Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа
Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формирование философских воззрений.
3. Проанализировать философские воззрения Древнего Китая.
Введение……………………………………………………………3
Основные этапы и специфика древнекитайской
философии………………………………………………………….4
Философские, религиозные и идеологические основы
конфуцианства……………………………………………………..8
Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12
Заключение………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………….16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Технический институт (филиал) федерального государственного
Автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Северо-Восточный федеральный университет
имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Контрольная работа по теме «Философия Древнего Китая»
по дисциплине «Философия»
Выполнил: студент 2 курса группы ЗФ-11
Григорьева Анжелика
Проверил: кандидат философских наук,
доцент кафедры философии РФ
Корсакова Т.А.
г.Нерюнгри, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные этапы и специфика древнекитайской
философии………………………………………………………
Философские, религиозные и идеологические основы
конфуцианства……………………………………………
Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………….16
Введение
В далеком прошлом,
почти четыре тысячи лет назад,
Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии.
Первое учение активно пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало освобождение от навязанных обществом конвенций и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного знания.
Это два основных
направления философии и в
тоже время по мнению многих
видных ученых – это две
основных веры Китая. Более
того, на протяжении исторически
длительного периода
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования.
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формирование философских воззрений.
3. Проанализировать философские воззрения Древнего Китая.
Предмет исследования:
анализ философии Древнего
Объект исследования: философия Древнего Китая.
Актуальность данной
тематики обусловлена тем, что
Китай — страна древней
Одной из особенностей
китайской мифологии является
зооморфный характер богов и
духов, многие древнекитайские
божества были похожи на
Другой особенностью
китайской мифологии был культ
предков, который строился на
признании влияния духов
Следующей отличительной
особенностью китайских мифов
является представление о мире
как взаимодействии
Основные этапы и специфика древнекитайской философии
«В процессе развития своей цивилизации китайский народ… породил многих великих мыслителей, ученых, изобретателей, политических и военных деятелей, писателей, художников и создал множество памятников культуры» , - так говорит Мао Цзэ-дун. Китайский народ является одним из древнейших народов мира, обладающих высокой культурой и богатыми революционными традициями.
Китайцы очень рационалистичны в образе жизни и своих философских построениях. Китайцев можно назвать даже прагматиками, поскольку они предпочитали земное решение своих проблем. И философско-религиозные построения в древнем Китае также носили более конкретный характер. Трезво и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, но зато всегда видел перед собой эталон добродетели, которому и стремился подражать. Китаец очень ценил материальную оболочку своей жизни, то есть собственно сами радости жизни.
Общепризнанными пророками
и святыми в Китае считали
тех, кто учил жить достойно. Этически
ориентированный рационализм
Особенностью Китая являлось и то, что в его официальных религиях не было профессиональных жрецов по типу индийских или египетских. Функцию жрецов выполняли чиновники и ученые, пользующиеся наибольшим уважением в обществе. Можно назвать несколько культов, имеющих, помимо культа неба, большое значение в Древнем Китае. Это культ умерших предков и культ земли.
ульт умерших предков исходил из того, что человек наделен двумя душами: материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на небо, где занимает место сообразно своему положению на земле. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились таблички в честь умерших предков, проводились церемонии. С духами предков было принято общаться, просить у них совета по различным вопросам.
Культ земли занимал важное место у простых людей. Этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой. Общение с духами объяснялось повседневными заботами. В каждой деревне был алтарь в честь духа земли и к нему приносили пожертвования, молили о дожде, урожае и т. д.
Эти особенности сыграли
важную роль в становлении основ
традиционной китайской цивилизации:
не мистика и метафизические абстракции,
а строгий рационализм и
В развитии философской мысли Древнего Китая следует отметить два этапа: этап зарождения философских воззрений и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”.
Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии. Люди в первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов. В условиях первобытнообщинного строя зародилось представление о необходимости поклонения духам предков. Считалось, что все в природе имеет свою душу: животные, деревья, горы, солнце, небо, птицы, все природные явление: ветер, гром и др.
Приблизительно в ХХI в до н.э. в Китае возникла династия Ся, при которой начался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время в жизни общества произошли резкие изменения: это выразилось в появлении новых классов и образовании государства; произошло развитие материальной и духовной культуры; начинается развитие религиозных представлений; зарождаются философские идеи.
Рабовладельческий строй
почти за время своего существования
достиг большого развития. Важное место
начинает занимать земледелие. А при
династии Шан произошло дальнейшее
разделение земледелия, ремесла и
скотоводства, что способствовало развитию
товарообмена, которое впоследствии
привело к быстрому развитию общественного
производства и культуры. Дальнейшее
развитие получило производство бронзы.
Далее возросло количество ремесел,
улучшилась техника производства. Вслед
за развитием производства был достигнут
прогресс в области наука и
техники, были достигнуты результаты
в астрономии, математике, химии, медицине
и др. Политическая система становилась
более совершенной. Образовывались
крупные и мелкие клики аристократов-
Указанная особенность была
присуща не только философии в
период династий Шан и Чжоу. Почти
вся древнекитайская философия
была тесно связана с политико-
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая разных периодов. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основу лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках культуры Древнего Китая: Ши-Цзин (Книга песен); Шу-Цзин (Книга истории); И-Цзин (Книга перемен); Ли-Цзин (Книга обрядов); Чунь-Цзин (Книга китайской истории).
Ценнейшим источником древнекитайской
философии является “Книга Перемен”
(И Цзин), которая может рассматриваться
как связующее звено между
предфилософией и собственно философией.
В “Книге Перемен” представлена оригинальная
система философских
Еще одной особенностью развития китайской философии является то, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили адекватного выражения в философии. Так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.
Философия и естествознание
существовали в Китае, как бы
отгородившись друг от друга
не проходимой стеной, что нанесло
им непоправимый ущерб. Тем
самым китайская философия