Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание

Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формирование философских воззрений.
3. Проанализировать философские воззрения Древнего Китая.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Основные этапы и специфика древнекитайской

философии………………………………………………………….4

Философские, религиозные и идеологические основы

конфуцианства……………………………………………………..8

Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12

Заключение………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………….16

Работа состоит из  1 файл

философия контролка.docx

— 42.76 Кб (Скачать документ)

Высказывая в такой, хотя и наивной форме глубокие диалектические идеи, даосы подчеркивали, что мир  – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе Дао, придающее  миру гармонию и единство. И жизнь  человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая  закона Дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход  событий, тем более изменять его.

Обратимся вновь к сравнению. По Конфуцию, основная отличительная  особенность "благородного мужа" – активная деятельность, организуемая церемониальными правилами "ли", он стремиться переделать себя. Лао-цзы  исповедует принцип "недеяния" – "У вэй", означающий отказ от какой бы то ни было активности: все  должны идти своим чередом. Однако такая  позиция вовсе не демонстрировала отстраненность от мира, напротив, она выражала органическую неразрывность человека с Вселенной на единой основе – Дао. Чтобы воплотить "У вэй" в жизнь, надо оставаться бесстрастным, сохранять твердость духа и спокойствие. Тогда за борьбой вещей можно увидеть гармонию, за движением – покой, за небытием – бытие. Лишь тот, кто свободен от страстей, способен проникнуть в Дао и даже слиться с ним. Страстолюбец же видит только конечное – дэ.

Конфуцианским ценностям "благородного мужа", как видим, противопоставляется  даосский идеал совершенно мудрого  – "шеньжень" – человека, не стремящегося к делам. Принцип недеяния как  высшая форма поведения был положен  и в основу управления: мудрый правитель  не должен вмешиваться в социальный порядок, дабы не нарушать естественный закон. Идеалом общественной жизни  был мир, а не война, уступки соседям, а не борьба с ними, мудрость, а  не насилие и жестокость.

Историческая ограниченность представителей даосской школы состояла в том, что идеализируя по традиции прошлое, они требовали возврата к нему. Кроме того, они проповедовали  фаталистическую теорию «недеяния», согласно которой люди должны слепо  следовать Дао и не противодействовать ему, так как в противном случае их усилия могут привести к обратным результатам.  Самым разумным поведением является стремление к удовлетворению в спокойствии. Более поздний  даосизм, вылившийся в реакционное  религиозное течение, развивал именно эти отрицательный стороны учения даосской школы.

В социально-этическом учении Лао-цзы нетрудно заметить явное  противоречие. С одной стороны, против социального неравенства и угнетения  в древнекитайском обществе, критика  произвола и жестокости своекорыстных  правителей; с другой – отрицание  всякой борьбы, фатализм, упование исключительно  на естественный ход вещей.  Не видя выхода из создавшейся ситуации, Лао-цзы  проповедовал идею возврата к первобытнообщинному  образу жизни.

Таким образом, учение Лао-цзы  носит противоречивый двойственный характер. Его диалектические идеи об изменчивости мира вещей, о взаимном переходе противоположностей и другие  сочетаются с метафизическим пониманием единства всего сущего; материалистическая трактовка мира вещей как естественного  процесса носит абстрактный, созерцательный характер, что послужило основой  для формирования даосистской теории «недеяния»; его критика социального  зла сопровождалась призывом к возрождению  исторически исчерпавшего себя жизненного уклада. 

Однако в условиях древнего Китая рациональные идеи Лао-цзы  сыграли положительную роль, послужив исходной платформой для дальнейшего  развития материалистических взглядов и прогрессивных социологических  воззрений самых различных направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Древневосточная философия  представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном  смысле. Можно утверждать, что философская  культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад.

Философская, общественно-политическая мысль Китая издавна привлекает внимание обществоведов. Особый интерес  к этому предмету объясняется  той исключительной ролью в развитии китайской цивилизации в целом, которую играет эта философия. Она  – своеобразный ключ к пониманию  специфики и системы ценностей  китайской цивилизации.  Поэтому  практически ни один китаевед будь то историк, археолог, экономист, географ, не обходил и не может  обойти стороной  китайскую философию.

Древнекитайскую философию  отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры  и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и  социально-политических проблем.

Есть, однако, у Древневосточной  философии и другая сторона. Как  и каждая далёкая от нас философия  прошлого, она несёт неразгаданные  идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с  гораздо более поздними находками  человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения  человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих  подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.

Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу  и человеческое общество, на историю  развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности  до наших дней неизменно важное место  занимают рассуждения о природе  человека, о сущности знания и методах  его достижения, о взаимоотношении  человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.

В древнекитайской философии  просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой  середине", то есть гармонии в Поднебесной.

Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лао-цзы и Конфуций своим философским творчеством  заложили прочный фундамент для  развития китайской философии на многие века вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий

 

 

И-Цзин (Книга перемен) - одна из важнейших книг древнекитайской  философии

 

Моизм - философская школа  в Китае

 

Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае

 

Цзюнь-цзы - идеальный человек, сконструированный Конфуцием

 

Лунь юй - записи "бесед  и высказываний" Конфуция

 

Путь золотой середины - методология реформизма Конфуция

 

Дао (Путь) - одна из основных категорий китайской философии

 

Даосизм - китайская религия  и одна из основных религиозно-философских  школ

 

У вэй - принцип "недеяния" по Конфуцию

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

  1. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. – М., 1970.

 

  1. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. – М. 1972-1973.

 

  1. Материалистическая мысль в Древнем Китае: Ответст. редак. и автор предис. д.филос. наук  М.Л.Титаренко. – М.: Издательство «Наука», 1984

 

  1. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики: ответст. редак. Л.П.Делюсин. – М.Издательство «Наука», 1982

 

  1. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1999

 

  1. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

Информация о работе Философия Древнего Китая