Филисофия нвого времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что именно философией XVII-XVIII вв., в которой присутствует гносеологическая проблематика, занято центральное место в развитии теории познания. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и рациональный. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Формирование философии Нового времени………………………………….5
2. Понятие, признаки и принципы рационализма философии нового времени…………………………………………………………………………….8
2.1Френсис Бэкон…………………………………………………………..……..9
2.2Томас Гоббс…………………………………………………………………..11
2.3Джон Локк…………………………………………………………………….12
3. Понятие, признаки и принципы эмпиризма философии
нового времени……………………………………………………………….….13
3.1Рене Декарт……………………………………………………………….…..13
3.2Бенедикт Спиноза……………………………………………………………15
3.3Готфрид Вильгельм Лейбниц…………………………………………….…18
4.Проблемы эмпиризма и рационализма………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

курсfrовая по философии.docx

— 60.46 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Кафедра общественные науки 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

на тему: 

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса  ЮТД- 215

Шафиева Угланага Аладиевна 
 
 

Проверил:

Доктор философских  наук,

Доцент

Скалепов А. Н. 
 
 
 

                                                Москва  2010  
 

СОДЕРЖАНИЕ

       
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

1. Формирование философии Нового времени………………………………….5

2. Понятие, признаки и принципы рационализма философии нового   времени…………………………………………………………………………….8

2.1Френсис Бэкон…………………………………………………………..……..9

2.2Томас Гоббс…………………………………………………………………..11

2.3Джон Локк…………………………………………………………………….12

3. Понятие, признаки и принципы эмпиризма философии

нового времени……………………………………………………………….….13

3.1Рене Декарт……………………………………………………………….…..13

 3.2Бенедикт Спиноза……………………………………………………………15

 3.3Готфрид Вильгельм Лейбниц…………………………………………….…18

4.Проблемы эмпиризма и рационализма………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется  разложением феодализма, зарождением  и развитием капитализма, что  связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение  в целом. Жизнь рождает новых  гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил  Г.Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в  жизни общества.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что именно философией XVII-XVIII вв., в которой присутствует гносеологическая проблематика, занято центральное место в развитии теории познания. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и рациональный. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.

     Своим развитием философия Нового времени  обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и  собственно философии. Развитие науки  Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков и  ослаблением влияния церкви, вызвали  к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала  в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания и, во-вторых, проблемы теории познания - гносеологии.

     Хотя  и в новой форме, но продолжается старая, идущая еще от средних веков  полемика между двумя направлениями  в философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

     Задача  данной курсовой работы: рассмотреть  период развития философии в  XVIIXVIII веках именуемый “Философией Нового времени”

     Цель  данной работы: проследить формирование философии Нового времени на основе мировоззрения выдающихся мыслителей этого периода. А так же выявить противоречия между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА № 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 

               С XVII в. начинается период в  развитии западноевропейской философии,  который обычно называют философией  Нового времени. Формирование  и характер новой европейской  философии определили наряду  с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение  капиталистических отношений) по  крайней мере три идейных фактора  - возрождение античных культурных  ценностей, религиозная реформация  и развитие естествознания. Они  обусловили постановку задачи  исследования последних оснований  бытия, познания и деятельности  человека, способствовали освобождению  философии от теологической проблематики  и установлению тесной связи  философии с наукой. При этом  наука становится ферментом ее  развития. Все это приводит к  тому, что религия утрачивает  монопольное положение в духовной  сфере общества и возникает  новое мировоззрение, отвечающее  интересам науки о природе.

      В эпоху рабовладения и феодализма не было четкого разграничения между  философией и отдельными науками. Тогда  существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение  из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Это, естественно, изменило сферу действия новой философии  и придало ее развитию особые черты  и направления.

      Во-первых, изменяется предмет философии, а  сами философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о  соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Во-вторых, коренной перелом  в развитии естествознания, появление  и развитие частных методов и  приемов исследования в области  естественных наук поставили перед  философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно остро поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактном, о логическом мышлении, об истине.

      При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм как течение в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в Италии и Нидерландах, но окончательное оформление получает в Англии. Рационализм, связанный  главным образом с развитием  математики, зародился еще в Древней  Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное течение в гносеологии только в XVII в.1

      Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных  наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в  основном на стадии собирания и обобщения  довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и  необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

      Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.

      В заключении к данной главе можно  сделать некоторые выводы:

      - в 17 веке религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе

      - философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах

      - ставится задача обобщения достижений философов и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками.

      - Философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 
 
 
 
 

ГЛАВА № 2 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ ЭМПИРИЗМа ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 

                Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

      В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это  господство требовало политического  оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и  поэтому обращение к ней стало  естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в  распространении идеалистической  философии. Она сыграла положительную  роль в развитии эмпиризма, ибо все  наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и  обоснования через своеобразную «провокацию» идеалистическими аргументами.

     Чтобы психологически объяснить возникновение  и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:

  • Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
  • Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
  • Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой.
  • Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода
  • Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» продуктом коллективного, общественного мышления.

Информация о работе Филисофия нвого времени