Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:42, реферат
Цель данной работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить историческое развитие основных идей в первых школах Древней Греции
Введение
Глава 1. Возникновение древнегреческой философии……………………………….
Глава 2. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
2.1 Основные черты, свойственные античной философии…………………………..
2.2 Периодизация……………………………………………………………………….
Глава 3.Первые философские школы Древней Греции………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Возникновение древнегреческой философии………………………………. стр.4
Глава 2. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
2.1 Основные черты, свойственные античной философии………………………… стр.10
2.2 Периодизация………………………………………………
Глава 3.Первые философские школы Древней Греции……………………………. стр.14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Термин
"античность" происходит от латинского
слова antiquus - древний. Им принято называть
особый период развития древней Греции
и Рима, а также тех земель и
народов, которые находились под
их культурным влиянием. Хронологические
рамки этого периода, как и
любого другого культурно-
Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
В древнегреческой философии изначально заложена принципиальная взаимосвязь свободного состояния человека и возможность постижения объективной истины, т.е. внутреннее единство нравственности и познания.
Цель данной работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить
историческое развитие
При помощи поставленных задач в работе раскрываются общая характеристика древнегреческой философии, а также особенности идей отдельных первых школ.
В реферате использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников, учебных пособий и научных работ по древнегреческой философии.
Глава 1. Возникновение древнегреческой философии
В чем
же заключен феномен античной цивилизации?
По мнению Бертрана Рассела, "во всей
истории нет ничего более удивительного
и ничего более трудного для объяснения,
чем внезапное возникновение
цивилизации в Греции". Дело не
столько в том, что цивилизация
возникла, сколько в том, что она
возникла именно в Греции - элементы
цивилизации существовали и ранее
- на Востоке, в течение тысячелетий
(Египет, Месопотамия). Но именно греки
открывают те недостающие элементы,
без которых был невозможен феномен
цивилизации. Интеллектуальные открытия
греков хотя и не столь популярны,
но едва ли не более исключительны,
чем общеизвестные достижения в
области искусств. Именно греки изобрели
математику, науку, философию. Феномен
дедуктивного умозаключения из общих
посылок был открыт греками. Именно
греки на место летописи поставили
историю - что было не менее значимым,
чем открытие науки и философии.
Тем самым, мышление человека стало
историчным благодаря грекам. Бертран
Рассел предпринимает попытку
Неординарными были и боги традиционной религии, к примеру, Дионис (Вакх) - бог виноделия. Дионисизм - это мистический культ, который в аскетической форме орфизма оказал значительное влияние на философов и позднее - на христианскую теологию. Религия Вакха пришла в Грецию из Фракии. Она содержала среди прочих особенностей любопытный элемент феминизма. Триумф Вакха был неудивителен. Как и другие народы, быстро приходившие к цивилизации, греки развили в себе страсть к первобытному. Это была естественная ностальгия - реакция на жесткость морали: "Цивилизованный человек, - говорит Рассел, - отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, ...предусмотрительностью". Поклонник Вакха восстает против благоразумия. В опьянении страсти он вновь восстанавливает, утраченную под спудом моральных обязательств, налагаемых цивилизацией, первоначальную интенсивность чувств: "Культ Вакха, - свидетельствует Б. Рассел, - породил так называемый "энтузиазм", этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы неинтересной без вакхического элемента, но ее присутствие делает ее и опасной. Благоразумие против страсти - это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком лишь на сторону одной из партий". Как цивилизация в сфере чувств не удовлетворяет человека, так и чистая наука - в сфере мышления. Человек в мышлении также нуждается в страсти, в искусстве, в религии, наконец.
Таким образом,
вряд ли справедливо полагание
В той
мере, в которой философия
В этом смысле, остается неясным - каков механизм культурных "заимствований". К примеру, каким образом культуры Востока заимствовали некоторые категории западной логики, если наука не есть нечто, что возможно в любой культуре? Каким образом происходит инокультурное заимствование - заимствование вещей, которые не могли возникнуть в данном культурном контексте? Ответы на данные вопросы могут быть только гипотетическими.
Итак, в
контексте нашего изложения мы принимаем
тезис греческого происхождения
философии. Философия есть порождение
эллинской культуры. Однако, ориенталистика
стремится опровергнуть данный тезис,
утверждая происхождение
Таким образом,
философия в Греции возникает
как принципиально новый способ
духовного самовыражения и
Прежде всего, к такого рода предпосылкам можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов YII-YI вв. до н.э. (от "гнома" - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
Так, Б. Рассел
разделяет точку зрения, согласно
которой Гомер - собирательное имя
целого ряда поэтов. Однако, бесспорно
"Илиада" и "Одиссея" по своему
влиянию на эллинскую культуру сопоставимы
с Библией в еврейской
Протофилософское
значение гомеровского эпоса можно
выразить в следующих позициях: Гомеровские
поэмы структурированы в
К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести общественную религию и орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам "возникла концепция философии как образа жизни (way of life)".