Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:04, реферат

Описание

Диалектический взгляд на эти вещи предполагает, что случайность закономерна точно так же, как случайна закономерность. В такой постановке вопроса интуиция не есть шпаргалка Провидения, но интуиция, как разрешение проблемы или приобретение знания, действительно выступает как случайность, в каждом данном случае. Для отдельно взятого человека оказавшегося без зонтика под дождем, дождь как явление - случаен, но в тоже время для природных процессов он явился закономерным результатом. Как сказал бы Гегель - всякая случайность имеет под собой основание и Ленин бы добавил – этого не нюхали господа махисты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Неявное знание…………………………………………………………….5
Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
Классификации неявного знания…………………………………..13
Сущность интуиции……………………………………………………....17
Роль интуиции в познании………………………………………....20
Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
Значение интуиции………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 51.70 Кб (Скачать документ)

По мнению Г.Г. Стариковой, возможна и другая классификация  неявного знания, по функциональному  признаку. В связи с этим она  выделяет:

1. Неявные знания общего  порядка. Они относятся ко всей  жизнедеятельности человека: практической  деятельности, общению, познанию, физическим  действиям. Это неявные знания  мировоззренческого характера, представления  о мире и человеке, которые  личность получает из окружающей  культурной среды.

 

-13-

2. Неявные знания, функционирующие  в сфере познания. Это знания, которые обеспечивают базу, фундамент  для познавательной деятельности, а также «специализированные»  неявные знания, связанные с отдельными  отраслями науки. Это знания  о приемах, методах научно-исследовательской  деятельности, которые включают  в себя как общепринятые и  общеизвестные знания, так и разработанные  самой личностью в результате  собственного познавательного опыта.  Это также «инструментальные»  знания о средствах, используемых  в познавательном процессе, это  «умственные» навыки и умения.

Если оценивать обе  классификации в целом, то нужно  отметить, что они носят непоследовательный характер. Автор классификаций отходит  от таких критериев неявного знания как индивидуально-личностный способ его существования. Он не учитывает, что субъектами, носителями неявного знания могут быть только отдельные  индивиды, т.е. обособленные друг от друга  люди. Не учитывает и то, что неявное  знание существует в логически неоформленном  и неартикулированном виде. Знание же ставшее интерперсональным, надындивидуальным, общепринятым и общеизвестным, принадлежащим  всему человечеству, нельзя рассматривать  как неявное. Это, во-первых.

Во-вторых, обращаясь к  «бессознательному» при характеристике неявного знания, Г. Старикова тем самым ставит под сомнение положение о том, что знания являются результатом познавательной деятельности человека, т.е. результатом определённого отношения сознания к окружающей действительности, особым способом существования этого сознания. Происходит отрыв знаний от сознания. В итоге же получается, что неявное знание, не связанное с деятельностью сознания, теряет свой личностный характер и существует как бы само по себе. Допущения такого рода искажают фактическое положение дел и затрудняют изучение неявного знания.

Одним из наиболее рациональных оснований для классификации  неявного знания может служить разнообразная  духовная деятельность человека, т.е. деятельность его сознания, разделяемая на различные  виды. Всякое знание, так или иначе, сопряжено с соответствующей духовной деятельностью, является её результатом. Поэтому особенности деятельности сознания вполне могут определять собой соответствующие особенности получаемых знаний. В результате, т.е. благодаря видовому разнообразию духовной деятельности, а значит, существованию различных видов сознания, образуется основание для разделения знания на соответствующие виды. Возникает возможность и для классификации неявного знания. Духовная деятельность, имея познавательную функцию и существуя в своём видовом разнообразии, служит важным фактором разделения знания на виды, включая и неявное знание.

Рассмотрим кратко возможные  виды духовной деятельности. Все виды духовной деятельности воплощаются  в соответствующих формах проявления сознания и составляют особые способы формирования духовных ценностей, а также особые способы получения соответствующих им знаний. Эти виды духовной деятельности служат основой формирования и существования различных форм проявления духовной культуры.

В современной философии  выделяются, например, такие виды духовной деятельности как научная, художественная, религиозная, моральная, философская, идеологическая деятельность. С ними связаны соответствующие виды сознания. При этом каждый из данных видов  духовной

-14-

деятельности направлен  на свой особый предмет, определённым образом отражает и раскрывает его, воспроизводит особенности своего предмета в виде соответствующих  знаний. В результате каждый вид  духовной деятельности служит источником соответствующего ему вида знаний, включая и возможное неявное  знание.

Особое место в такой  классификации занимает духовная деятельность, образующая исходную основу образования. Эта деятельность состоит в передаче накопленных знаний, что осуществляется посредством обучения. Благодаря  обучению люди осваивают накопленные  знания и формируют своё индивидуальное сознание. Обучение – это такая  разновидность духовной деятельности, которая активно опирается на результаты других её видов, рассматривает  их в качестве возможных способов получения знаний. Следовательно, обучение сопряжено с достижениями различных  видов духовной деятельности, включая  достижения в сфере передачи знаний, и служит особым явлением духовной культуры.

В отличие от обучения наука  как вид духовной деятельности отражает окружающий мир в форме различных  теорий и учений. Она опирается  на рациональное изучение опыта и  фактов, обобщает их, систематизирует, открывает на их основе законы объективного мира, объясняя особенности его развития. Наука предназначена целенаправленно  изучать окружающий мир, постигать истину и служить добыванию объективных знаний. Как вид духовной деятельности наука составляет особую разновидность духовной культуры, рождённую необходимостью познания и использования законов объективного мира.

Искусство как вид духовной деятельности также имеет особый предмет в окружающем нас мире. Оно отражает этот мир посредством  художественных образов и символов, раскрывая такие его стороны  как прекрасное и безобразное, трагическое  и комическое, возвышенное и низменное  и др. Как особый вид духовной деятельности искусство воплощает  свои результаты в художественных произведениях, призванных формировать у людей  эстетическое сознание и эстетическое отношение к миру, способствовать эстетическому освоению мира.

Мораль как вид духовной деятельности направлена на формирование норм и принципов, призванных регулировать отношения между людьми с позиции  добра и зла, совести и справедливости, чести и достоинства и т.д. В  моральных нормах и принципах  представлены такие достижения человеческого  сознания, которые характеризуют  мораль как особый регулятор человеческих отношений, как фактор гуманизации  человека и общества. Являясь видом  духовной деятельности, мораль выполняет  определённую познавательную функцию  и заключает в себе соответствующий  вид знаний.

Религия как вид духовной деятельности направлена на объяснение окружающей действительности с позиции  решения вопросов, что есть бог  и какую роль он играет в жизни  человека и общества. Существование  религии связано с особой формой человеческого опыта, с верой  человека в священное, сакральное. Религия, как и другие виды духовной деятельности, сопряжена с формированием соответствующего ей вида знания – религиозного знания.

Идеология также образует особый вид знаний. Она представляет систему взглядов, отражающих потребности  и интересы целых социальных групп, прежде всего классов, а также  национальных

 

-15-

общностей. Как вид духовной деятельности она несёт знания об обществе с позиции классового интереса, служит формой реализации этого интереса в духовной сфере.

Наконец, философия как  особый вид духовной деятельности состоит  в толковании предельных начал и  границ, имеющих значение для осмысления и понимания всего сущего. Философия  заключает в себе знания, которые  характеризуют её как всеобщий способ духовного производства, охватывающий собой принципы, методы, основополагающие идеи, позволяющие объяснять окружающий мир.

Таким образом, познавательная деятельность как особая функция  пронизывает собой практически  все виды духовной деятельности. В  результате все они могут служить  определёнными способами получения  знаний. Благодаря деятельности сознания создаются особые предметы духовных потребностей, а именно: знания об окружающем мире, различные способы их получения  и передачи, нормы и принципы поведения, художественные произведения и образы, социально значимые оценки окружающего  мира, т.е. всё то, что составляет в итоге духовные ценности и входит в содержание духовной культуры.

В свою очередь, благодаря  познавательной функции все названные  виды духовной деятельности могут служить  фактором получения соответствующих  видов знаний и тем самым служить  основанием для классификации этих знаний. Образуется основание и для  классификации неявного знания. И  действительно, поскольку неявное  знание может существовать и проявлять  себя в различных сферах духовной культуры, постольку оно может  разделяться на виды, соответствующие  этим сферам и видам духовной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-16-

2. Сущность интуиции

Стремление различать  два вида, или метода, познания —  интуитивное и логическое — появилось  уже в античности. Начало этого  можно найти в учении Платона  об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Термины для обозначения  двух видов познания появились у  Филона Александрийского, а затем  у Плотина.

Перевод понятия интуиция на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», "проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

В XIII веке немецкий монах  Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской  терминологии.

Кристиан Вольф перевел  термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.

Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

В истории философии понятие  Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного  интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид  непосредственного знания, которое  приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко  чувственные формы познания и  мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: "только из самых  простых и наиболее доступных  вещей должны выводиться самые сокровенные  истины". Путь достижения этих истин  не может быть ничем иным, кроме "отчетливой интуиции и необходимой дедукции". "Под интуицией, – писал Декарт, – я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и обманчивое рассуждение обманчивого воображения, но понятие ясного и внимательного  ума настолько простое и отчетливое, что оно не представляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте гораздо более достоверное, чем сама дедукция».

Согласно Бэкону, "чувства  непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная  наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным  данным"

История, поэзия и философия, с точки зрения Бэкона, основаны соответственно на трех источниках: памяти, воображении и рассудке. Причем история  и опытное знание для него идентичны  точно так же, как философия  и наука. Рассуждения Бэкона о  воображении по внешней форме  чем-то напоминают представления о  чувственной интуиции. "На разум  человеческий

 

-17-

больше всего действует  то, что сразу и внезапно может  его поразить; именно это обыкновенно  возбуждает и заполняет воображение"

Спиноза говорил, что разум  не исчерпывается только различными формами рассудочного познания, а  включает в себя и интуицию. Последняя  представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на свободе восприятия, при котором "вещь воспринимается единственно через ее сущность или  через познание ею ближайшей причины". Интуиция у Спинозы – это своего рода ускоренное умозаключение, выраженное в знаковой форме, отражающей использование  понятия.

Джон Локк (1632-1704) – основоположник сенсуалистической теории познания – избрал другой вариант решения  проблемы. По Локку, все наше знание возникает из опыта и состоит  в созерцании умом своих идей. Поскольку  существуют различные способы этого  постижения, постольку существуют и  различные способы познания, самое  ясное и достоверное из которых  – интуитивное познание, в котором  ум постигает соответствие или несоответствие идей независимо от них самих. Интуитивное  познание должно быть признано самым  совершенным из всех видов познания. При этом следует отметить, что  учение Локка об интуиции существенно  отличается от декартовского. Принимая положение Декарта о том, что интуиция является самым совершенным видом познания, Локк подвергает резкой критике учение Декарта о врожденности идей. По Локку, источником идей может быть только опыт. Вывод рационалистов был совершенно противоположным: логическая необходимость и всеобщность математического знания не может быть результатом опыта и эмпирической индукции, которые из-за ограниченности опыта делают знание только вероятным.

Г. Гегель в своей системе  диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также  и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и  как инстинкт, непосредственно, без  предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный  первопринцип творчества (З. Фрейд).

Информация о работе Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании