающие противоречия, но одновременно заявлял, что логика есть система «чистого разума», совпадающего с божественным, который пронизывает весь мир, что все законы являются «мыслями Бога». Его представления о диалектике оказались и рациональными, и ограниченными, и идеалистическими.
Н. Г. Чернышевский ещё в студенческие годы осуждал Г. Гегеля за оправдание и восхваление «гнусной действительности». Потом он последовательно высказывался о первичности материи, о зависимости сознания, памяти, воображения от органов чувств и нервной системы, выступал против агностиков, критерием истины считал практику. В «Антропологическом принципе в философии» он указывал на закономерность «отвержения» отживших порядков, приводил примеры перехода количественных различий в качественные, взаимосвязи природы и общества, противоречивости их развития. При этом допускал возможность построения социализма на основе общины.
Н. А. Добролюбов считал материю вечной, неуничтожимой, движущейся и развивающейся, а мышление – её продуктом, подошёл к пониманию борьбы трудящихся против своих угнетателей, их роли и личности в общественной жизни и истории. Но его материалистический и диалектический подход то же был ограниченным.
Никто
не брался за систематизацию и обобщение
высказанных воззрений, очищение объективного
содержания диалектики от идеалистических
примесей, переосмысление достижений
естествознания, за анализ проявлений
законов. К столь трудоемким исследованиям
приступили лишь К. Маркс и Ф. Энгельс.
Они и создали
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркнул, что философы лишь объясняли мир и не ставили задачи его революционного преобразования (см. т. 3, с. 4). Позже Ф. Энгельс поддержал эту мысль и отметил, что положение о разумности всего действительного превращается по правилам гегелевского метода мышления в противоположное: достойно гибели всё то, что существует.
В «Нищете философии» К. Маркс отклонил абсолютизирование логики, сведение явлений к её категориям, отразил реальные противоречия, проанализировал категории политической экономии, которые также преходящи, как и общественные отношения. Из гегелевской диалектики он заимствовал прежде всего её язык.
Природа
и общество как взаимосвязанные
части единого целого представлялись
подвижными, развивающимися, переходящими
из одного состояния в другое. Материя
объявлялась несотворимой, первичной,
а сознание – специфической функцией
мозга, способного отражать объективную
реальность. Вся жизнедеятельность
и всемирная история