Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 15:25, реферат

Описание

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории”.

Содержание

I Введение

II Философия Древнего Китая

1. Особенности развития философии в Китае

а) основные этапы развития философской мысли

б) специфика философии

2. Школы в китайской философии

3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими

мыслителями

а) Небо и происхождение всего сущего

б) Общество и человек

в) Природа и человек

г) Природа знания и логические идеи.

III Заключение

Работа состоит из  1 файл

Философия Древнего Китая.docx

— 34.70 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

Философия Древнего Китая

ПЛАН:

I Введение

II Философия Древнего  Китая

  1. Особенности  развития философии в Китае

    а) основные  этапы развития философской мысли

    б) специфика  философии

  2. Школы в китайской  философии

  3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими

мыслителями

    а) Небо  и происхождение всего сущего

    б) Общество  и человек

    в) Природа  и человек

    г) Природа  знания и логические идеи.

III Заключение 
 

      Китай  - страна древней истории, культуры, философии;  уже  в  середине

второго тысячелетия  до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до  н.  э.)

возникает рабовладельческий  уклад хозяйства. Труд рабов, в которых  обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в  земледелии. В XII  веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было  разгромлено племенем

Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

      В  эпоху Шан-Инь и в начальный период  существование династии  Джок

господствующим  было  религиозно-мифологическое   мировоззрение.   Одно   из

отличительных черт китайских мифов был  зооморфный  характер  действующих  в

них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств  (Шан-ди)  имели явное

сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только  верховным

божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно  он  был  предком

племени Инь.

       Важнейшим  элементом  древнекитайской   религии  был  культ   предков,

который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

      В  глубокой древности, когда еще  не было ни неба, ни  земли,  Вселенная

представляла собой  мрачный бесформенный хаос. В нем  родились два  духа-  инь

и ян, которые занялись упорядочением мира.

      В   мифах  о  происхождении   Вселенной  налицо  очень   смутные,  робкие

зачатки натурфилософии.

      Мифологическая  форма  мышления,  как  господствующая,  просуществовала

вплоть до первого  тысячелетия до н. э.

       Разложение  первобытнообщинного   строя  и  появления  новой   системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

       Многие  мифологические  образы  переходят  в  позднейшие  философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э.,  часто обращаются  к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои  нормы

правильного  поведения  человека.  Вместе  с  тем  конфуцианцы  осуществляют

историзацию  мифов,  демифологизацию  сюжетов и образов   древних   мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении  очеловечить действия  всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь  привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения,  конфуцианцы  не

мало потрудились  для того, чтобы превратить духов  в людей и для самих  мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф  стали  частью  традиционной

истории”.  Рационализированные  мифы  становятся  частью  философских  идей,

учений, а персонажи  мифов  -  историческими  личностями,  используемыми  для

проповеди конфуцианского учения.

       Философия  зарождалась   в   недрах   мифологических   представлений,

использовала их материал. Не была исключением в  этом  отношении  и  история

древнекитайской философии.

      Философия  Древнего Китая тесно связана  с мифологией. Однако эта  связь

имела некоторые  особенности, вытекавшие  из  специфики  мифологии  в  Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические  предания  о прошлых

династиях, о “золотом веке”.

       Китайские  мифы  содержат  сравнительно  мало  материала,  отражающие

взгляды китайцев на становление мира и  его  взаимодействие,  взаимосвязь  с

человеком. Поэтому  натурфилософские идеи не занимали в  китайской  философии

в китайской философии  главного места.  Однако  все  натурфилософские  учения

Древнего  Китая,  такие,  как  учения  о  “пяти  первостихиях”,  о  “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое  начало

от мифологических и примитивно религиозных  построений  древних  китайцев  о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

      На ряду с появлением  космогонических концепций,  в основе  которых

лежали  силы  ян  и инь,  возникает наивно-материалистические   концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью  первостихиями”:  вода,  огонь,

металл, земля, дерево.

      Борьба  за господство между царствами  привела во  второй  половине  III

в. до н. э.  к уничтожению “Сражающихся  царств” и объединению Китая в

централизованное  государство под эгидой сильнейшего  царства Цинь.

       Глубокие  политические   потрясения   -   распад   древнего   единого

государства и укрепление отдельных  царств,  острая  борьба  между  крупными

царствами за гегемонию  -  нашли  свое  отражение  в  бурной  идеологической

борьбе различных  философско-политических  и  этических  школ.  Этот  период

характеризуется рассветом  культуры и философии.

      В  таких  литературно-  исторических  памятниках  как “Ши  цзин”,  “Шу

цзин”, мы встречаем  определенные  философские  идеи,  возникшие  на  основе

обобщения  непосредственной  трудовой  и  общественно-исторической  практики

людей. Однако  подлинный  расцвет  древней  китайской  философии  приходится

именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком

китайской философии. Именно в  этот  период  появляются  такие  произведения

философско-социологической  мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь  юий”,  “Мо-цзы”,

“Мэн-цзы”,  “Чжуан-цзы”.  Именно  в  этот   период   выступают   со   своими

концепциями и идеями великие мыслители  Лао-Цзы,  Конфуций,  Мо-цзы,  Чжуан-

цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование  китайских школ

- даосизма, конфуцианства,  моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем

громадное влияние  на все последующее развитие китайской  философии. Именно  в

этот период зарождаются  те проблемы. Те понятия и категории,  которые  затем

становятся традиционными  для всей последующей истории  китайской  философии,

вплоть до новейшего  времени. 

                   особенности развития философии  в китае.

      Два  основных этапа развития философской  мысли в  Древнем  Китае:  этап

зарождения философских  воззрений, который охватывает период VIII-VI  вв.  до

н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества  “100  школ”,

который традиционно  относится к VI-III вв. до н. э.

      Период  складывания  философских   воззрений  древних  народов,  которые

жили в бассейнах  рек Хуанхэ,  Хуайхэ,  Ханьшуй  (VIII-VI  вв.  до.  н.э.)  и

заложили основы китайской цивилизации, по времени  совпадает  с  аналогичным

процессом в Индии  и Древней Греции. На  примере  возникновения  философии  в

этих трех районах  можно проследить общность закономерностей, по которым  шло

становление, развитие человеческого общества мировой  цивилизации.

      Одновременно  история  становления  и   развития  философии  неразрывно

связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу.  Противостояние

философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу  между

силами  прогресса  и  реакцией,  цеплявшиеся  за   все   старое   освящавшее

авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства.  В  конечном

итоге  столкновения  взглядов  и точек зрения  выливались  в борьбу  двух

основных направлений  в философии - материалистического  и идеалистического  -

с той или иной степенью осознания и глубиной выражения  этих направлений.

      Специфика  китайской философии  непосредственно   связана  с  ее  особой

ролью в той острой социально-политической  борьбе,  которая  имела  место  в

многочисленных государствах  Древнего  Китая периодов  “Весны  и осени”  и

“Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в  Китае  не  привело  к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В  Китае

своеобразное разделение труда между политиками и  философами  не  было  ярко

выражено, что обусловило прямую,  непосредственную  подчиненность  философии

политической  практике.  Вопросы  управления  обществом,   отношения   между

различными социальными  группами, между царствами - вот  что  преимущественно

интересовало философов  Древнего Китая.

      Другая  особенность развития китайской  философии связанно  с  тем,  что

естественнонаучные  наблюдения китайских ученых  не  находили,  за  небольшим

исключением, более  или менее адекватного  выражения  в  философии,  так  как

философы,  как  правило,  не  считали   нужным   обращаться   к   материалам

естествознания. Пожалуй,  единственным  исключением  в  этом  роде  является

школа моистов и школа натурфилософов,  которые,  однако,  после эпохи Чжоу

прекратили свое существование.

      Философия  и естествознание существовали  в Китае, как бы  отгородившись

друг от друга  не проходимой стеной, что нанесло  им непоправимый  ущерб.  Тем

самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования

цельного  и  всестороннего  мировоззрения,  а  естествознание,   призираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в  развитии,  оставалась  уделом

одиночек и  искателей  эликсира  бессмертия.  Единственным  методологическим

компасом     китайских      естествоиспытателей      оставались      древнее

наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

      Этот  взгляд  возник  в  Древнем   Китае  на  рубеже  VI  и  V  веков  и

просуществовал вплоть до  нового  времени.  Что  касается  такой  прикладной

отрасли естествознания, как  китайская  медицина,  то  она  и  по  сей  день

руководствуется этими  идеями.

      Таким  образом оторванность китайской философии от  конкретных  научных

знаний  сузило  ее  предмет.  В  силу  этого   натурфилософские   концепции,

объяснения природы, а также  проблемы  сущности  мышления,  вопросы  природы

человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Информация о работе Философия Древнего Китая