Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание

Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формирование философских воззрений.
3. Проанализировать философские воззрения Древнего Китая.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Основные этапы и специфика древнекитайской

философии………………………………………………………….4

Философские, религиозные и идеологические основы

конфуцианства……………………………………………………..8

Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12

Заключение………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………….16

Работа состоит из  1 файл

философия контролка.docx

— 42.76 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Технический институт (филиал) федерального государственного

Автономного образовательного учреждения высшего профессионального 

образования «Северо-Восточный  федеральный университет

имени М.К. Аммосова» в  г. Нерюнгри

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Философия Древнего Китая»

по дисциплине «Философия»

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса  группы ЗФ-11

Григорьева Анжелика

Проверил:  кандидат философских наук,

доцент кафедры философии  РФ

Корсакова Т.А.

 

 

г.Нерюнгри, 2012

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………3

 

Основные этапы и специфика  древнекитайской 

 

философии………………………………………………………….4

 

Философские, религиозные  и идеологические основы

 

конфуцианства……………………………………………………..8

 

Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12

 

Заключение………………………………………………………...15

 

Список используемой литературы……………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В далеком прошлом,  почти четыре тысячи лет назад,  вслед за рождением рабовладельческого  строя, начинается история развития  китайской философии. 

Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия  и религия стоят рядом, ибо  два основных направления философии  древнего Китая – конфуцианство  и даосизм трудно отделить от религии.

Первое учение активно  пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало освобождение от навязанных обществом конвенций  и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного  знания.

 Это два основных  направления философии и в  тоже время по мнению многих  видных ученых – это две  основных веры Китая. Более  того, на протяжении исторически  длительного периода конфуцианство  и даосизм были господствующей  верой Китая. И в этом смысле  философия   Древнего Китая  является уникальной.

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы  этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений  между "верхами" и "низами" и  т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае  составляла одну из главных линий  философствования.

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.

Несмотря на то, что человек  в Китае отождествляется с  природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.

 Задачи:

1. Провести отбор литературы  по данной тематике.

2. Рассмотреть формирование  философских воззрений.

3. Проанализировать философские  воззрения Древнего Китая.

 Предмет исследования: анализ философии Древнего Китая.

 Объект исследования: философия Древнего Китая.

 Актуальность данной  тематики обусловлена тем, что  Китай — страна древней цивилизации  и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего  Китая восходит к началу I тысячелетия  до н. э. Формирование философских  представлений в Китае проходило  в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении  более чем двух тысяч лет  богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая  распадались из-за междоусобных  войн, поглощались чужеземными завоевателями,  сметались крестьянскими восстаниями.  И тем не менее в стране  достаточно быстро восстанавливалась  специфическая государственная  структура, сложившаяся в Китае  окончательно при династии Хань, пришедшей к власти в конце  III в. до н. э. Особенностью  китайской государственности является  усиление государственного контроля  над усложняющимися социальными,  экономическими, политическими и  иными связями. В экономической  структуре Китая и рабовладельческие,  и феодальные отношения развивались  при сохранении важной роли  кровнородственной общины — патронимии, опиравшейся на культ предков,  а клановые узы способствовали  выработке отношения к государству  как к большой семье. Философские  воззрения древних китайцев зарождались  и оформлялись в недрах религиозно-мифологического  осмысления мира.

 Одной из особенностей  китайской мифологии является  зооморфный характер богов и  духов, многие древнекитайские  божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как  полулюди, полуживотные. Верховным  божеством являлся Шан-ди —  первопредок и покровитель китайского  государства. Ему подчинялись  и боги, и духи. Часто в образе  Шан-ди выступала персонифицированная  сила Неба. По представлениям  древних китайцев, безличное, но  всевидящее Небо управляло всем  ходом событий во Вселенной,  а его первосвященником и единственным  представителем на земле являлся  император, носивший титул Сына  Неба.

 Другой особенностью  китайской мифологии был культ  предков, который строился на  признании влияния духов умерших  на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших  духами, входила постоянная забота  о потомках, живущих на земле.

 Следующей отличительной  особенностью китайских мифов  является представление о мире  как взаимодействии противоположных  начал: женского инь и мужского  — ян. В глубокой древности  не было ни неба, ни земли,  а вся Вселенная представляла  собой бесформенный хаос. В этом  бесформенном мраке родились  два духа — инь и ян, деятельность  которых привела к упорядочиванию  мира: дух ян стал управлять  небом, а дух инь — землей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  этапы  и  специфика древнекитайской   философии

«В процессе развития своей  цивилизации китайский народ… породил  многих великих мыслителей, ученых, изобретателей, политических и военных  деятелей, писателей, художников и создал множество памятников культуры» , - так говорит Мао Цзэ-дун. Китайский  народ является одним из древнейших народов мира, обладающих высокой  культурой и богатыми революционными традициями.

Китайцы очень рационалистичны  в образе жизни и своих философских  построениях. Китайцев можно назвать  даже прагматиками, поскольку они  предпочитали земное решение своих  проблем. И философско-религиозные  построения в древнем Китае также  носили более конкретный характер. Трезво и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком  много над тайнами бытия и  проблемами жизни и смерти, но зато всегда видел перед собой эталон добродетели, которому и стремился  подражать. Китаец очень ценил материальную оболочку своей жизни, то есть собственно сами радости жизни.

Общепризнанными пророками  и святыми в Китае считали  тех, кто учил жить достойно. Этически ориентированный рационализм был  доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев. Китай в  устах европейцев получил название Поднебесной империи из-за того мистически-божественного  значения, которое придавалось небу. Китайское "небо" — это высшая духовная абстрактная всеобщность, управляющая всем, что находится  под ней.

Особенностью Китая являлось и то, что в его официальных  религиях не было профессиональных жрецов по типу индийских или египетских. Функцию жрецов выполняли чиновники  и ученые, пользующиеся наибольшим уважением в обществе. Можно назвать  несколько культов, имеющих, помимо культа неба, большое значение в  Древнем Китае. Это культ умерших  предков и культ земли.

ульт умерших предков  исходил из того, что человек наделен  двумя душами: материальной (по) и  духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на небо, где  занимает место сообразно своему положению на земле. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились  таблички в честь умерших предков, проводились церемонии. С духами предков было принято общаться, просить  у них совета по различным вопросам.

Культ земли занимал важное место у простых людей. Этот культ  был тесно связан с магией и  ритуальной символикой. Общение с  духами объяснялось повседневными  заботами. В каждой деревне был  алтарь в честь духа земли и  к нему приносили пожертвования, молили о дожде, урожае и т. д.

Эти особенности сыграли  важную роль в становлении основ  традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, а строгий рационализм и государственная  польза, умеренность, воспитанность, отказ  от личного в пользу общественного  обусловили особенности китайского мировоззрения и образа жизни.

В развитии философской мысли  Древнего Китая следует отметить два этапа: этап зарождения философских  воззрений и этап расцвета философской  мысли - этап соперничества “100 школ”.

Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии. Люди в первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило  основой для зарождения материалистических взглядов. В условиях первобытнообщинного  строя  зародилось представление  о необходимости поклонения духам  предков.  Считалось,  что все  в природе имеет свою душу: животные, деревья, горы, солнце, небо, птицы, все  природные явление: ветер, гром и  др.

Приблизительно  в ХХI  в до н.э. в Китае возникла династия Ся, при которой начался переход  от первобытнообщинного строя к  рабовладельческому.  В это время  в жизни общества произошли резкие изменения: это выразилось в появлении  новых классов и образовании  государства; произошло развитие материальной и духовной культуры; начинается развитие религиозных представлений; зарождаются философские идеи.

Рабовладельческий строй  почти за время своего существования  достиг большого развития.  Важное место  начинает занимать земледелие. А при  династии Шан произошло дальнейшее разделение земледелия, ремесла и  скотоводства, что способствовало развитию товарообмена, которое впоследствии привело к быстрому развитию общественного  производства и культуры.  Дальнейшее развитие получило производство бронзы. Далее  возросло количество ремесел, улучшилась техника производства. Вслед  за развитием производства был достигнут  прогресс в области наука и  техники, были достигнуты  результаты в астрономии, математике, химии, медицине и др.  Политическая система становилась  более совершенной. Образовывались крупные и мелкие клики аристократов-рабовладельцев. Затем рабовладельцы-аристократы  разработали родовую систему.  Рабовладельческий строй при  династиях Шан и Чжоу представлял  систему бесчеловечной, жестокой эксплуатации и угнетения.  В ответ на такое  бесчеловечное отношение, рабы поднимали  восстания, убегали, уклонялись от работ. Жестокая классовая борьба между  рабами и  рабовладельцами способствовала развитию философии. В сфере идеологии  главное место занимало религиозное  мировоззрение.  Также  для того, чтобы эффективно поддерживать свое господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе, но ему  было необходимо выработать и моральные  категории, в которых выражались бы права и обязанности людей, добрые и плохие поступки.

Указанная особенность была присуща не только философии в  период династий Шан и Чжоу. Почти  вся древнекитайская философия  была тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от родо-иерархической системы и  системы потомственного наследования.

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая разных периодов. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основу лексикона  традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках культуры Древнего Китая: Ши-Цзин (Книга песен); Шу-Цзин (Книга истории); И-Цзин (Книга перемен); Ли-Цзин (Книга обрядов); Чунь-Цзин (Книга  китайской истории).

Ценнейшим источником древнекитайской  философии является “Книга Перемен” (И Цзин), которая может рассматриваться  как связующее звено между  предфилософией и собственно философией. В “Книге Перемен” представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются  как единое целое, в котором всё  взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано  переменами. Этот процесс описан с  помощью графики и иероглифики. Сама “Книга” породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. Это, однако, не снижает интереса к  ней.  Графическая часть “Перемен”  состоит из восьми триграмм и шестидесяти  четырёх гексаграмм.

Еще одной особенностью развития китайской философии является то, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили адекватного  выражения в философии. Так как  философы, как правило, не считали  нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

  Философия и естествознание  существовали в Китае, как бы  отгородившись друг от друга  не проходимой стеной, что нанесло  им непоправимый ущерб. Тем  самым китайская философия лишила  себя надежного источника для  формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и  искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим  компасом оставались древние  наивноматериалистические идеи  натурфилософов о пяти первостихиях: металл, дерево, огонь, вода, земля.  Что касается такой прикладной  отрасли естествознания, как китайская  медицина, то она и по сей  день руководствуется этими идеями.

Информация о работе Философия Древнего Китая