Философия европейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание

Целью является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание

Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
1.2 Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения
1.3 Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение профессионального образования

Оренбургский  институт путей сообщения (ОрИПС)

Филиал  «Самарский государственный университет  путей сообщения»

СамГУПС

 

 

 

                                                   

 

 

 

Тема: «Философия европейского средневековья».

 

                                                                           

 

 

                                                                               Преподаватель: Зотова Т.А.                                                                                                              «__» __________ 2012г.

                                                                       Выполнил: Сарана Я.И.

                                                                       Шифр:

                                                                      

                                                

 

Оренбург 2012

 

Содержание

Введение

1. Философия  европейского средневековья

1.1 Развитие  средневековой философии от патристики  до схоластики

1.2 Основные  принципы религиозно – философского  мышления и мировоззрения

1.3 Номинализм  и реализм: споры в средневековой  схоластике

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада  Римской империи до эпохи Возрождения  — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и  зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей  мировоззренческой основы использовал  развитое христианство.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Наиболее сильное влияние на западную философию  оказала христианская религия:

как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия  полагалась "служанкой богословия", в чем философы Нового времени, а  зачастую и современности, усматривали  ее приниженный статус. Само понятие  о том, что такое философия, калькировалось с понятием о ней в античности или в Новое время, и иным оно  не мыслилось. Самостоятельного философствования в ту пору не существовало, оно являлось консервантом античных традиций при  одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном  инструменте согласования всеобщего  и единичного - символе.

Действительно - и в этом состоит ее исключительность - философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Августин в  трактате "О граде Божием" полагал  философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Все остальные области, традиционно  входившие в состав философии - онтология, гносеология, этика, эстетика - рассматривались  под этим углом зрения. Как и  теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному  смыслу бытия, отвечая на запросы  религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные  с основным ее свойством - сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного, в конечном счете, эти сомнения побеждать  и причащаться высшей истине.

 

Основные  понятия данной темы:

Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".

Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.

Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

1. Философия европейского средневековья

Без философии  христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия  высочайшего уровня: как религия  космополитическая, как религия  абстрактного монотеизма.

На формирование религиозного мировоззрения христианства, еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое - можно сказать, определяющее - влияние оказала философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения в мировую  религию христианство вынуждено  было более или менее четко  сформулировать основные положения  своего вероучения. А этого оно, как  религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить  без философии, без использования  философских категорий и логики Аристотеля и стоицизма. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая - на аристотелизм. Среди множества Отцов и Учителей церкви того времени следует отметить и запомнить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, Афанасий Александрийский, "Каппадокийскую троицу" (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Назианзина), Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Августина Гиппонского и много других, которых церковь со временем провозгласила святыми или же, и такое было, обвинила в ересях и отлучила от церкви.

1.1 Развитие средневековой философии  от патристики до схоластики

Духовное  наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской  мысли деятели патристики сыграли  двойственную роль: с одной стороны  они положили конец философии  античной, а с другой - положили начало философии средневековой.

Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло  непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого  философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь  сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение, оправдывающее  и разрабатывающее религиозное  мировоззрение.

Патристы  не ставили себе целью развивать  философию, они только использовали философию для формирования христианского  мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность с конца  второго столетия - еще в условиях преследования христианства властью  Римской империи. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения  своей веры на Вселенских и поместных  церковных соборах. Эти решения  утверждались византийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцами церкви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшей Римской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонение иконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетия завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого католическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что в восьмом столетии завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.

Сами  деятели патристики не были философами, - они были богословами. Содержание своей теологии/философии они  вычитывали в текстах Старого  и Нового заветов, брали из решения  Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных  авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное  учение" о том, каким образом  Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы  все другие концепции религиозного вероучения:

Иммортализм - учение о бессмертии души;

Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа;

Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека;                                                                                                                 

Сотериология - учение о факторах и путях спасения;

Тринитология - учения о Боге, который троичен  в лицах и един по существу;

Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной  и человечества и тому подобные трактовки  христианского религиозного мировоззрения.

На основе перечисленных выше богословских концепций  и в их рамках началась история  и развитие в Европе средневековой  философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные  этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера).

Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций  неоплатонизму впервые изложил  более или менее полную систему  христианского мировоззрения. В  своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения  мира - в библейском рассказе о шести  днях творения; причину существования  в мире зла - в грехопадении Адама  и Евы, которые съели запрещенный  Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего  на земле; приобретение истинных мировоззренческих  знания - в восприятии на веру всего  церковного учения и так далее.

Хотя  у Августина есть свыше десятка  чисто философских произведений, свою философию он наиболее полно  изложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными - и по содержанию, и по объему, и по влиянию на историю  философской мысли - являются два  его большие произведения: "De civitatae Dei" (О граде божьем) и "Confession" (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и  город божий на небе (Церковь торжествующая); во втором - о своем переходе от язычества  до христианства, о жизни грешника до христианства и жизни по божьему  предназначению после принятия христианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но и подражателей. По стилю произведений Августина  целая плеяда видных деятелей европейской  культуры расписывали будущие проекты  коммунистического общества (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр, Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мысли и стиль  философствования Платона и его  последователей, особенно неоплатоников. В так называемой христианской философии  до настоящего времени существует направление  августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образу жизни  святого Августина (августинианцы).

Средневековая философия так же вошла в историю  мысли под именем схоластики. Главная  отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, проставленную  на службу теологии. Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".

Информация о работе Философия европейского средневековья