Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:59, реферат
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
1. Ведение
2. Особенности культур древнего Востока и их отражение в древневосточном мировоззрении.
3. Древнеиндийская философия.
4. Оппозиция ведической традиции: джайнизм, буддизм, чарвака (локаята).
5. Философские школы древнего Китая.
6. Конфуцианство.
Даосизм.
Заключение
Список литературы
Первая философия
закладывает прочные основания
традиционализма в сознании. Тем
самым она начинает обслуживать
устойчивые социально-экономические
системы, сохранившиеся в Индии
и Китае вплоть до ХХ в. На каждом
историческом этапе развития индийского
и китайского обществ духовная древность
тесно соседствовала с
Общность генезиса
не исключала своеобразия путей
формирования систематизированного философского
знания. Если в Индии многочисленные
философские школы так или
иначе соотносились главным образом
с брахманизмом и буддизмом, то в
Китае - преимущественно с
Отметим некоторые,
наиболее общие черты древневосточной
философии, отличающие ее от философии
древнегреческой. Во-первых, индийская
философия как и китайская, характеризуется
неполной отчлененностью от предфилософии.
Но если в древнеиндийской философии
преобладало религиозно-
Выявление и объяснение специфических черт философии Востока и Запада, а также выявление общих черт между ними сегодня стоит на повестке дня. Это необходимо для того, чтобы представить философское развитие человечества как единый и многообразный процесс.
Индийская культура
является одной из самых древних
в истории человеческой цивилизации.
В ее рамках была создана оригинальная
философия, оказавшаяся большое
влияние на творчество крупнейших мыслителей
Нового и новейшего времени как
в самой Индии, так и за ее пределами,
в частности, в западной Европе. В
истории древнеиндийской
В эпоху перехода
от родового общества к раннеклассовому
происходило формирование различных
школ и направлений древнеиндийской
философии. В зависимости от отношения
к Ведам философские школы
подразделяются на ортодоксальные (веданта,
санкхья, ньяя, вайшешика), признающие
авторитет Вед и
Оппозиции ведической традиции: веданта, санкхья, джанизм, и.т.д
Философия веданта
Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего. Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).
Согласно веданте
абсолютной духовной сущностью мира
является Брахман - причина всего
сущего. Тождественной с Брахманом
считается душа (джива), которая вечна,
безначальна и неучтожима. «Вечность
этой души постигается из священных
текстов, поскольку нерожденность
и постоянство природы (свойственны)
неизменному брахману, (могущему) выступать
как брахман и как
Мир явлений, который
мы воспринимаем чувствами, есть кажимость,
вызванная воздействием иллюзий (майя)
с их тремя ингерентами качества
(гуна). Причина кажимости кроется
в незнании (авидья). Выход из круговорота
рождений заключается в знании, ведении
(видья), на основе которого познается,
что мир - сплошной обман, а подлинной
реальностью обладает Брахман-Атман
(душа). Путь к постижению этого знания
состоит в соблюдении нравственного
кодекса и прежде всего медитации.
Под последней понимается концентрированное
размышление о скрытых
Философия санкхья
Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».
Санкхья - это дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа). Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на ее основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер.
По мнению представителей санкхьи, пракрити сначала существовала в аморфной, нерасчлененной форме. Ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (чуна). К ним относятся раджас (стремление), тамас (тьма) и соттва (ясность). В каждой вещи преобладает один из этих элементов. Из этих элементов состоит не только пракрити как первичная субстанция, но и все вещи мира.
Пуруши, или абсолютная душа, существует независимо от материальной основы мира. Несмотря на то, что ее нельзя наблюдать и обнаружить, она присутствует во всех вещах и существах. Все множество предметов реального мира возникает после соединения пракрити и пуруши. Причем на этой основе существуют как материальные (вода, воздух, земля, огонь), так и духовные (интеллект, самосознание) исходные принципы.
В учении о познании кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также учения древних священных книг - Вед. Предпосылку этики санкхьи составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Поэтому главной задачей мудрости считается познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
Философия вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада (VI-V вв. до н.э.). Истоки умозрения этой школы можно обнаружить в ранних Упанишадах. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание. Поэтому путь к освобождению лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категории бытия. Согласно учению вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц или атомов (ану) воды, земли воздуха и огня, заключенных в эфире, времени и пространстве. Если ану вечны, несотворимы и неразрушимы, то образованные из них объекты преходящи, изменчивы, непостоянны. Все комбинации ану, в результате которых образуются конкретные объекты, совершаются по законам адришты, направленным на благо души.
Все телесные и
нетелесные вещи имеют общую субстанцию,
ибо они состоят из девяти субстанций.
Наряду с субстанциями, имеющими материальную
основу (земля, вода, свет, воздух, эфир),
состоящих из вечных и неделимых
ану, признается также существование
нематериальных субстанций. К последним
относится душа (атман), состоящая
из психических качеств. Будучи вечной
и бесконечной, она существует в
двух формах: ишвара или параатма (абсолютная
душа) и индивидуальные души, которые
странствуют в бесконечном
Если философия вайшешика возникла первоначально как материалистическое учение о бытии, то постепенно усиливается ее религиозная окраска. Со временем представители этой школы стали рассматривать атомы (ану) только как материальную причину мира, а деятельной причиной мира провозгласили бога.
Философия джайнизма
Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхамара (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия - неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.
Полное и окончательное разъединение дживы и адживы есть мокша, а их соединение является кармой. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы, различая восемь карм, которые в своей основе имеют два фундаментальных свойства. Злые кармы негативно влияют на главные свойство души, которые она приобрела будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, произойдет его освобождение от пут самсары. Для освобождения еще при жизни необходимы правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Целью освобождения является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.
Характерной особенностью этической системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения. К числу подобных правил относится и ахинса, ненанесение вреда живому. Джайнистское понимание ахинсы логически вытекает из его метафизической теории потенциального равенства всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними. Путь к освобождению в джайнизме связан главным образом с определенным нравственным настроением человека, постоянным чувством жалости к окружающему. Сострадание ко всем живым существам является одним из главных в джайнизме.
Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» - авторитарное знание и «мати», в котором участвуют память, опознание и вывод. В «мати» входит непосредственное восприятие внешних и внутренних объектов как органами чувств, так и умом. От этого непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. При последнем душа смыкается с предметами познания без всякого посредничества чувств и ума, но для этого надо устранить те кармы, которые препятствуют таким контактам. На первой ступени такого знания душа воспринимает как мелкие, так и отдаленные предметы, на второй ступени душа получает прямой доступ к настоящим и прошлым мыслям людей, на третьей ступени достигается всеведение. Абсолютное знание доступно лишь джинам - освобожденным душам.
Составной частью джайнистского учения является представления о космосе. Космос считается вечным, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир - это наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире - джины. Вместе с тем, джайнисты отрицали существование бога, считая, что все доказательства его бытия являются ложными. Поэтому они поклоняются джинам, обитающим на высшем небе, на небе мокши.
Философия буддизма
Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат интроспекции, то есть того простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму.
Бытие рассматривается
как динамическое существование
мгновенных элементов (дхарм), находящихся
в непрерывной казуальной, а следовательно,
«мучительной» связи. Каждый элемент
- это единство объективного и субъективного.
Вопрос о существовании внешнего
мира устранен, так как нет возможности
разделить мир внутренний и мир
внешний. Точнее говоря, внешний материальный
мир является составной частью психической
жизни человека. В связи с этим
анализу подвергается только человек,
видящий солнце, а не человек, солнце
отражающий. Нет ни внешнего мира, ни
человеческого «я», нет ничего устойчивого,
настоящего кроме вихря элементов
бытия. Отсюда центральное место
в буддийской философии занимает
идея всеобщей изменчивости, а также
всеобщей взаимосвязи и