Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 18:21, реферат
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Введение………………………………………………………….……………………………………..3
1. Основные этапы развития русской философии. Особенности и общая характеристика……………………..…………………..……………………..…………….4
2. Философия славянофилов и западников........................…..…………………6
2.1 Славянофильство……..............…………………..……………………………..7
2.2 Западничество……………………….……………………………………………10
3. Материалистическая тенденция в Русской философии середины XlXв..........…………………………………………………………………………………………14
4. Религиозная философия………………………………………………………………..16
Заключение…………………….………………….…………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Славянофильство…….............
2.2 Западничество……………………….…………………
Заключение…………………….………………….………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Известный историк русской философской мысли В. В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути – «не чуждаясь
Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…». В XlX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она
больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как А. И. Введенский, Н. А. Бердяев и др.
Несмотря на то, что русская
философская мысль
цивилизации.
Русская философия прошла
1 этап: Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.);
2 этап: вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;
3 этап: вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;
4 этап: после 1922 г. – философия русского зарубежья.
При характеристике
допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».
Вплоть до второй половины XlXв. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.
С одной стороны, становление
русской философии
С другой стороны – эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии
философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных
проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, В. Соловьева, Н.Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.
При характеристике
православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А. Ф. Лосевым, который показал, что русской философии, в отличие от западноевропейской, чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части, она
«представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».
С содержательной стороны русская философия также имеет свои
особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы началось становление русской философии, и она оставалась актуальной на всем
протяжении ее развития.
Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.
Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за
которым стояли века духовного опыта России. И не просто
религиозным, а именно православным миросозерцанием. Говоря об
этом, В. В. Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой».
В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.
Становление самобытной
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.
2.1. Славянофильство.
Лидеры славянофильства – А. С. Хомяков (1804 –1860), И. В. Киреевский (1806 –1856), К. С. Аксаков (1817–1860), Ю. Ф. Самарин (1819 –1876) – выступали с обоснованием самобытного пути развития России.
В основе славянофильского понимания русской истории лежат общие
взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленные в незаконченном фундаментальном труде А. С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н. В. Гоголем, - «Семирамида».
Изучение истории у
Но что определяет бытие народов и их историческую деятельность? Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются
более глубоким духовным фактором – верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.
«Христианство, - пишет А. С. Хомяков, - при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, у романца или тевтона».
Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения «латинства», т.е. христианства, которое, по определению А. С. Хомякова, выражало лишь внешнее единство всех христиан. Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе с папой за государственную власть над всей Европой, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическим и церковным языком – латинским и др.