Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:42, реферат
Цель данной работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить историческое развитие основных идей в первых школах Древней Греции
Введение
Глава 1. Возникновение древнегреческой философии……………………………….
Глава 2. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
2.1 Основные черты, свойственные античной философии…………………………..
2.2 Периодизация……………………………………………………………………….
Глава 3.Первые философские школы Древней Греции………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
Для философии
римского периода было характерно взаимовлияние
древнегреческой и
Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
материальной
основой расцвета данной философии
был экономический расцвет
древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
стержневой
идеей древнегреческой
на поздних этапах смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
допускалось существование богов;
древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
были заложены два направления в философии идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический материалистическое, в римский идеалистическое.
Глава 3. Первые философские школы Древней Греции
ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Первым
назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но
первое упоминание о философии встречается
немного раньше Пифагора: на Пифийских
играх в 582 г. вводятся мусические состязания,
в том числе состязания в мудрости. Там
впервые упоминаются знаменитые семь
мудрецов.
Одновременно
в середине - второй половине VI в. до н.э
в Малой Азии возникают крупные культурные
центры, в том числе Милет - родина
Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии
свою Школу. Собственно, с этого момента
начинается античная философия, которая
завершится через тысячу с небольшим лет,
в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана
будут закрыты последние языческие школы
и последний схоларх Академии Дамаскин
вынужден будет покинуть Афины. Греческая
философия возникла на Востоке, в Малой
Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла
расцвета в Афинах и через Александрийские
школы и Родос перешла в Рим.
В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение
софистов - учителей красноречия; в
противовес этому появляется учение Сократа,
а через 40 лет, после смерти учителя, - школы
его учеников.
Самой знаменитой школой стала Академия
Платона (387 г. до н.э.), последние следы
деятельности которой можно увидеть почти
2000 лет спустя - в эпоху Возрождения.
В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель
основал собственную школу - Ликей, или
Перипат.
По подсчетам римских историков, в Древней
Греции было 288 философских учений, из
которых помимо великих философских школ
выделяется учение киников и киренских
философов. В 306 г. афиняне издают закон,
запрещающий под страхом смертной казни
открывать новые философские школы. И
хотя через год его отменяют, в Афинах
остается четыре большие школы: Академия
Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая
школа) и Сад (эпикурейская школа).
В истории греческой философии выделяют
три периода: космополитический
(до Сократа), антропологический
(познание человека) и систематический
(Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается
период эллинистической и римской античной
философии, которая будет продолжать и
разовьет многие из греческих учений.
Семь мудрецов
Знаменитые греческие мыслители и законодатели
VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную
мудрость и государственный ум назывались
мудрецами. Все они слыли миролюбивыми,
остроумными, справедливыми и гуманными
людьми. Всего называют около 20 мудрецов,
но наиболее популярными были Фалес из
Милета, Биант из Приены, Солон, Питтак
из Метилены, Клеобул из Линда, Хилон из
Спарты и Периандр из Коринфа. Среди эллинов
быыли очень популярны их изречения: "Соблюдай
меру" (Фалес), "Ничего слишком"
(Солон), "Познай самого себя" (Хилон),
"Лучше всего - знать меру" (Клеобул),
"Думаю, затем действую" (Биант) и
многие другие. Питтак известен тем, что
был правителем Лесбоса и первым издал
в Греции письменные законы. Периандр
был правителем Коринфа. Он добился его
величайшего экономического и культурного
расцвета, а также основал Истмийские
игры.
Солон (640-560 до н.э.) был афинским архонтом.
Для того чтобы преодолеть затяжной кризис
государства, он произвел ряд реформ, распределявших
права и обязанности граждан в зависимости
от размеров имущества так, что зажиточные
граждане имели больше прав, но и больше
ответственности перед государством.
В своих элегиях Солон писал о месте человека
в обществе, о личной ответственности
человека, о корысти и алчности, которые
губят человека и государство.
Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой
философской школы. Он был одним из родоначальников
философии и математики, первым сформулировал
геометрические теоремы, изучал астрономию
и геометрию у египетских жрецов. Фалес
стал основателем натурфилософии и сформулировал
две ее основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится
земля, а мир считал наполненным богами,
одушевленным. Также Фалес разделил год
на 365 дней.
Досократики
Досократики - это условное понятие, введенное
в ХХ веке. Оно охватывает философов и
философские школы, предшествовавшие
Сократу. К ним относят философов ионийской
школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла,
Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту
возникновения) школа - древнейшая натурфилософская
школа. Она была основана Фалесом, в нее
входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение
первоначала, из которого возник мир. Каждый
из философов в качестве этого начала
определял одну из стихий. Гераклит говорил,
что все рождается из огня путем разрежения
и сгущения и через определенные периоды
сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей
в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова)
- принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных
начал. Логос управляет миром, и познать
мир можно только через него. Анаксагор,
ученик Анаксимена, ввел понятие
Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий.
Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом
всего бесконечную природу - нечто среднее
между четырьмя элементами. Он говорил,
что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра,
считал первоначалом воздух. Разрежаясь,
воздух становится огнем, сгущаясь - ветром,
водой и землей.
Натурфилософы также разработали
понятие Всеобщего (Космоса), управляемого
физическими законами и претерпевающего
циклическое развитие. С ионийской школой
связывают зарождение основ астрономии,
математики, географии, физики, биологии
и др. наук.
Пифагор и его школа
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Школа была основана Пифагором в Кротоне
(Южная Италия) и просуществовала до начала
IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались
практически сразу после смерти Пифагора
в 500 г. По сути, это была первая философская
школа, религиозно-философское аристократическое
братство; она имела большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой
нравственностью. Образ жизни пифагорейцев
вошел в историю: как рассказывают легенды,
учеников Школы всегда можно было узнать
по их внешнему облику и благородному
поведению.
Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую
душу и ее бессмертие, подразумевавших
в здешней, земной жизни определенное
воспитание. В этом они близки к своим
предшественникам - орфикам, последователям
учения, проповедовавшего чистейшую нравственность
и суровый аскетизм; основателем его считается
легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям,
душа человека проходит в своем развитии
несколько этапов, в частности ряд воплощений
на физическом плане, смысл которых - приобретение
внутреннего опыта, достижение катарсиса,
очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные принципы,
которым следовали пифагорейцы: "Быть
всегда в словах и поступках стремись
справедливым", "Пусть - что важнее
всего - твоим главным судьей станет совесть".
Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие
для размышлений - следовало окинуть мысленным
взором все, что сделано и что предстоит
еще сделать: "В успокоительный сон
не должно тебе погружаться прежде, чем
снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем
деле, в чем провинился? Что мог совершить?
И чего не исполнил?"
Пифагорейская школа положила начало
математическим наукам. Числа понимались
как суть всего существующего, им придавался
мистический смысл. Основу пифагорейской
математики составляет учение о декаде:
1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все
процессы, происходящие в мире. В частности,
декада отображает законы музыкальной
гармонии: через нее выражаются основные
музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта
(3:2), кварта (4:3). Математический метод в
современной науке в этом смысле является
следствием популяризации и демистификации
пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит
учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде,
отражающем гармонию Солнечной системы,
где каждой планете соответствует определенная
нота, а все вместе они создают интервалы
музыкальной гаммы. Ими же положено и начало
музыкальной психологии: музыка использовалась
как средство воспитания и исцеления души
и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться
астрономия и медицина. Ею создано множество
аллегорических комментариев Гомера,
а также грамматика греческого языка.
Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной, естественной,
точной и систематической наук.
Сократ
Мифический образ Сократа был сформирован
благодаря дошедшим до нас диалогам Платона
и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению,
теперь трудно отделить философию Сократа
и идеи самого Платона, высказанные в диалогах.
Мысли Сократа послужили основой для развития
большинства последующих философских
школ, которые основывали его ученики,
в том числе и Академии Платона.
Суть собственной философии Сократ объяснял
одной фразой: "Я знаю только одно, что
я ничего не знаю".
В своих беседах Сократ не отвечает на
вопросы, он ставит их, искусно побуждая
собеседника к самостоятельному поиску
истины. А когда тот казалось бы близок
к ней, Сократ находит новые аргументы
и доводы, чтобы показать тщетность этих
попыток.
В этом подходе Сократ являлся противником
софистов, пытавшихся приобретать знания
и умения в результате обучения.
Софисты
Появление школы софистов явилось ответом
на потребность демократии в образовании
и науках. Странствующие учителя за деньги
могли обучить любого искусству речи и
др. Их главная целью было подготовить
молодежь к активной политической жизни.
Платон в последствии обвинял софистов
за подобную торговлю знаниями.
Платон и Академия
Платон объединил в своем учении ценности
двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев
он воспринял искусство математики и идею
создания философской школы, которую он
воплотил в своей Академии в Афинах. У
Сократа Платон научился сомнению, иронии
и искусству беседы.
Диалоги Платона пробуждают интерес и
учат размышлению над весьма серьезными
проблемами жизни, которые не сильно изменились
за две с половиной тысячи лет.
Наиболее значимыми в философии Платона
являются представления об Идеях, Справедливости
и Государстве. Он пытался сочетать философское
и политическое. Он готовил в своей школе
правителей-философов, способных править
справедливо, исходя из принципов общего
блага.
Аристотель
Долгое время Аристотель был членом
Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель
основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся
исключительно философской направленностью.
Он оставил значительно количество трудов:
"Метафизика", "Физика", "Этика",
"Риторика" , "Политика" и др.
Названия этих произведений говорят сами
за себя. Однако стройную систему Аристотеля
тяжело синтезировать по его работам,
представляющим из себя зачастую сборники
лекций и курсов.
Одним из самых важных результатов деятельности
Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского, который будучи
вдохновленный идеями философа и собственными
стремлениями всего за 9 лет создал Великую
Империю.
На развалинах Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Эллинистические школы. Эпикуреизм
Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу,
где и преподавал свою философию наслаждения.
Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении,
которое невозможно насытить. Он имел
в виду удовольствие покоя, как отсутствие
страдания. Говорит ли Эпикур о богах,
о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда
подчеркивает необходимость научиться
наслаждаться всем этим. Все основные
философские понятия он рассматривает
через призму духовного наслаждения.
Эллинистические школы. Стоицизм
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце
IV в. до н.э., существовала еще во времена
Римской империи. Главной идеей стоицизма
является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике:
"Жить последовательно, т.е. согласно
с единым и гармоническим жизненным правилом,
ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы".
Эллинистические школы.
Скептицизм
Философия скептицизма
- это философия покоя, безмятежности души,
воздержания от всяких суждений. Скептик,
говоря о вещах и событиях не оценивает
их, он просто воспроизводит факты.
Заключение
Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.
В период
своего становления человеческое познание
направлено “вовне”, на объективный
мир. И первые греческие философы
стремятся сконструировать
Перенос
акцента в философском
Список литературы:
1. Бертран Рассел, История западной философии: В 2 томах, Том 1, М., 1993.
2. Философия: Учеб. Пособие/ Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 5-е изд., стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2002.
3. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. М.: Республика, 2002
Интернет ресурсы:
http://www.leotour.com.ua/ru/