Древнегреческая философия.Милетская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:23, реферат

Описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.43 Кб (Скачать документ)

     Эта картина мира неверна. Но все, же поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является, и то, что он есть, не одно и то же. Мы видим звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов, отверстиями которых являются и Солнце, и Луна, и звезды. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного созерцания.

     Анаксимандру  принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с  себя чешую, став сухопутными. От животных произошел человек. В общем, все  это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного  животного, а от морского. Человек  зародился и развился до взрослого  состояния внутри какой-то громадной  рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы выжить один без родителей), первочеловек вышел на сушу.

     Материализм и диалектика Анаксимандра. Материалистический монизм (учение, согласно которому все  возникло из одного начала) мировоззрения  Анаксимандра поражал самих древних  греков. Античный автор Псевдо-Плутарх  подчеркивал: «Анаксимандр... утверждал, что апейрон – единственная причина  рождения и гибели». Христианский теолог Августин горько сетовал на Анаксимандра за то, что тот «ничего не оставил  божественному уму».

     Диалектика  Анаксимандра выразилась в учении о  вечности движения апейрона, о выделении  из него противоположностей, об образовании  четырех стихий из противоположностей, а сама космогония – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. в общей  идее эволюции живой природы.

     Эсхатология (эсхатологическая мудрость) – это  учение о конце мира. «Эсхатос»  – крайний, конечный, последний. Об этом мы узнаем из сохранившегося фрагмента  Анаксимандра. Там сказано: «Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и  согласно порядку времени». Слова «друг от друга» потому стоят в скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет. Так или иначе, по этому фрагменту мы можем судить о форме анаксимандрова сочинения. По форме выражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение между вещами мира выражено в этических терминах.

     Дж. Томсон думал, что выражение «получает  возмездие» взято из этическо-правовой практики родового общества. Это формула  урегулирования споров между соперничающими родами. Так что первые греческие  философы не так уж абсолютно отличались от китайских и индийских. Но этической  у греческих философов была лишь форма, в которой представлялся, однако, физический мир, мир природы, а не мир человека. Но то, что мир  природы представлялся через  мир человека, есть не что иное, как  пережиток социоантропоморфического мировоззрения, что вообще свойственно  протофилософии. Однако олицетворения  уже нет, нет и полной антропоморфизации.

     В греческом тексте выражение «из  чего» стоит во множественном  числе, а потому под этим «из чего»  не может подразумеваться апейрон, а вещи рождаются друг из друга. Такое  истолкование противоречит космогонии Анаксимандра.

     Мы  думаем, что вещи, возникая из апейрона, виновны друг перед другом. Их вина состоит не в рождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что  они агрессивны. Нарушение меры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение вещей в состояние  безмерности, их гибель в безмерном, т.е. в апейроне.

     Апейрон Анаксимандра самодостаточен. Апейрон, гордо заявил о первоначале и  субстанции мироздания милетский философ, «все объемлет и всем управляет». Апейрон  не оставляет места для богов  и других сверхъестественных сил.

     Анаксимандр ввел в употребление то, что древние  греки назвали «гномон» – элементарные солнечные часы, которые были известны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной  горизонтальной площадке. Время дня  определялось по направлению и длине  тени. Самая короткая тень в течение  дня определяла полдень, в течение  года – летнее солнцестояние, самая  длинная тень в течение года –  зимнее солнцестояние. Анаксимандр  построил модель небесной сферы –  глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии».

     3.3. АНАКСИМЕН.

     Анаксимен – ученик и последователь Анаксимандра. В отличие от своего учителя, который  писал, как отметили сами древние, «вычурной  прозой», он писал просто и безыскусно. Это говорит о становлении  научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и  социоантропоморфизма. Анаксимен, как  и другие милетские философы, был  ученым. Но круг его научных интересов  уже, чем у Анаксимандра. Вопросы  биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен – астроном и метеоролог. Он автор сочинения «О природе».

     Не  удержавшись на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел  первоначало всего сущего в самой  бескачественной из четырех стихий – в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т.е. апейроном. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон – свойство воздуха.

     Анаксимен сводил все формы природы к  воздуху. Все возникает из воздуха  через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала  огнем, затем эфиром, а сгущаясь, – ветром, облаками, водой, землей и  камнем. Анаксимен подошел здесь  к диалектической идее перехода количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение – с охлаждением. Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему  казалось, что воздух при выдыхании  разрежается и оттого теплеет.

     Анаксимен думал, что Солнце – это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения.

     Земля и небесные светила парят в  воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями.

     Первые  милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем  более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у  Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел  в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.

     Что же касается богов, то Анаксимен также  выводил их из воздуха. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал  и не обошел их молчанием». Но он, сообщает Августин, был убежден, что «не  богами создан воздух, а что они  сами из воздуха». Итак, боги – модификация  материальной субстанции. Что же тогда  в них божественного? – восклицает христианский теолог.

     Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей  воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер – уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская Земля неподвижно парит в воздухе. Там же парящие  плоские Солнце, Луна и планеты, которые  Анаксимен отличал от звезд, движутся космическими ветрами. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды за Луной и Солнцем. Состояние  погоды он связывал с активностью  Солнца.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Философия есть один из способов изменение картины  мира, мировоззрения, переосмысление оснований  бытия человека, изменения сознания, отношения к миру. Она как бы озвучивает, выражает в слове то, что происходит в глубинах повседневного  бытия и смутно ощущается обыденным  сознанием.

     Первые  философы − разрушители традиционных представлений о мире и человеке. Но, разрушая мифологические представления, философия указывала человеку и  обществу новый идеал – гармонично устроенный, упорядоченный, подчиняющийся  всеобщему закону космос. Она указывала  также новую опору для человека − его разум. Это был путь к  разумному и ответственному за свои поступки индивиду.

     Человек больше не хочет быть «куклой богов», он сам пытается стать подобным Богу через свой разум, утверждая, что разум и Бог тождественны. Но сделав разум своей единственной опорой, человек довольно скоро понял слабость и шаткость этой опоры перед лицом человеческих страстей и человеческой воли. Он понял, как трудно быть Богом.

     Найти эту высшую точку зрения, истинную меру вещей и самого человека становится одной из важнейших проблем философии. Вообще, категория меры занимает одно из главных мест в сознании того периода, когда формировались философия  и наука. Знать меру означало для  грека, прежде всего, знать свое место, что тебе положено, отмерено богами и судьбой, не преступать меры, так  как это влечет за собой наказание, возмездие богов.

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     1.Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. - М.: 2005 год.

     2. Асмус. В.Ф. Античная философия:  Высшая школа;  М.: 2005

     3. Иванов А. В., Миронов В. В.  Онтология и теория познания: Учебник. – М.: 2005

     4. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: 2005.

     5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко  В.С. Философия для технических  вузов.:Феникс, 2001

     6. Канке В.А. История философии.  Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003

     7. Философия: Учебное пособие для  высших учебных заведений. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 

Информация о работе Древнегреческая философия.Милетская школа