Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:04, реферат
Диалектический взгляд на эти вещи предполагает, что случайность закономерна точно так же, как случайна закономерность. В такой постановке вопроса интуиция не есть шпаргалка Провидения, но интуиция, как разрешение проблемы или приобретение знания, действительно выступает как случайность, в каждом данном случае. Для отдельно взятого человека оказавшегося без зонтика под дождем, дождь как явление - случаен, но в тоже время для природных процессов он явился закономерным результатом. Как сказал бы Гегель - всякая случайность имеет под собой основание и Ленин бы добавил – этого не нюхали господа махисты.
Введение…………………………………………………………………….3
Неявное знание…………………………………………………………….5
Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
Классификации неявного знания…………………………………..13
Сущность интуиции……………………………………………………....17
Роль интуиции в познании………………………………………....20
Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
Значение интуиции………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………
Например, скрытое знание. Если не понимать под ним знание, которое скрывают почти сознательно, если не считать его слишком простым, очевидным, то этот термин может означать почти тоже, что и термин «неявное знание». Скрытое знание может рассматриваться как одна из характеристик неявного знания. Но для носителя этих знаний такое знание не может быть скрытым, хотя оно и остаётся неартикулированным. Неоднозначность в использовании термина «скрытый» делает его не тождественным неявному знанию.
Имплицитное знание. Термин
«имплицитное» ввели для того,
чтобы отличать от терминов «подсознательное»
или «бессознательное». В психоанализе
эти термины описывают
Предпосылочное знание. Оно обеспечивает развёртывание дальнейших познавательных актов по получению производного знания, опосредствует собой последующее развитие сознания. Оно отражает подготовленность субъекта к последующей познавательной деятельности. Однако оно реализуется не только в форме неявного знания, но и в форме явного знания. Поэтому отождествлять термины «предпосылочное» и «неявное» неправомерно. Рассматривая неявное знание как разновидность предпосылочного, отдельные исследователи характеризуют его при этом как совокупность «нефиксируемых средствами рефлексии (т.е. неартикулируемых, неконцептуализируемых) положений, образующих имплицитную теорию природы вещей индивида. Здесь допустимо говорить о своего рода презумптивной стадии сознания, с которой связан допредикативный опыт (неотчётливые предпонимания, неопределённые предзнания, подразумевания и т.п.), задающий глубинный теневой фон деятельности интеллекта».
Фоновое знание. Это обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, оно является предпосылкой языкового общения. По степени распространённости в литературных произведениях выделяют три вида таких знаний: общечеловеческие фоновые знания, региональные и страноведческие. Фоновые знания образуют часть того, что социологи
-8-
называют массовой культурой, представляют собой сведения, безусловно, известные всем членам национальной общности. В любой коммуникации каждый из участников считывает гораздо более богатую информацию, чем та, что непосредственно заложена в слове, высказывании, тексте сообщения в целом. И это не только информация, содержащаяся в невербальных компонентах, но и те неязыковые намерения, которые неявно присутствуют в речевых сообщениях.
Особенно ярко это свойство
проявляется, например, в японской культуре,
где нюансы этикета важнее тонкостей
синтаксиса или грамматики, а вежливость
речи ценится выше ее доходчивости.
У говорящего и у слушающего могут
быть собственные неявные
Итак, существует разнообразие терминов, используемых при характеристике неявного знания. Это усложняет его изучение и требует анализа данных терминов, их разграничение. При этом неявное знание является знанием скрытым, неочевидным, неартикулированным, невыраженным в языке, логически не оформленным, существующим на уровне индивидуального сознания. Как следствие, оно не может передаваться. Данные характеристики содержат в себе необходимые критерии неявного знания, что позволяет избежать смешения данного вида знаний с другими видами знаний, в чём-то похожими на неявное знание. В результате создаются условия для его дальнейшего изучения.
Неявное знание выступает, как особый способ существования сознания индивида, который служит одновременно определённым этапом познавательной деятельности. Такое знание обусловлено самыми разными видами духовной активности человека. Оно проявляется в научном и художественном творчестве, в религиозных и мистических представлениях, в решении обыденных проблем, повседневном общении и процессе обучения. Неявное знание выступает как неотъемлемая и неповторимая особенность индивидуального сознания, как характер и личность человека.
Представление о существовании и функционировании феномена неявного знания в том виде, как его описал М. Полани, вошло в современную социологию и методологию науки. Тем не менее интерпретация самого феномена и использование термина «неявное знание» остаются неоднозначными у большинства авторов. В каждом конкретном случае трактовка понятия в большей мере определяется собственной позицией исследователя, в рамках которой он ссылается на понятие, предложенное М. Полани.
-9-
В современной философской литературе имеются различные точки зрения на то, что представляет собой неявное знание, как оно возникает и какое значение имеет для людей. Общим у всех подходов является то, что неявное знание составляет определённый компонент духовной жизни, имеющий особенности своего возникновения и существования. Неявное знание рассматривается как связанное с получением явных знаний, в том числе знаний практических, приобретаемых в результате формирования соответствующих навыков. Неявное знание имеет индивидуально-личностный характер, возникает на уровне индивидуального сознания и сопряжено с его носителем, неразрывно от него.
-10-
1.1. Социологические и психологические представления о неявном знании
Существуют социологические
и психологические
Похожие представления развивает американский социолог М. Малкей. В частности, в работах М. Малкея говорится, что научное знание должно удовлетворять жестким неличностным критериям адекватности, быть независимым от субъективных факторов: личной предубежденности, эмоциональной включенности и узколичной заинтересованности. Однако такие критерии, по его мнению, не являются постоянными и стабильными. Они сродни «скрытому знанию», которое мастера своего дела передают друг другу в непосредственном общении. Поэтому неявные знания выступают как «неявные критерии адекватности» нового знания, формирующие определенный контекст для его интерпретации.
Психологический подход, при котором личность считается основным носителем неявного знания, характерен для М. Полани и Л.А. Микешиной. Например, Л.А. Микешина определяет неявное знание как «фоновое» знание, которое «не явлено непосредственно». Оно невербализовано, но вместе с тем оно присутствует в самом субъекте как «не сводящееся только к памяти его личное знание», с позиций которого он придает предметный смысл новым сенсорным данным.
Рассматривалось неявное
знание и с точки зрения аксиологии.
Было выявлено, что оно зависит
от ценностных ориентаций и установок
индивида. Тем самым представления
о неявном знании обогащаются
представлениями о его
Ещё одна проблема, существующая в изучении неявного знания, состоит в том, что это знание по-разному соотносится с самим сознанием. Некоторые исследователи, например, В.А. Героименко считает неявное знание относящимся к сознанию. Другие считают, что неявное знание может быть отнесено к «бессознательному», усматривают разновидность неявного знания в бессознательных элементах психики. Об этом говорится и в работах М. Полани. Он считает, что переход в фокус сознания неявных знаний чаще всего осуществляется спонтанно, вне воли и желания субъекта, под воздействием каких-либо внешних или внутренних стимулов, не представленных сознанию.
Проблема соотношения сознания и неявного знания обусловлена различными подходами к толкованию этого знания, в частности, психологическим и философским. Нам представляется, что всякое знание, включая неявное, – это всегда результат познавательной деятельности, а значит, явление, связанное с сознанием. В этом смысле оно не может быть явлением или результатом «бессознательного». Всякое знание – это особый способ существования и результат деятельности сознания. Знание и сознание не могут существовать, не обусловливая, не опосредуя друг друга.
-11-
И хотя неявное знание
внешне никак не выражено в
естественном языке, а значит,
остаётся скрытым на уровне
индивида, оно всё-таки существует
и даёт о себе знать особым
образом, например, посредством своего
последующего воплощения в
Таким образом, важнейшая
особенность неявного знания состоит
в том, что оно непосредственно
связано с сознанием, но служит определённым,
логически неоформленным
Таковы возможные черты
и критерии неявного знания. Учитывая
наиболее существенные и повторяющие
его характеристики, можно сформулировать
следующее определение: неявное
знание – это результат деятельности
сознания, состоящий в логически
неоформленных и не выраженных в
языке представлениях об окружающем
мире, которые имеют индивидуально-
Развитие представлений
о неявном знании находит особое
отражение в различных
-12-
1.2. Классификации неявного знания
Отметим в качестве примера классификации неявного знания, предлагаемые Г.Г. Стариковой. Одна из них связана с принадлежностью этого знания тому или иному субъекту. В этом случае автор подразделяет неявное знание на личностное, парадигмальное, объективированное и транссубъективное.
1. Личностное неявное знание.
Выделяется несколько уровней
личностного, в частности,
2. Парадигмальное неявное
знание. Этот вид неявного знания
не сводится к индивидуально-
3. Объективированное (
4. Транссубъективное неявное
знание. Это неявное знание
Данная классификация является неоднозначной – трудно отделить друг от друга разные виды неявного знания, потому что нет четких определений каждого из них. Упоминается бессознательное, которое неправомерно, на наш взгляд, относить к неявному знанию. Транссубъективное знание по своему определению не является личностным, на чём настаивал М. Полани. То же самое можно сказать и об интерсубъективное знании, которое нуждается в своём более подробном комментарии. Складывается общий вывод, что данная классификация нуждается в доработке.
Информация о работе Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании