Философия Д. Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ философских взглядов и судьбы Джордано Бруно
В соответствии с поставленной целью в работе рассмотрены следующие вопросы:
1. Философия эпохи Возрождения;
2. Жизнь и научная деятельность Джордано Бруно;
3. Философские взгляды Джордано Бруно.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 81.68 Кб (Скачать документ)

   В математическом же смысле (весьма интересовавшем Бруно) монада понималась им как точка. Точки образуют линию, из которых слагается плоскость что в свою очередь составляет любое геометрическое тело.

   Аналитические моменты Ноланскои монадологии подводят нас к теоретико-познавательным воззрениям Бруно, хотя онтологическая интуиция стояла у него как у натурфилософа на первом плане. 

   §3.Гносеологические и этические воззрения Бруно

   Джордано  Бруно был далек от интересов к зарождавшемуся экспериментирующему естествознанию, которые укрепляли многих других философов эпохи на позициях эмпиризма и сенсуализма. Гилозоизм же Ноланца был элементом его общеорганистических воззрений. Интерес к эксперименту у него фактически отсутствовал, но, с другой стороны, его вера в человеческий разум, в сущности, укорененная в неоплатонической традиции и подкрепленная теорией Коперника (как и интересом к математике самого Бруно), была огромной, можно сказать, определяющей.

   Отсюда  довольно низкая оценка чувственного познания, с которой мы встречаемся в произведениях Бруно. Чувства, подчеркивал он в диалоге «О причине, начале и едином», пригодны лишь для того, чтобы «возбуждать разум, они могут обвинять, доносить, а отчасти свидетельствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина происходит от чувства только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них». Главный недостаток чувственного ощущения с точки зрения основной мировоззренческой установки Ноланца состоит в том, что оно «не видит бесконечности... ибо бесконечное не может быть объектом чувств».20Не перечеркивая здесь, конечно, полностью познавательной роли чувства (sensus), Ноланец выше чувства ставит рассудок (ratio), осмысливающий чувственную информацию (в собирании которой принимают также участие память и воображение). За рассудком следует разум, или интеллект (intellectus). Все эти гносеологические способности встречаются и у Николая Кузанского. Их завершением у него выступала интуиция, возвышавшаяся даже над разумом и имевшая немалый груз иррационализма, отражавший преобладавшую у этого мыслителя мистическую сторону его пантеизма. Ноланец вместо латинского слова «интуиция» употребляет слово «ум» (mens, можно перевести и как «дух»). Функция его в том, чтобы вносить высшее единство в  познавательную деятельность человека, доводя  его до постижения единства мира, выражаемого божественной субстанцией.21

   Степень умственной силы определяется, согласно Бруно, способностью человека подняться до максимального единства знаний, о которых трактуют науки. Совершеннейшим математиком был бы тот, «кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Евклида; превосходнейшим логиком - тот, кто все мысли свел бы к одной».22 В духе платонической традиции автор «О причине, начале и едином» связывает силу обобщения со способностью «свернуть множественность», добиваясь единства, в то время как возникновение множественно-конкретного является результатом его обратного последовательного разделения. Завершение наших стремлений к началу и субстанции сущего достигается уяснением неделимой монады. В процессе такого уяснения «интеллект... прибегает к упрощению, насколько это возможно, ... он удаляется от сложности, сводя преходящие акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в основе этих вещей».23 Здесь уже выражена аналитическая тенденция в деятельности человеческого разума, которой была суждена большая методологическая будущность.

   Единство, уясняемое интеллектом-умом и выражаемое понятием монадной субстанции, выступает одновременно и как постижение бесконечности универсума. А оно не возможно вне понимания диалектики совпадения противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. которое с такой глубиной было постигнуто Н. Кузанским. Однако у него оно формулировалось как учение полутеологическое.

   У Бруно же это учение приобретает  вполне натуралистические черты. Если Кузанский черпал примеры совпадения противоположностей главным образом из области математики, то Ноланец видит их во всех областях природы и человеческой деятельности. Какую бы область действительности мы ни взяли, одна противоположность является началом другой. Уничтожение приводит к возникновению, любовь нередко переходит в ненависть и наоборот, самые сильные яды - нередко наиболее целительные лекарства.

   Источник  связи, внутреннего родства противоположностей - бесконечная субстанция. В бесконечности отождествляются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъект и объект. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположности, предварительно найдя точку объединения».24

   Кардинальную  проблему веры и разума Бруно решал, в общем в духе полного разделения их предметов, не до пускавшего никакого вмешательства в истину философии и науки со стороны носителей религиозного знания. Он считал, что вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские доказательства, имеющие в виду раскрытие «истины относительно природы и превосходства творца ее», адресованы «не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассуждения» Поскольку же в реальной жизни, для которой каноны религиозной «истины» оставались еще официально-повелительными, а их носители - весьма агрессивными, философская истина от них непрерывно страдала и ими попиралась, горячий и искренний Ноланец не стеснялся в выражениях: «Священная ослиность, святое отупенье. О, глупость пресвятая, блаженное незнание»25

   Официальной догматической религиозности, которая стремилась подчинять себе все души без изъятия и была переполнена множеством суеверий, Бруно противопоставлял религиозность философскую, к которой настойчиво стремилось множество гуманистов. «Мы иным образом,- писал он в произведении «О безмерном и неисчислимых, - нежели негодяи и глупцы, определяем волю Бога... Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене припадочного, под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов. Мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство».26

   Такая «религиозность» не могла получить никакого признания со стороны католических церковников, пославших на костер ее восторженного поклонника.

   Современников более всего поражало мужество Ноланца, освободившегося от веры в бессмертие индивидуальной души, следовательно, и  своей собственной, и, несмотря на это, бесстрашно шедшего навстречу своей страшной смерти. Однако все недоумевавшие и удивлявшиеся не постигали силы убежденности философа, который верил не в заскорузлое бессмертие даже в раю, а в принципиальное бессмертие человека как частицы мировой целостности, к тому же уверенного в том, что жизнь во Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а вечно продолжается в каких-то других разновидностях на бесчисленных звездных мирах.

   Такое убеждение переживалось Ноланцем как  радостное освобождение человека от множества неприятностей, огорчений и мучений, которые часто превращают его в раба жизни. Соответствующее ему умонастроение выражалось у восторженного искателя истины в призывах к максимально активной деятельности, способной преодолеть столь повелительное для человека стремление к самосохранению, в котором с наибольшей силой и проявлялось его рабство перед жизнью. Это умонастроение и деятельность, им определяемую, сам философ называл героическим энтузиазмом (озаглавив так один из своих итальянских диалогов). Героический энтузиазм Ноланца явился одной из ярких и впечатляющих форм гуманистической морали, резко антагонистичной по отношению к официально господствовавшей религиозно-догматической и схоластической морали.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Воззрения Джордано Бруно, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм, философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Джордано Бруно с воззрениями Николая Кузанского. Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слитными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

   Единство  и бесконечность   мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии Джордано Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с теоцентрической  концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном  мироздании.  Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечном.

   Джордано  Бруно стремился раскрыть пагубность воздействия религиозного догматического сознания на жизнь человечества, на науку и философию, на общественные отношения и нравственность. Он осуждал отказ от естественного разума, от научного знания, подмену разумного сознания слепой верой, основанной на божественном откровении, – «святое невежество», и «святую ослиность», в единоборство с которыми он вступил с юных лет. Бруно обличал не невежество необразованных людей, не отсутствие знаний, а невежество, заключавшееся в принципиальном отказе от знания, в стремлении подчинить знание вере и превратить науку в служанку богословия.

   Учение  и бескомпромиссная жизнь Бруно  получили множество откликов в философии и литературе последующих веков. Наибольшую роль для прогресса материалистического мировоззрения сыграло положение его натурфилософии о принципиальном единстве земного и небесного миров. Весьма важно и положение о бесчисленности миров в универсуме и о населенности их. Подтверждение последнего интенсивно ищет и астрономия наших дней. С другой стороны, натуралистический пантеизм Бруно, переходивший в материализм, найдет свою еще более последовательную форму у Спинозы. Органицизм же Ноланца, выражавшийся не только в гилозоизме, но и в имманентной телеологии, получил поддержку и интерпретацию у тех философов XVII — XVIII вв., которые выступали против механистических учений о бытии. В числе таких философов были Лейбниц и Шеллинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.Антоновский  Ю.М Джордано Бруно его жизнь  и философская деятельность. Биографический  очерк 1892г.

2.Балашов .Л.Е. Философия 3-е изд. М.: Дашков и К, 2009г. 664 С. 

3. Бруно Д. Диалоги М., 1949 г.

4. Бруно Д.  О героическом энтузиазме М., 1953 г.

5. Бруно Д.  Изгнание торжествующего зверя.  Спб., 1914 г.

6. Бруно Д.  Трактат  Светильник тридцати статуй. Философские науки №3 1976 г.

7. Bruno G. Dialoghi italiani. Firenze, 1958 г.

8. Bruno G. Opera Latine conscripta Napoli – Firenze 1879-1891

9.Вишневский М.И. Философия Минск: Вышэйшая школа, 2008г. 480 С

10.Грот Н. Задачи философии в связи с учением Джордано Бруно. Электронное издание «Человек без границ».

11.Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов ВУЗов СПб.: ПИТЕР 2009г.  256 С.

12.Канке В.А. Философия учебник 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2007г. 376С.

13.Кузнецов В.Г. Философия учебник М.: ИНФРА-М, 2004г. 519 С.

14.Кахановский В.П. Основы философии учебник изд. Феникс 2010г. 315 С

15.Лавриненко В.Н. Философия учебник 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004г. 511С.

16.Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, «Мысль» 1978 г. 144 С.

17.Миронов В.В. Философия учебник М.: Норма, 2005г. 928 С.

18.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков учебное пособие для ВУЗов – 3-е изд., испр.  М.: Высш. шк., 2003г. – 428 С.

19.Спиркин А.Г. Философия учебник 2-е изд.  М.: ГАРДАРИКИ 2006г. 736 С.

20.Харин Ю.А. Философия учебник Минск: Тетра Системс, 2006г. 448 С. 

Информация о работе Философия Д. Бруно