Публичная
религия представлена поэмами Гомера
и Гесиода. Боги этой религии - персонифицированные
явления природы. Тем самым, публичная
религия натуралистична. Свой характер
она передает и философии. Ссылка
на природу есть константа греческой
мысли.
Одной из
форм религии мистерий был орфизм.
Название этого религиозного движения
происходит от имени древнего поэта
Орфея - предполагаемого основателя
доктрины. Рассел, отмечая безусловную
неординарность Орфея, говорит и
о непроясненности этого образа
- неясно был ли Орфей человеком,
героем или богом. Первоистоки доктрины
орфизма - в Египте. По преданию, Орфей
был жрецом и философом. В ранних
формах легенды об Орфее, в отличие
от более поздних, не отмечается даже
его склонность к музыке. Говорят
также и то, что "Орфей был
реформатором, которого разорвали на
куски бешеные менады, побужденные
к этому вакхической ортодоксией".
В отличие от общественной религии,
орфики наделяли человека бессмертной
душой, противополагая душу и тело.
Это дуализм. Суть орфизма может
быть представлена в следующих позициях:
в человеке, вследствие его изначальной
греховности, временно пребывает божественное
начало - демон (душа); демон предсуществует
телу и не погибает вместе с ним,
он осужден на реинкарнацию (метемпсихоз)
в последующих телах, искупая
в серии перерождений изначальный
грех; "орфическая жизнь" есть доктрина
и практика уединения, цель которой
состоит в том, чтобы прервать
реинкарнацию, освободив душу от тела;
очистившегося (посвященного в мистерии)
в ином мире ждет награда, непосвященного
- наказание.
Греки не
имели священных книг. У них не было
догматики. Не было касты жрецов. Это обстоятельство,
крайне важное для зарождения духа свободной
философии, не имеет исторических параллелей.
Впрочем, Б. Рассел полагает, что от религии
восточного типа "Грецию спасло не столько
отсутствие жречества, сколько наличие
научных школ".
Политические
и экономические обстоятельства
также благоприятствовали возникновению
философии. Культура греков есть результат
и условие свободы. Принцип социально-государственной
организации - полис - греческий город-государство
представлял этический горизонт
гражданина. Государственные цели воспринимались
как личные, свобода государства
как гарант собственной свободы
гражданина. Именно поэтому, философия
возникла не в метрополии, а в
колонии - в Милете, на востоке Малой
Азии, затем - в южной Италии, и
только после этого - в самой Греции.
Поскольку степень свободы в
колонии была выше. Эта свобода
поддерживалась, отчасти, и пафосом
независимости, который, как можно
думать, наполняет жизнь колонии,
пребывающей даже в самых дружественных
отношениях с метрополией.
Традиция
приписывает введение термина "философия"
Пифагору. Структурно феномен философии
представляет единство содержания, метода,
цели.
Содержание:
философия стремится объяснить
тотальность реальности. Ее интересы
далеки от поздних интересов науки,
отрасли которой объясняют лишь
отдельные фрагменты реальности.
По сути, философия созидается вопросом,
обращенным к реальности в целом:
что есть начало всех вещей? Предмет
философии - бытие, реальность как целое.
Бытие, в свою очередь, может открыться
только через уяснение первоначала
всех вещей.
Метод: философия
стремится к рациональному объяснению,
полагая при этом всеобщее за предмет.
В философии значим разум, логика,
логос. Философия должна идти дальше
фактов и опыта, опираясь на разум. Рациональность
на уровне логоса - отличие философии
от таких мировоззренческих форм
как религия и искусство.
Цель
древнегреческой философии - чистое
созерцание истины. При этом созерцание
истины как таковой не выходит
из пределов логоса, не обращается к
помощи мифопоэтических образов. Аристотель,
утверждая приоритет философии
в деле познания истины, говорил: все
другие науки более необходимы, но
лучше нет ни одной.
Таким образом,
рациональность есть принципиальное отличие
(греческой) философии от других форм
познания. Всеобщее как предмет философии
и рациональность как принцип
философского познания определили развитие
и западной культуры в целом.
Однако,
позднейшая интерпретация философского
мышления как непрерывного чувствования,
эксплицирует элемент чувственного
как равноправный в контексте
философского познания. Действительно,
вопрос: "Почему есть бытие, а не ничто?",
задаваемый по сути философского дела,
вопрос, которого не снимает и существование
современной науки, выявляет удивление
(чувство, напряженность чувства, пафос)
как конституирующее основание
философского познания. Основание данного
вопроса именно в онтологической,
по отношению к бытию философии,
природе удивления. Как писали Платон
и Аристотель: "Начало философствования
в удивлении".
Античная
греческая и греко-римская философия
имеет тысячелетнюю историю - с YI в.
до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским
императором Юстинианом (482/483-565) были
закрыты языческие школы, где
преподавалась философия.
Умение
мыслить - не привилегия какой-либо профессии.
Чтобы мыслить, необходимо мочь собрать
не связанные для большинства
людей вещи и держать их собранными...
Цивилизация
есть способ обеспечения такого рода
"поддержек" мышления. Она обеспечивает
систему отстранений от конкретных
смыслов и содержания, создает
пространство реализации и шанс для
того, чтобы мысль, начавшаяся в момент
А, в следующий момент Б могла бы быть
мыслью. Или человеческое состояние, начавшееся
в момент А, в момент Б могло бы быть человеческим
состоянием...
Цивилизация
предполагает формальные механизмы
упорядоченного правового поведения,
а не основанные на чьей-то милости,
идее или доброй воле. Это и есть
условие социального, гражданского
мышления. "Даже если мы враги, давайте
вести себя цивилизованно, не рубить
сук, на котором сидим", этой простой,
по существу, фразой и может быть
выражена суть цивилизации, культурно-правового,
надситуативного поведения".
Глава 2.Периодизация и общая характеристика
древнегреческой философии
Древнегреческой
называется философия (учения, школы),
выработанная греческими философами,
проживавшими на территории современной
Греции, а также в греческих
полисах (торгово-ремесленных городах-государствах)
Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья
и Крыма, в эллинистических государствах
Азии и Африки, в Римской империи.
Философия
родилась, как попытка определить
фундаментальные основания бытия
человека. В качестве этих оснований
не могут выступить знания, поскольку
одно лишь знание вовсе не всегда приводит
человека к мудрости.
2.1. Отметим основные характерные
черты, свойственные античной
философии:
1. Космоцентризм.
Чрезвычайно важным для античной
философии, особенно на первых
этапах её развития, было понятие
«космос». Это понятие происходит
от греческого глагола, означающего
«украшать», «приводить в порядок».
В греческом мышлении понятия
«космос» и «хаос» были противопоставлены.
Хаос как неупорядоченное, негармоничное
состояние мироздания постепенно
превращался в прекрасный, упорядоченный,
гармоничный космос, в котором
господствует строгая пропорциональность
и закономерность. Космос представал
в качестве абсолюта, включающего
в себя всё существующее. Даже
боги включались в состав космоса
и подчинялись его законам.
Человек и общество также считались
частью космоса и не выделялись
из него. Именно на постижение
космоса направляли свои интеллектуальные
усилия античные философы. Однако
представления античных мыслителей
о космосе существенно отличались
от современных. Античности чужда
была идеи бесконечности, в
том числе и мысль о бесконечности
космоса. Космос считался самым
совершенным, но совершенное всегда
должно было иметь форму; поэтому
прекраснейший космос не мог
быть бесконечным. Космос должен
был иметь самую прекрасную
и совершенную форму; таковой
в античной культуре представала
форма шара. Таким образом, космос
мыслился в античности большим,
но всё же ограниченным сферическим
телом.
2. Онтологизм
античной философии. Онтологизм,
прежде всего, заключается в
признании бытия мира независимого
от нашего сознания в качестве
предпосылки нашего мышления об этом
мире. Античная философия была укоренена
в онтологических бытийственных проблемах,
это в первую очередь размышление о бытии.
Существование бытия вне сознания почти
не подвергалось сомнению, поэтому субъективный
идеализм в античности не принимал своей
крайней формы – солипсизма.
3. Диалектичность.
Именно античной философии европейская
традиция обязана формированием
основ диалектического метода. Греческие
мыслители первые начали рассматривать
мир как постоянно изменяющееся
противоречивое целое. Они заложили
традицию изучения бытия в
процессе его становления. Особое
место как основоположнику диалектики
принадлежит Гераклиту. Даже те
из античных мыслителей, которые
выступали против представлений
о мире как изменчивости, текучести
(элеаты), прибегали к диалектике
понятий как особому методу
решения интеллектуальных задач.
2.2. В своём развитии античная
философия прошла через ряд
периодов, существенно отличающихся
между собой:
1. Философия
физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых
греческих философов принято
называть физиками, поскольку основным
объектом их исследования была
природа (фюзис). Природа в представлении
греческих мыслителей совпадала
с космосом как современным
гармоничным, упорядоченным состоянием
мироздания. Физика подразумевала
в античности совокупность всего
знания о природе, в котором
ещё не произошла чёткая дифференциация
между частными естественными
науками и философией. Перед первыми
греческими философами стояла
проблема первоначала, из которого
всё происходит (архе). На роль
такого первоначала, как правило,
претендовали 4 стихии: земля, вода,
огонь, воздух. Сам набор этих
первоначал указывает на господство
стихийно-материалистической тенденции
во взглядах первых античных
философов. К «физическому» этапу
существования античной философии
относят философов ионийской
и элейской школ, Пифагора и
его последователей, первых античных
атомистов (Левкиппа и Демокрита),
Эмпедокла и Анаксагора.
2. Классический
период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.).
В начале этого периода происходит
антропологический поворот в
греческой философии, связанный
с деятельностью софистов и
Сократа. В рамках антропологического
поворота подчёркивается, что мир
общества и культуры развивается
по иным принципам, чем природа,
что многое в нём возникло
«по установлению». Главным предметом
философии становится человек.
Возникает, наряду с физической,
и этическая философия, а также
логика. В классический период
появляются чётко сформулированные
учения субъективного (софисты)
и объективного идеализма (Платон).
Основным итогом классического
периода античной философии следует
считать размежевание основных
направлений в философии, создание
первых грандиозных философских
систем Платон, Аристотель), а также
совершенствование терминологии
и философского метода. К данному
этапу относятся:
философско-просветительская
деятельность софистов;
философия
Сократа;
зарождение
«сократических» школ;
философия
Платона;
философия
Аристотеля.
Философы
сократического (классического) периода
также пытались объяснить сущность
природы и Космоса, однако сделали
это глубже «досократиков».
3. Эллинистическая
философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот
период разворачивается деятельность
множества философских школ (стоики,
скептики, киники, эпикурейцы и др.).
На первое место выходит этическая
проблематика; изучение природы
должно лишь помогать изгонять
страхи, содействовать исцелению
души, её покою, невозмутимости. Философия
воспринимается как искусство
счастливой жизни, намечается
расхождение философии и науки.
Для эллинистического периода
(периода кризиса полиса и образования
крупных государств в Азии
и Африке под властью греков
и во главе с соратниками
Александра Македонского и их
потомками) характерно:
распространение
антиобщественной философии киников;
зарождение
стоического направления философии;
деятельность
«сократических» философских школ:
Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской
школы (киренаиков) и др.;
философия
Эпикура и пр.
Отличительными
чертами эллинистической философии
являются кризис античных моральных
и философских ценностей; снижение
страха перед богами и иными сверхъестественными
силами, уважения к ним; отрицание
прежних авторитетов, пренебрежение
к государству и его институтам;
поиск физической и духовной опоры
в самом себе; стремление к отрешению
от действительности; преобладание материалистического
взгляда на мир (Эпикур); признание
высшим благом счастья и удовольствия
отдельного человека (физическое киренаики,
моральное Эпикур).
4. Философия
Римского периода (1 в. до н.э.
– 6 в. н.э.). По основным тенденциям
развития философии этот период
мало отличается от предыдущего.
Продолжают существовать те же
школы, что и в период эллинизма,
одним из значительных феноменов
поздней античной философии следует
считать распространения, появившегося
в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется
плеяда древнеримских мыслителей
(Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк
Аврелий), однако они философствуют
в рамках сложившихся в эллинистическую
эпоху школ. К числу языков философствования
наряду с древнегреческим присоединяется
и латинский язык, который начинает активно
разрабатывать философскую терминологию.
Наиболее
известными философами римского периода
являлись Сенека; Марк Аврелий (император
Рима в 161 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние
стоики; ранние христиане.