Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:42, реферат

Описание

Цель данной работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить историческое развитие основных идей в первых школах Древней Греции

Содержание

Введение
Глава 1. Возникновение древнегреческой философии……………………………….
Глава 2. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
2.1 Основные черты, свойственные античной философии…………………………..
2.2 Периодизация……………………………………………………………………….
Глава 3.Первые философские школы Древней Греции………………………………
Заключение………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Древнегреческая философия в нэт.docx

— 54.59 Кб (Скачать документ)

Для философии  римского периода было характерно взаимовлияние  древнегреческой и древнеримской  философий; фактическое слияние  древнегреческой и древнеримской  философий в одну античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); близость философии, философов и государственных  институтов; небольшое внимание к  проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики; преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни и др.

Развитие  античной философии было прервано общим  крушением античной культуры под  напором варварских нашествий и  победы христианства. Датой окончания  античного периода развития философии  считается 529 г., когда была закрыта  последняя философская школа  – платоновская Академия.

В целом  древнегреческая (античная) философия  имеет следующие особенности:

материальной  основой расцвета данной философии  был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских  центров);

древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную  прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

стержневой  идеей древнегреческой философии  являлся космоцентризм (страх и  преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам  происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего  мира);

на поздних  этапах смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

допускалось существование богов;

древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

были  заложены два направления в философии  идеалистическое («линия Платона») и  материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический  период материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический материалистическое, в римский идеалистическое.

 

 

 

Глава 3. Первые философские  школы Древней Греции

 

ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. 
Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. 
 
Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. 
 
В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим. 
 
В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, - школы его учеников. 
 
Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения. 
В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат. 
 
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). 
 
В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской античной философии, которая будет продолжать и разовьет многие из греческих учений. 
 
Семь мудрецов 
Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее популярными были Фалес из Милета, Биант из Приены, Солон, Питтак из Метилены, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты и Периандр из Коринфа. Среди эллинов быыли очень популярны их изречения: "Соблюдай меру" (Фалес), "Ничего слишком" (Солон), "Познай самого себя" (Хилон), "Лучше всего - знать меру" (Клеобул), "Думаю, затем действую" (Биант) и многие другие. Питтак известен тем, что был правителем Лесбоса и первым издал в Греции письменные законы. Периандр был правителем Коринфа. Он добился его величайшего экономического и культурного расцвета, а также основал Истмийские игры. 
 
Солон (640-560 до н.э.) был афинским архонтом. Для того чтобы преодолеть затяжной кризис государства, он произвел ряд реформ, распределявших права и обязанности граждан в зависимости от размеров имущества так, что зажиточные граждане имели больше прав, но и больше ответственности перед государством. В своих элегиях Солон писал о месте человека в обществе, о личной ответственности человека, о корысти и алчности, которые губят человека и государство. 
 
Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. 
 
Досократики 
Досократики - это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов. 
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. 
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий.  
 
Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. 
 
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. 
 
Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. 
 
Пифагор и его школа 
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА 
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. 
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. 
 
Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В этом они близки к своим предшественникам - орфикам, последователям учения, проповедовавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития. 
 
Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?" 
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения. 
 
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. 
 
В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. 
Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук. 
 
Сократ  
Мифический образ Сократа был сформирован благодаря дошедшим до нас диалогам Платона и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению, теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академии Платона. 
Суть собственной философии Сократ объяснял одной фразой: "Я знаю только одно, что я ничего не знаю". 
В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот казалось бы близок к ней, Сократ находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. 
В этом подходе Сократ являлся противником софистов, пытавшихся приобретать знания и умения в результате обучения. 
 
Софисты 
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.  
 
Платон и Академия  
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы. 
Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. 
Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага. 
 
Аристотель 
Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов. 
Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю. 
На развалинах Империи возникли Эллинистические государства и новые философы. 
 
Эллинистические школы. Эпикуреизм 
Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения. 
 
Эллинистические школы. Стоицизм 
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы". 
Эллинистические школы.  
Скептицизм 
Философия скептицизма - это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик, говоря о вещах и событиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

Заключение

Спецификой  древнегреческой философии в  её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих  философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается  с мифологией, наследует ее мировоззренческую  проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто  родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный  мир. И первые греческие философы стремятся сконструировать картину  мира, выявить всеобщие основания  бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется  человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской  проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы  к рассмотрению человека, его жизни  во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая  тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты  и Сократ: именно с их деятельностью  начинается переход от философии  как любви к мудрости вообще, как  “первонауки” к философии в подлинном  смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание  мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В  философии софистов и Сократа  человек становится единственным бытием.

Перенос акцента в философском размышлении  с природы на человека означал  не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой  проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения  человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого  бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует  основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим  является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно  окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия – это самосознающее  мышление.

 

 

 

Список  литературы:

1. Бертран Рассел, История западной философии: В 2 томах, Том 1, М., 1993.

2. Философия: Учеб. Пособие/ Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 5-е изд., стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2002.

3. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. М.: Республика, 2002

Интернет  ресурсы:

http://www.leotour.com.ua/ru/greece/philosophy/


Информация о работе Древнегреческая философия