Древнегреческая философия.Милетская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:23, реферат

Описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.43 Кб (Скачать документ)

          "Таким образом,  материалистическое  мировоззрение Фалеса и его последователей не является каким-то загадочным,  не от мира сего порождением  "греческого духа".  Оно является продуктом вполне определенных социально-экономических условий и выражает  интересы  исторически-конкретных социальных  сил,  прежде  всего торгово-ремесленных слоев общества" - пишет О.И.Кедровский.

          На основании всего вышеперечисленного еще нельзя с большой уверенностью утверждать,  что именно воздействие мировоззрения  явилось решающим фактором  для  возникновения  доказательства;  не исключено ведь, что это произошло в силу других  причин:  потребностей  производства, запросов элементов естествознания,  субъективных побуждений исследователей. Однако можно убедиться, что каждая из этих причин не изменила принципиально  своего  характера по сравнению с догреческой эпохой непосредственно, не приводит к превращению математики в  доказательную науку.  Например,  для удовлетворения потребностей техники было вполне достаточно практической науки древнего Востока,  в справедливости положений  которой можно было убедиться эмпирически.  Сам процесс выявления этих положений показал,  что они дают  достаточную для практических нужд точность.

          Можно считать одним из побудительных мотивов возникновения  доказательства необходимость  осмысления и обобщения результатов предшественников. Однако и этому фактору не принадлежит  решающая  роль, так как,  например,  существуют теории, воспринимаемые нами как очевидные, но получившие  строгое  обоснование  в  античной  математике (например, теория делимости на 2).

          Появление потребности доказательства  в греческой математике получает удовлетворительное объяснение, если учесть взаимодействие мировоззрения на развитие математики. В этом отношении греки существенно отличаются от своих предшественников. В их философских и математических исследованиях проявляются вера в силу человеческого разума, критическое  отношение к достижениям предшественников,  динамизм мышления. У греков влияние мировоззрения превратилось из  сдерживающего фактора математического познания в стимулирующий, в действенную силу прогресса математики.

          В том,  что обоснование приняло  именно форму доказательства,  а не остановилось на эмпирической проверке,  решающим является появление новой, мировоззренческой функции науки. Фалес и его последователи воспринимают математические  достижения  предшественников  прежде всего для удовлетворения технических потребностей,  но наука для них- нечто большее, чем аппарат для решения производственных задач. Отдельные, наиболее  абстрактные  элементы математики вплетаются в натурфилософскую систему и здесь выполняют роль антипода  мифологическим и религиозным верованиям. Эмпирическая подтверждаемость для элементов философской системы была недостаточной в силу общности их характера и скудности подтверждающих их фактов.  Математические знания же к тому времени достигли такого уровня развития, что между отдельными положениями можно было установить логические связи. Такая форма обоснований оказалась объективно приемлемой для математических положений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 

     3. МИЛЕТСКИЕ ФИЛОСОФЫ.

     3.1. ФАЛЕС.

     Первой  философской школой Эллады, а тем  самым и Европы была Милетская  школа, возникшая в Малой Азии.

     Основателем философской школы в Милете считается  Фалес. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он – первый математик и физик  в Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим  гражданином Милета. Более правдоподобна  версия о финикийских предках  Фалеса. Фалес жил в самом конце  VII – первой половине VI в. до н.э. . Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения, которое, как определила современная астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н.э.. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н.э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы внешней агрессии сначала против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как это будет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал последней как инженер. Он помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, посоветовав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.

     В античности ему были приписаны сочинения  в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

     Поздняя античная традиция единодушна в том, что все свои первоначальные научные  знания Фалес почерпнул в Азии и в Африке, т.е. в Вавилонии, Финикии  и Египте. Прокл утверждает, что  Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже  в Египте. Он прибыл в Милет уже  далеко не молодым человеком.

     В античной традиции Фалес – первый астроном и математик. Младший современник  его, Гераклит, знает Фалеса лишь как  астронома, прославившегося предсказанием  солнечного затмения. Однако, как и  вавилоняне, и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта.

     Фалесу  приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных»  звезд, определение времени солнцестояний  и равноденствий, понимание того, что Луна светит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив, продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.

     В области геометрии Фалес установил  ряд равенств: вертикальных углов, треугольников  с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании  равнобедренного треугольника, разделенных  диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально  новое состояло в том, что уже  Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в  отвлеченной форме.

     Как физик Фалес пытался понять причину  летних разливов Нила. Он ошибочно нашел  ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов в одном  его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.

     Самая ранняя информация о Фалесе как философе пришла к нам от Аристотеля. В  аристотелевской «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом  всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все  вещи, из чего первого они возникают  и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам  своим меняется, это они и считают  элементом и началом вещей. И  поэтому они полагают, что ничто  не возникает и не погибает, так  как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму  для такого начала не все указывают  одинаково, но Фалес – родоначальник  такого рода философии – считает  ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3). Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.

     Вода  Фалеса – философское переосмысление гомеровского Океана, шумеро-аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его сочинения  «О началах» допускает, что Фалес  поднялся до понятия первоначала, иначе  он не стал бы философом. Фалес, понимая  воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в  этой форме он и представляет субстанциальность  воды, она буквально пребывает  подо всем, на ней все плавает.

     С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир  полон богов (политеизм). Однако эти  боги действуют в мире силы, они  также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».

     Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед  нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса  разум, логос, сына Зевса, который отрицал  своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

     Онтологический  монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить  к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем  разумного мнения». Здесь Фалес  высказался против мифологического  и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие  болтливых людей». Таков девиз  первого древнезападного философа, его философское завещание.

     3.2. АНАКСИМАНДР.

     Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. О его жизни мы почти ничего не знаем. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, которое  положило начало многим одноименным  трудам первых древнефеческих философов. Сочинение Анаксимандра называлось «Пери фюсеос», т.е. «О природе». Само название этого и одноименных  ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских  и древнеиндийских, были, прежде всего натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли их фисиологами). Анаксимандр написал свое сочинение в середине VI в. до н.э. От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа – «Карта земли» и «Глобус». Философское учение Анаксимандра известно из доксографии.

     Именно  Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего  сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем  тысячелетием, сообщает, что «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит  в основе». Такое начало Анаксимандр нашел в не ком апейроне. Тот же автор сообщает, что Анаксимандр учил: «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон означает «беспредельный, безграничный, бесконечный». Апейрон – средний род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.

     Все древние авторы согласны с тем, что  апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне «мигму», т.е. смесь (земли, воды, воздуха и огня), другие – «метаксю», нечто среднее между двумя стихиями – огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон – это нечто неопределенное. Аристотель думал, что Анаксимандр, пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либо одной стихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими как конечными, а потому свое бесконечное Анаксимандр сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Симпликий находит два основания. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, т. е. неопределенный.

     Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся  словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон  «не знает старости», что он «бессмертен  и неуничтожим». Он находится в  состоянии вечной активности и вечного  движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство.

     Апейрон – не только субстанциальное, но и  генетическое начало космоса. Из него не только состоят все, в сущности, в своей основе, но и все возникает. Анаксимандрова космогония принципиально отличается от космогонии Гесиода и орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра никаких элементов теогонии уже нет. От теогонии остался лишь атрибут божественности, но только потому, что апейрон, как и боги мифологии, вечен и бессмертен.

     Апейрон сам все из себя производит. Находясь во вращательном движении, апейрон  выделяет из себя такие противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных  свойств образуют землю (сухое и  холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как тяжелейшее земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой  и огнем, воздухом и огнем. Под  действием небесного огня часть  воды испаряется, и земля выступает  частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается  натри кольца, окруженных плотным  непрозрачным воздухом. Эти кольца, говорил Анаксимандр, подобны ободу  колеса колесницы (мы скажем: подобны  автомобильной шине). Они полые  внутри и наполнены огнем. Находясь внутри непрозрачного воздуха, они  невидимы с земли. В нижнем ободе  множество отверстий, сквозь которые  просматривается заключенный в  нем огонь. Это звезды. В среднем  ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. Это Солнце. Время от времени эти отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец.

Информация о работе Древнегреческая философия.Милетская школа