Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:59, реферат
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
1. Ведение
2. Особенности культур древнего Востока и их отражение в древневосточном мировоззрении.
3. Древнеиндийская философия.
4. Оппозиция ведической традиции: джайнизм, буддизм, чарвака (локаята).
5. Философские школы древнего Китая.
6. Конфуцианство.
Даосизм.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ,
(ГОУ ВПО
«СГГА»)
РЕФЕРАТ
По дисциплине : «Философия»
Студента 2 курса
Тимофеевой Галины Витальевны
ЭТЗ-21
Руководитель
(должность, ученая степень, звание)
(ФИО)
Оценка после защиты
Дата
защиты
Новосибирск,
2011
План:
1. Ведение
2. Особенности культур древнего Востока и их отражение в древневосточном мировоззрении.
3. Древнеиндийская философия.
4. Оппозиция ведической традиции: джайнизм, буддизм, чарвака (локаята).
5. Философские школы древнего Китая.
6. Конфуцианство.
Введение
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Будучи по
духу восточными, они имели не только
общие моменты, но и существенные
различия, которые оказали огромное
влияние на культуру этих стран и
тех народов, которые соприкасались
с ними. Эти различия позволяют
говорить отдельно об индийском, китайском
и греческом типах философии.
Традиционно в истории
Древний
Восток был родиной великих культур,
которые вырвали человека из первобытного
мифа, но не преодолели мифологического
способа отношения человека к
миру. Мир восточной культуры –
это по-прежнему мир космоса, в
котором человек только маленькая
частица, но восточные верования
занимают как бы промежуточное положение
между мифом и религией, то есть миф здесь
поставлен на службу государства, следовательно,
преодолен настолько, насколько это требует
административно-
Человек и государство как проблема конфуцианской культуры.
Конфуцианство возникло в VI веке до н.э. Основатель учения Конфуций – латинизированное от китайского Кун-цзы (учитель Кун). Главная идея конфуцианства – совмещение государства и человечности путем распространения принципов отношений в большой семье на все общество. Конфуций предполагает распространить принцип с помощью ритуализированного этикета, который должен стать государственной нормой. Соблюдая ритуализированный этикет, человек обретает «жень» (гуманность), причем основой конфуцианской гуманности является семейный долг и уважение к человеку. Благоденство восточного государства Конфуций связывает с идеальным государем («благородным мужем») – гуманным правителем, который будет относиться к своим поданным как отец к детям, таким образом, конфуцианская попытка совмещения государства и человека обернулась построением тоталитаризма с человеческим лицом, то есть за счет безраздельного подчинения человека клановому долгу. Конфуцианская этика на первый план ставит отсутствие мужского потомства (первое несчастье), второе несчастье – отсутствие ученой степени или сына с ней, отсутствие богатства на III месте, ибо приходило со степенью и должностью.
Даосизм: свобода как растворение в природе.
Универсальность человека связывали с природой. Создатель даосизма Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности следование естественности, слиянием с бесконечным путем великой природы, следовательно, даосизм (Дао – путь). Дао – путь единой жизни, которая пронизывает все сущее или все живое. Ради слияния с Дао мудрец отказывается от индивидуальности. Слияние с великим Дао возможно только путем недеяния, но эта не пассивная созерцательность, это такое полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в нарочитой активности. Нравственным идеалом даосизма считают отшельников, которые с помощью религиозных медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений добиваются высокого духовного состояния, которое позволяет преодолеть ему все страсти и желания и погрузиться в общение с Дао=слиться с природой, жить в соответствие с ее ритуалами. Во II-III в. до н.э. существовали неодаосизм и религиозный даосизм. Неодаосизм признавал участие в государственной жизни. Тождество (слияние) с Дао=магическое телесное бессмертие.
Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни.
Буддизм отчасти был обусловлен следующими причинами:
Климатогеографический фактор (удушающая жара, тропические ливни), следовательно, чувство униженности перед природой.
Исторически сложившееся жестко кастовое деление, следовательно, жизнь представлялась как цепь нескончаемых страданий, которые не заканчивались со смертью человека, так как в силу закона Кармы следовало перерождение души, а, следовательно, возобновление страданий. Гаутама – сын раджи небольшого княжества попытался найти путь внутреннего освобождения, доступного для каждого независимо от касты. Шесть лет он провел в скитаниях и самоотречении и на 7 год обрел полную свободу, почувствовав себя Буддой – просветленным.
Традиционализм.
Символизация. Эта черта вызвана желанием остановить в символе идею, чтобы тем самым обнажить многомерность смысла. Каждый элемент китайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, аист – одиночества). Символичность, следовательно, умение читать контекст произведения искусства, следовательно
Элитарность.
Кроме того, что произведения
искусства были дорогими, они
были также рассчитаны на
Двойной
план: акцент делается не на
то, что явлено, а на то, чего
нет, что пребывает в покое.
Для этого в Восточной
Особый
язык Восточной культуры, отвечающий
идее постоянства: экономный
Безымянность
древневосточной культуры: художник
не стремился выразить в своем
творении личностного начала, его
обязанность – реализация
Древняя
индийская философия
Древнеиндийские мудрецы твердо верили
в Верховное существо, в духовное единство
мира, скрытое за призрачным и преходящим
характером всего существующего. Размышляя
о зле и страдании человеческого бытия,
они приходили к идее вечного нравственного
миропорядка, порядка справедливости,
выражающегося в законе Кармы. Карма -
это суммарный, итоговый эффект поступков
и помыслов живого существа во всех его
предыдущих перерождениях, определяющий
его судьбу в последующих перевоплощениях
(круговороте рождений и смертей). В случае
отрицательного сальдо - явного перевеса
неправедных, греховных дел карма действует
как закон возмездия: будущее рождение
у человека будет худшим (в более низкой
касте, в животном, растении). И наоборот,
в случае положительного сальдо - перевеса
добрых, праведных, благочестивых поступков
и дел карма действует как закон морального
воздаяния: человеку уготовано лучшее
будущее (рождение в более высокой касте).
Ну а если положительных дел и мыслей набирается
достаточно много, создается некая критическая
масса добра, человек вообще может вырваться
из сансары - бесконечного круговорота
рождений и смертей. В этом случае человек
достигает состояния просветления и блаженства,
растворяя свое индивидуальное "я"
в бесконечной духовной субстанции мира.
В числе важнейших средств достижения
этого состояния философы Древней Индии
называли приобретение и умножение знания
(постижение Истины), самоконтроль, направленный
на обуздание животных наклонностей, на
устранение страстей, мешающих внутренней
сосредоточенности и правильному поведению,
ненанесение вреда всему живому, отказ
от лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии
различаются в зависимости от того, принимают
или отвергают они духовный авторитет
Вед. То или иное отношение к Ведам было
принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.
Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском
сборнике религиозных заповедей и предписаний
сказано, что "тот дважды рожденный,
который, опираясь на логику, презирает
их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как
безбожник".
Веды - древнейший памятник индийской
литературы, богатейший источник религиозных
и философских идей. "Веда" буквально
означает "знание" (ср. "ведать"
- "знать"). Вообще же Веды - откровение,
священное знание (шрути), открытое богами
для посвященных. Возникновение Вед относится
к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия
до н. э. В течение многих веков Веды передавались
изустно от поколения к поколению с помощью
риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые
были записаны на пальмовых листьях в
V в. до н. э.
Веды - это целый комплекс, состоящий из
Ригведы (сборник гимнов мифологического
и космологического содержания), Самаведы
(собрание священных мелодий), Яджурведы
(описание ведических ритуалов и правил
совершения жертвоприношений), Атхарваведы
(свод магических заклинаний и формул).
Каждая веда в свою очередь делится на
четыре относительно самостоятельные
части: мантры (священные изречения), брахманы
(теологическое обоснование ритуальной
практики), араньяки (аллегорически-мистическое
и медитативное толкование ритуалов, адресованное
лесным отшельникам) и упанишады (заключительные
философские трактаты, раскрывающие сущность
мироздания). Составной часть Вед являются
также веданги - тексты, посвященные фонетике,
стихотворным размерам, грамматике, этимологии
и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного
откровения, уже упоминавшегося нами шрути,
а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой
мысли.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие
в фарватере ведической традиции, принято
называть классическими или ортодоксальными.
Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья,
йога, миманса и веданта. Соответственно
к неортодоксальным школам относятся
джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом
аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают
Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования
их авторитета.
Становление древневосточной философии и ее особенности
В середине I тысячелетия
до н.э. одновременно с Грецией возникает
философия в Индии и Китае,
являющихся очагами древних цивилизаций.
На основе экономических, социальных,
политических и духовных предпосылок
складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая
рождению философии. Философия возникает
как разрешение противоречия между
мифологической картиной мира, построенной
по законам воображения, и новым
знанием и мышлением. Однако философия
появляется не непосредственно из мифологии
как таковой, а из переходных мировоззренческих
форм, которые можно назвать
Существуют общие
закономерности развития древнеиндийской
и древнекитайской философии. Во-первых,
самосознание древних индийцев и
древних китайцев конструируется по
типу родовых субстанциально-
При всей специфике
индийской и китайской
Предфилософия
начинается в родовом обществе коллективными
формами сознания. Каждый этап ее развития
сопровождается качественными изменениями
самосознания: дорефлективное родовое
сознание сменяется послеродовыми
мировоззренческими нравственными
исканиями мудреца. В классовом
обществе с государственным устройством
предфилософия сменяется