Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа
Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.
Введение 2
1. Представления о диалектике. 3
2. Предмет и принципы диалектики 9
3. Законы диалектики 15
Заключение 26
Список использованной литературы 27
В
отличие от метафизиков, не замечавших
происходивших изменений, Ф. Энгельс
под диалектикой подразумевал науку
о наиболее общих законах всякого
движения и развития природы, общества
и мышления, о всеобщей связи, универсальном
взаимодействии, в котором причины
и следствия постоянно меняются
местами.3
С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.
Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод).4
Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе).
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.
Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать наmоснове пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные.
Диалектика:
1) Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения материи.
2) Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений.
3)
Закрепляет это понимание
в специальном законе взаимного
перехода количественных и
4)
Рассматривает развитие как
единство тенденций поступательности
и преемственности, что
5)
Видит причину развития в
Отступление
от принципов диалектики ведёт к
догматизму, т. е. Отстаиванию
устаревших положений, авантюре
или пассивному выжиданию,
ложному формализму. Нарушение
требований диалектики
ведёт и к
эклектике—
Требования диалектики:
1) Объективность подхода.
2)
Всеобщность анализа (
3) Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.
4) Конкретность (историчность) анализа.
Диалектику можно разделить на объективную и субъективную. Объективная— диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им. Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной.
Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Принцип
развития является прямым следствием
признания движения основным свойством
(атрибутом) материи. Вместе с тем
принцип развития выделяет в многочисленных
видах движения его ведущую форму
– развитие. Движение может быть
круговым (обратимым), регрессивным и
прогрессивным (необратимые формы
движения). Развитие аккумулирует в
себе особенности всех трех видов
движения, оно предполагает необратимость
(невозможность полного
Принцип
всеобщей связи неотделим от принципа
развития, как бы раскрывает условие
реализации первого принципа. Возникновение,
изменение, развитие невозможно в изолированном
состоянии, оно предполагает связь
внутреннего и внешнего. Наконец,
само развертывание противоречия как
основное содержание принципа развития
есть особая форма связи
Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии"5
Принцип
тождества (единства) диалектики, логики
и теории познания выражает единство
законов развития, тотальность процесса
развития, захватывающего природу, и
человеческое мышление, и общество.
Этот принцип приводил в некоторое
смущение марксистских диалектиков. В
гегелевской диалектике этот принцип
воплотился (как принцип тождества
мышления и бытия) со всей возможной
последовательностью. В материалистической
диалектике возникли трудности с
его применением. Его другая формулировка
– единство диалектики объективной,
диалектики природы и диалектики
субъективной, диалектики мышления. В
такой формулировке различие разных
форм диалектики признается, но не раскрывается.
Когда же появляются названия трех
различных теоретических
Принцип
восхождения от абстрактного к конкретному
аккумулируют в себе познавательную
возможность законов и
Принцип
единства логического и исторического
помогает понять, как конкретное в
действительности трансформируется в
конкретное в познании. Логическое
– это теоретическое
Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов и категорий. Закон — общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона — одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. 7 Какими связями проявляется закон:
1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойствами, вытекающими из их сущности.
2)
Закон выражает не только
существующие, но и необходимые
связи (это означает неизбежность
его проявления при
3)
Закон выражает такие
4)
Закон—устойчивые
Законы по длительности действия:
вечные (диалектики), долговечные,
недолговечные (законы
Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма. Закон носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество
— исчисляемые параметры