Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:50, реферат
Целью является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
1.2 Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения
1.3 Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике
Заключение
Список литературы
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение профессионального образования
Оренбургский институт путей сообщения (ОрИПС)
Филиал «Самарский государственный университет путей сообщения»
СамГУПС
Тема: «Философия европейского средневековья».
Оренбург 2012
Содержание
Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие
средневековой философии от
1.2 Основные
принципы религиозно –
1.3 Номинализм
и реализм: споры в
Заключение
Список литературы
Введение
Целью является
изучение философии европейского средневековья.
Так как средневековье занимает
длительный отрезок истории от распада
Римской империи до эпохи Возрождения
— почти целое тысячелетие, то
данный период делится на Раннее средневековье,
которое характеризуется
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия:
как понимать
Бога, Троицу, творение и пр. Философия
полагалась "служанкой богословия",
в чем философы Нового времени, а
зачастую и современности, усматривали
ее приниженный статус. Само понятие
о том, что такое философия, калькировалось
с понятием о ней в античности
или в Новое время, и иным оно
не мыслилось. Самостоятельного философствования
в ту пору не существовало, оно являлось
консервантом античных традиций при
одном инструменте
Действительно - и в этом состоит ее исключительность - философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Августин в трактате "О граде Божием" полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Все остальные области, традиционно входившие в состав философии - онтология, гносеология, этика, эстетика - рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного, в конечном счете, эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.
Основные понятия данной темы:
Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".
Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.
Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.
Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.
1. Философия европейского
Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.
На формирование
религиозного мировоззрения христианства,
еще на его ранних этапах наряду
с иудейской Библией (Танахом, Старым
заветом) большое - можно сказать, определяющее
- влияние оказала философия
1.1 Развитие средневековой
Духовное
наследие Отцов и Учителей церкви
в христианских богословских кругах
получило название: "Патристика".
В истории европейской
Использование
Отцами и Учителями христианской
церкви философии пошло на пользу
христианству и в то же время нанесло
непоправимый вред самой философии.
По словами известного немецкого
философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство
испортило кровь философии". Церковь
сначала воспользовалась
Патристы не ставили себе целью развивать философию, они только использовали философию для формирования христианского мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность с конца второго столетия - еще в условиях преследования христианства властью Римской империи. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения своей веры на Вселенских и поместных церковных соборах. Эти решения утверждались византийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцами церкви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшей Римской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонение иконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетия завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого католическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что в восьмом столетии завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.
Сами деятели патристики не были философами, - они были богословами. Содержание своей теологии/философии они вычитывали в текстах Старого и Нового заветов, брали из решения Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное учение" о том, каким образом Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы все другие концепции религиозного вероучения:
Иммортализм - учение о бессмертии души;
Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа;
Экклесиология
- учение о месте церкви в деле
спасения человека;
Сотериология - учение о факторах и путях спасения;
Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу;
Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовки христианского религиозного мировоззрения.
На основе перечисленных выше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера).
Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира - в библейском рассказе о шести днях творения; причину существования в мире зла - в грехопадении Адама и Евы, которые съели запрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинных мировоззренческих знания - в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.
Хотя
у Августина есть свыше десятка
чисто философских
Средневековая
философия так же вошла в историю
мысли под именем схоластики. Главная
отличительная особенность