Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 15:25, реферат

Описание

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории”.

Содержание

I Введение

II Философия Древнего Китая

1. Особенности развития философии в Китае

а) основные этапы развития философской мысли

б) специфика философии

2. Школы в китайской философии

3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими

мыслителями

а) Небо и происхождение всего сущего

б) Общество и человек

в) Природа и человек

г) Природа знания и логические идеи.

III Заключение

Работа состоит из  1 файл

Философия Древнего Китая.docx

— 34.70 Кб (Скачать документ)

  лицом нависшей  угрозы потери ею власти и  захвата ее “низшими” людьми.

2) обосновать идеологически  привилегированное положение родовой  знати

      Конфуций  осудил тех, кто привлекал к  власти чужих  людей  и   отстранял

своих  родственников.   И   по   его   мнению   это   ослабляло   господство

наследственной аристократии.

      Мо-цзы  выступил  против  наследования  власти  по  принципу  родства.

Впервые в истории Катая  он  выдвинул  теорию  происхождения  государства  и

власти на основе общего договора людей, согласно которому  власть  вручалась

“самому мудрому  из  людей”  независимо  от  его  происхождения.  Во  многом

взгляды Мо-цзы на  государство перекликаются с идеями  Платона,  Эпикура,

Лукреция.

      Центральным  в  учении  моистов  является  принцип “всеобщей любовь”,

которые представляют собой этическое  обоснование  идеи  равенства  людей  и

требования  свободных  низов  древнекитайского  общества  права  участия   в

политической жизни.

       В  учении  Сюнь-цзы   традиционные   идеи   об   основе   управления,

излагавшиеся Конфуция и  Мэн-цзы,  были  переосмыслены в духе  компромисса

между   древними   ритуалами   и   единым    современным    централизованным

законодательством.

      В  конце правления Чжоуской династии появляется  школа так называемых

легистов (законников). Легисты главными представителями  которых были  Цзы-

чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против  пережитков  родовых

отношений и главного их  носителя  -  наследственной  аристократии.  Поэтому

легисты не менее  резко,  чем  моисты,  критиковали конфуцианство.  Легисты

отвергали методы управления,  основанные  на  ритуале  и  родовых  традициях

отводя главную  роль единым, обязательным  для  всех  законам  и  абсолютной,

ничем не ограниченной, власти правителя.

      Они  указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание,  при

помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

      Законодательство, продуманная  система  наград  и  наказаний,  система

круговой поруки и  всеобщей  слежки  -  вто  что должно  было  обеспечивать

единство  государства  и  прочность  власти  правителя.  Легисты   разделяли

взгляды Мо-цзы о выдвижении  талантливых людей независимости от  ранга и

родственных отношений  с правителем.

      Теоретически  легисты, как и моисты, выступали за  равные  возможности

для возвышение в стране каждого человека.

      Значительное  место в истории древнекитайской  мысли занимаю утопические

воззрения.

      Основой   древнекитайских  утопий  об  идеальном  обществе  были   идеи

уравнительности и  мира.

      В  III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма  выступает Сюй  Син,

представитель так  называемой школы “аграрников”.

      В  утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и

угнетенных масс чжоуского общества. Их значение  состояло  в том,  что они

подрывали   догматы   конфуцианства   о   незыблемости   и    справедливости

общественного порядка  в Поднебесной.

      Мэн  цзы, с точки зрения  конфуцианцев,  считает наилучшей системой

организации труда - совместную обработку общественных полей  и  взаимопомощь

членов общины.

            Лао цзы выступал с идеей создания общества  без эксплуатации  и

угнетения, но его  идеалом была патриархальная община.

      Прогрессивным   моментом  социальных  утопий  и   крупным   завоеванием

политической мысли  Древнего Китая является идея естественного  происхождения

государственной  власти  как  результата  общественного  соглашения   людей.

Период,  предшествующий  появлению  государства,   всеми   мыслителями,   за

исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете. 

                              природа человека.

      В  древне китайском обществе в силу  устойчивости  кровно  родственной

общины (патронимии) человек рассматривался как частица  общины, рода,  клана.

Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в

качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

      Однако  и  в  Китае  по  мере  развития  классовой  борьбы   и   роста

имущественной дифференциации внутри общины шел  процесс  выделения  человека

как индивида; он постепенно становился предметом размышления  философов.

      Первый  вопрос о природе человека  поставил Конфуций в  связи   со  своей

концепцией воспитания и обучения.

      Сама  идея Конфуция была весьма  плодотворной,  ее  дальнейшее  развитие

привело к появлению  двух противоположных концепций - о  “доброй природе” и  о

“злой природе”. Общей  для той и другой концепции  была  убежденность  в  том,

что природа человека  с  помощью  воспитания,  усовершенствования  общества,

законов  может  быть  изменена.   Моисты   развивали   идею   о   том,   что

обстоятельства жизни  людей делают их добрыми  или  злыми,  а  сама  по  себе

изначальная природа  человека весьма неустойчива и  может  быть  и  доброй  и

недоброй.

      Впервые  вопрос о человеке как  индивиде  поставил  Ян  Чжу.  Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех  свойств,  которые

заложены в нем  от рождения природой. Он  рассматривал  жизнь и смерть  как

форму бытия природы.

      Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция

о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека  изначально,

врожденно добра.

      Высшими  критериями доброты, согласно  Мэн Цзы,  является  конфуцианские

этические принципы.

      Древнекитайские   мыслители,   особенно   выражавшие   интересы   сил,

оппозиционных наследственной аристократии,  в  своих  взглядах  на  человека

делали  упор  не  только  на  возможность   переделать   его   природу,   но

подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности.  Впервые

этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к  сознательной

деятельности видел  главное отличие человека от животных и условие  изменения

жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку  зрения  высказывали  Сюнь

Цзы  и представители школы легистов:  “люди одинаковы   по   природе   и

“благородный муж  и простолюдин” от природы  равны,  но  разница  между  ними

возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления  злых”.  Сюнь-

Цзы обосновывал социальную  роль  воспитателя,  с помощью которого  можно

“переделать изначальную  природу человека”.

      Взгляды  сторонников даосизма на природу  человека вытекают из их учения

о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста,  непознаваема,

смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

      Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий  мир в следствии

свое бесконечной  и скоротечной изменчивости непознаваема. 

                      Природа знания и логические  идеи.

      Человеческое  сознание, мышление в китайской  философии стали  предметом

специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по

вопросу о природе  мышления имелись лишь отдельные  высказывания.

      Вопрос  о знании и его источники  сводился в основном к изучению  древних

книг заимствованию  опыта предков. Древнекитайских мыслителе не  интересовало

понятийно-логическая основа знания.

      Конфуций  считал  основным  методом   получения  знаний  -  обучения,  а

источником знания древнее придание и летописи.

      Конфуций  проповедовал   способ   восприятия   знаний   через   призму

традиционных  установлений  и  подгонки  новых  знаний,  нового  опыта   под

авторитеты древности.

      Превратившись  в освященную  авторитетом   веков  традицию  и  привычку,

конфуцианский образ  мышления став серьезным препятствием  развития  науки  и

мысли в Китае.

      Антиподом  конфуцианства  была  школа   ранних  и поздних моистов.  Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-

III в. до н.  э.  в области изучения  мышления  и процесса  познания,  но

вершиной достижения китайской  философии  в  области  гносеологии  и  логики

вплоть до конца XIX в.

      Заслуга  Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том,

что они первыми  начали изучать сам  процесс  познания,  поставили  вопрос  о

критерии  знания,  об  источнике  знания,   о   путях   познания   человеком

окружающего мира  и  самого  себя.  Они  рассматривали  вопросы  о  целях  и

проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались  дать  ответы

на них.

      Исторически  сложилось так, что развитие  Китая  в  течение  длительного

периода времени  шло  обособленно  от  развития  европейских  стран.  Знания

китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными  это  способствовало

появлению Древнем  Китае представлений о том,  что Китай является  центром

мира, а все остальные  страны находятся в вассальной зависимости  от него.

      Что  же касается Европы, то она  по-настоящему “открыла”  Китай   лишь  в

период позднего средневековья, когда после путешествия  Марка  Пола  в  Китай

стали прибывать  миссионеры для обращения многомиллионной  массы  китайцев  в

христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не  сумели

понять ее культуру и традиции. Это  привело  к  искажению  истинного  облика

китайской культуры, в том числе и основной части философии.

      С  легкой руки миссионеров  Китай   то  представал  как  страна  особых,

неповторимых в  своей оригинальности традиции и  культуры,  где  люди  всегда

жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем  в Европе, то  как

страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные  на  Западе

истинные моральные  принципы.  Это  привело  к  появлению  двух  диаметрально

противоположных точек  зрения на  историю  китайской  культуры  и  философии,

одна  из  которых сводилась к проитвопоставлению  западной  и   китайской

культуры и философии  за счет принижения последних, а другая - к превращению

Информация о работе Философия Древнего Китая