Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа
Целью данного реферата является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формирование философских воззрений.
3. Проанализировать философские воззрения Древнего Китая.
Введение……………………………………………………………3
Основные этапы и специфика древнекитайской
философии………………………………………………………….4
Философские, религиозные и идеологические основы
конфуцианства……………………………………………………..8
Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12
Заключение………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………….16
Высказывая в такой, хотя и наивной форме глубокие диалектические идеи, даосы подчеркивали, что мир – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе Дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая закона Дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его.
Обратимся вновь к сравнению. По Конфуцию, основная отличительная особенность "благородного мужа" – активная деятельность, организуемая церемониальными правилами "ли", он стремиться переделать себя. Лао-цзы исповедует принцип "недеяния" – "У вэй", означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должны идти своим чередом. Однако такая позиция вовсе не демонстрировала отстраненность от мира, напротив, она выражала органическую неразрывность человека с Вселенной на единой основе – Дао. Чтобы воплотить "У вэй" в жизнь, надо оставаться бесстрастным, сохранять твердость духа и спокойствие. Тогда за борьбой вещей можно увидеть гармонию, за движением – покой, за небытием – бытие. Лишь тот, кто свободен от страстей, способен проникнуть в Дао и даже слиться с ним. Страстолюбец же видит только конечное – дэ.
Конфуцианским ценностям "благородного мужа", как видим, противопоставляется даосский идеал совершенно мудрого – "шеньжень" – человека, не стремящегося к делам. Принцип недеяния как высшая форма поведения был положен и в основу управления: мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, дабы не нарушать естественный закон. Идеалом общественной жизни был мир, а не война, уступки соседям, а не борьба с ними, мудрость, а не насилие и жестокость.
Историческая ограниченность
представителей даосской школы состояла
в том, что идеализируя по традиции
прошлое, они требовали возврата
к нему. Кроме того, они проповедовали
фаталистическую теорию «недеяния»,
согласно которой люди должны слепо
следовать Дао и не противодействовать
ему, так как в противном случае
их усилия могут привести к обратным
результатам. Самым разумным поведением
является стремление к удовлетворению
в спокойствии. Более поздний
даосизм, вылившийся в реакционное
религиозное течение, развивал именно
эти отрицательный стороны
В социально-этическом учении
Лао-цзы нетрудно заметить явное
противоречие. С одной стороны, против
социального неравенства и
Таким образом, учение Лао-цзы носит противоречивый двойственный характер. Его диалектические идеи об изменчивости мира вещей, о взаимном переходе противоположностей и другие сочетаются с метафизическим пониманием единства всего сущего; материалистическая трактовка мира вещей как естественного процесса носит абстрактный, созерцательный характер, что послужило основой для формирования даосистской теории «недеяния»; его критика социального зла сопровождалась призывом к возрождению исторически исчерпавшего себя жизненного уклада.
Однако в условиях древнего
Китая рациональные идеи Лао-цзы
сыграли положительную роль, послужив
исходной платформой для дальнейшего
развития материалистических взглядов
и прогрессивных
Заключение
Древневосточная философия
представляет собой большую культурную
ценность для всего человечества.
Её идеи были интегрированы в духовную
среду Запада. Известные литераторы
Европы и России неоднократно обращались
к ней исключительно в
Философская, общественно-политическая мысль Китая издавна привлекает внимание обществоведов. Особый интерес к этому предмету объясняется той исключительной ролью в развитии китайской цивилизации в целом, которую играет эта философия. Она – своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. Поэтому практически ни один китаевед будь то историк, археолог, экономист, географ, не обходил и не может обойти стороной китайскую философию.
Древнекитайскую философию
отличает следующее. Выйдя из глубин
мифологически-религиозного мировоззрения,
она сохранила его общие
Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.
Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.
Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности до наших дней неизменно важное место занимают рассуждения о природе человека, о сущности знания и методах его достижения, о взаимоотношении человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.
В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.
Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лао-цзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.
Словарь основных понятий
И-Цзин (Книга перемен) - одна из важнейших книг древнекитайской философии
Моизм - философская школа в Китае
Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае
Цзюнь-цзы - идеальный человек, сконструированный Конфуцием
Лунь юй - записи "бесед и высказываний" Конфуция
Путь золотой середины - методология реформизма Конфуция
Дао (Путь) - одна из основных категорий китайской философии
Даосизм - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ
У вэй - принцип "недеяния" по Конфуцию
Список используемой литературы.