Древнегреческая философия.Милетская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:23, реферат

Описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.43 Кб (Скачать документ)

            ВВЕДЕНИЕ.

     Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как  развитие или как путь от мифологии  и от религии к материалистически  мыслящей науке.

     Одним из важнейших явлений и результатов  исторического развития Древней  Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале VIв. до н.э., древнегреческая философия  до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие  философы принадлежали в большинстве  к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса, тем не менее, в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

     Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также  в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого  эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные  области исследования. Однако и после  этого древнегреческая философия  продолжает развиваться как мировоззрение  заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПРЕДПОСЫЛКИ И  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ.

     С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет − главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры. По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу.

     В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что  все предметы окружающего мира состоят  из простейших начал («стихий»). К таковым  чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась  также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

     Одной из важнейших особенностей древнегреческой  культуры была ее ориентация не столько  на религию, как это имело место, например, в Египте и Индии, а на мифологию. Исследователями давно  подмечено, что религия захватывает  человека основательнее мифологии, переинтерпретировать ее в философском  ключе труднее, чем последнюю. Пожалуй, далеко не случайно именно древние  греки стали основателями философии, поскольку благодаря отсутствию религиозного фундаментализма они  в своем творчестве оказались  свободнее, чем древние египтяне и индийцы. Именно в Древней Греции философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все  более профессиональной, могли противостоять  политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом  мире способствовали достигнутые греками  в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее  становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.

     Изобретение слова «философия» легенда приписывает  Пифагору. В переводе с греческого философия есть любовь к мудрости. Древние греки, подобно всем людям, хотели быть знающими, мудрыми. В результате многие из них стали философами. Далеко не случайно мифология, перегруженная надуманными персонажами и сюжетами, начала постепенно отступать перед философией.

     Философия в Элладе возникает как мировоззрение  промышленно-торгового городского класса, демоса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь  с производством, получившим возможность  резкого ускорения развития в  связи с переходом к железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, классовая борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них и к демократическим  формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы – все это способствовало реализации той возможности возникновения  философии, которая была заложена в  профилософии.

     Вместе  с тем античная философия в  целом – философия рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института  рабства, духовный аристократизм, все  же невысокий уровень дедуктивной  науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность  подавляющего большинства философских  доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности – все это ограничивало возможности  античной философии.

     И в то же время античная философия  – грандиозная попытка построить  рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в древнезападной философии  имелись в зародыше почти все  дальнейшие разновидности философских  видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.

     Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия  существовала в течение более  чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:

     1) протофилософия – период зарождения  и формирования (VI в. до н.э.);

     2) зрелость и расцвет (V–IV вв. до н.э.);

     3) закат – греческая философия  эпохи эллинизма и латинская  философия периода Римской республики (III–I вв. до н.э.);

     4) период упадка и гибели в  эпоху Римской империи (I–V н.э.).

     Античная  философская литература сохранилась, в общем плохо. Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, и то благодаря тому, что они приводились в трудах тех более поздних античных авторов, которым удалось пробиться сквозь тьму веков. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в третьем и в четвертом периодах, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью сохранилась философская поэма античного материалиста Лукреция Кара «О природе вещей». Таким образом, информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей информации в случае древнезападной, как, впрочем, и древневосточной философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам, т.е. «описывателям мнений», неспособным на сколько-нибудь серьезный анализ. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древнейшей греческой философии.

     Это, прежде всего сочинения Платона  и Аристотеля. В «Метафизике» Аристотеля содержится первый очерк истории  античной философии, правда, лишь в  одном аспекте – в аспекте  аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует  скорее относить к логической, чем  к эмпирической концепции истории  философии. Начало подлинной доксографии  можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает  учения философов по проблемам в  своем труде «Мнения физиков», хотя, к сожалению, этот труд дошел  до нас в его небольшой части, причем в отличие от Аристотеля, Теофраст не подгонял историко-философский  материал к своей концепции.

     Имея  дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл  терминов со временем изменялся. Уже  Аристотель не всегда правильно понимал  некоторые термины более ранних античных философов.

 

     

           2.  МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.

          Милетская школа - одна из первых  древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских  представлений того  времени.  Она существовала в Ионии в конце V - IV вв.до н.э.;  основными деятелями ее являлись Фалес (ок.  624-547 гг. до н.э.), Анаксимандр  (ок.  610-546  гг.  до  н.э.)  и  Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.

          Если сопоставить исходные математические знания греков с достижениями египтян и вавилонян, то вряд ли можно сомневаться в том, что такие элементарные положения, как равенство углов у основания равнобедренного треугольника,  открытие  которого  приписывают Фалесу Милетскому, не были известны древней математике. Тем не менее, греческая математика  уже в исходном своем пункте имела качественное отличие от своих предшественников.

          Ее своеобразие заключается, прежде всего, в попытке систематически использовать идею доказательства.  Фалес стремится  доказать  то, что эмпирически было получено и без должного обоснования использовалось в египетской и вавилонской математике.  Возможно, в период наиболее интенсивного развития духовной жизни Вавилона и Египта,  в период формирования основ их знаний изложение тех или  иных  математических положений  сопровождалось  обоснованием в той или иной форме.

     Однако, как пишет Ван дер Варден,  "во времена Фалеса  египетская  и вавилонская математика давно уже были мертвыми знаниями.  Можно было показать Фалесу,  как надо вычислять, но уже неизвестен был ход рассуждений, лежащих в основе этих правил".

          Греки вводят процесс обоснования как необходимый компонент  математической действительности, доказательность действительно является отличительной чертой их математики.  Техникой доказательства ранней греческой математики, как в геометрии,  так и в арифметике первоначально являлась простая попытка придания наглядности.  Конкретными разновидностями такого  доказательства в арифметике было доказательство при помощи камешков, в геометрии - путем наложения. Но сам факт наличия доказательства  говорит  о  том,  что  математические знания воспринимаются не догматически,  а в процессе  размышления.  Это, в свою очередь, обнаруживает критический склад ума, уверенность (может быть, не всегда осознанную),  что размышлением можно установить правильность или ложность рассматриваемого положения, уверенность в силе человеческого разума.

          Греки в  течение одного-двух столетия сумели овладеть математическим наследием предшественников,  накопленного в течение тысячелетий, что свидетельствует об интенсивности, динамизме их математического познания. Качественное отличие исследований Фалеса и его последователей от  догреческой  математики проявляется не столько в конкретном содержании исследованной зависимости, сколько в новом способе математического мышления.  Исходный материал греки взяли у предшественников, но способ усвоения и использования этого материала был новый. Отличительными  особенностями их математического познания являются рационализм, критицизм, динамизм.

          Эти же  черты характерны и  для философских исследований милетской школы. Философская концепция и совокупность математических положений формируется посредством однородного по своим общим характеристикам мыслительного  процесса,  качественно  отличного  от  мышления предшествующей эпохи. Как же сформировался этот новый способ восприятия действительности? Откуда берет свое начало стремление к научному знанию?

          Ряд исследователей  объявляет   отмеченные  выше  характеристик мыслительного процесса  "врожденными особенностями греческого духа". Однако эта ссылка ничего не объясняет, так как непонятно, почему тот же "греческий дух" по прошествии эпохи эллинизма теряет свои качества. Можно попробовать поискать причины такого миропонимания в  социально-экономической сфере.

          Иония, где проходила деятельность милетской школы,  была достаточно развитой  в  экономическом отношении областью.  Поэтому именно она прежде прочих вступила на путь низвержения  первобытно-общинного строя и формирования рабовладельческих отношений.  В VIII-VI вв.  до н.э. земля все больше сосредотачивалась в руках крупной родовой знати. Развитие ремесленного производства и торговли еще в большей мере ускоряло процесс социально-имущественного расслоения. Отношения между аристократией и демосом становятся напряженными;  со временем эта напряженность перерастает в открытую борьбу за  власть.  Калейдоскоп событий во внутренней жизни,  не менее изменчивая внешняя обстановка формируют динамизм, живость общественной мысли.

          Напряженность в  политической  и экономической сферах приводит  к столкновениям в области религии, поскольку демос, еще не сомневаясь в том,  что религиозные и светские установления вечны,  так как даны богами, требует, чтобы они были записаны и стали общедоступными, ибо правители искажают божественную волю и толкуют ее по-своему.  Однако нетрудно понять, что систематическое изложение религиозных и мифологических представлений (попытка такого изложения была дана Гесиодом) не могло не нанести серьезного удара религии. При проверке религиозных измышлений логикой первые, несомненно, показались бы конгломератом нелепостей.

Информация о работе Древнегреческая философия.Милетская школа