Философия и её развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 18:21, реферат

Описание

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………………………………..3
1. Основные этапы развития русской философии. Особенности и общая характеристика……………………..…………………..……………………..…………….4
2. Философия славянофилов и западников........................…..…………………6
2.1 Славянофильство……..............…………………..……………………………..7
2.2 Западничество……………………….……………………………………………10
3. Материалистическая тенденция в Русской философии середины XlXв..........…………………………………………………………………………………………14
4. Религиозная философия………………………………………………………………..16
Заключение…………………….………………….…………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 61.50 Кб (Скачать документ)

    Объединяя  все  многообразие  жизни  в  своей  философии   всеединства, Соловьев своеобразно интерпретировал эволюционную  теорию  Дарвина.  У  него мир в своем развитии проходит  через  два этапа:  первый  (до  человека) – эволюция  природы,  второй  (деятельность  человека) – история.   Конечным результатом   развития   мира   является   утверждение   царства    Божьего, воссоединение  мира  со  своим  творцом   –   Богом,   т.е.   восстановление  абсолютного единства.

    Такая  эволюция  проходит  через  пять  ступеней.  Начинается  она   от

неорганической  природы – минерального царства, в котором бытие  выступает  в своей начальной  форме  как  инертное  самоутверждение,  потом  растительное царство, знаменующее выход из состояния инерции, далее животное  царство,  в  котором живые существа ищут полноты бытия  посредством  ощущений  и  свободы  движения; затем следует человеческое царство, являющееся  ареной  природного

человечества,  стремящегося  к  улучшению  своей  жизни  при  помощи  науки, искусства и общественных учреждений. И, наконец,  божье  царство  или  арена духовного человечества, стремящегося осуществить безусловное совершенство  в  жизни.

    Представляемый Соловьевым порядок  развития мира – это некий  круговорот,  имеющий  своей  внутренней  целью  восстановление  всеединства   посредством  воссоединения мира  с  его  творцом  –  Богом.  «Царство  мира  должно  быть подчинено царству Божию,  мирские  силы  общества  и  человека  должны  быть подчинены силе духовной…».

    Весь  представляемый  В.  Соловьевым  процесс  движения  к  абсолютному всеединству, к соединению  человека  и  Бога  происходит  не  в  объективной реальности, а в сознании человека. Именно здесь философ видел  решение  всех проблем.

    Движением  общества,  по  мысли   Соловьева,   управляет   божественный промысел, а квинтэссенцией человеческой истории  является  история  религии. Человек связан с двумя мирами – природным  и  божественным:  из  первого  он вышел, ко второму стремится.

    Смысл  истории  состоит   в  постепенном   одухотворении,   нравственном совершенствовании  человечества  посредством  усвоения  и  осуществления  им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом.

    Если началом истории является  становление «абсолютного  всеединства»  в хаосе бытия, то ее конец –  в  создании  царства  Божьего  на  земле.  Здесь достигается  полнота  человеческой  жизни  и   замыкается   круг   развития, происходит соединение человека с абсолютным началом – Богом.

    В центре всемирной истории  находится Христос.

    Процесс движения к абсолюту  –  это  процесс  духовный,  в  нем  должен участвовать сам человек.  Общество  мыслилось  как  всеобъемлющая  церковно-государственная организация, синтез вселенной церкви  и  всемирной  монархии под эгидой  католического  Рима.  В  результате  их  слияния  осуществляется богочеловеческий  союз  –  свободная  теократия,  в  которой  восторжествует христианский мир и справедливость.

    Концепция  всеединства,  начало  которой  было  положено  В. Соловьевым, получила дальнейшее развитие  в  трудах  его  последователей,  прежде  всего П. А. Флоренского (1882 –1937). Главное произведение  «Столп  и утверждение истины» (1913) состоит в обосновании мысли о том, что именно  всеединство  – основной  принцип  бытия.  Сущностью  всеединства  у  Флоренского   является

любовь, создающая  и скрепляющая единство.

    Другим крупным продолжателем  идей В.Соловьева был С.А.Булгаков (1871 – 1944). Он стал  главным теоретиком  намеченного В. Соловьевым  и  развитого П. Флоренским учения  о  всеединстве  бытия.  Мир  представляет  собой  такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное  начало, именуемое  Святой  Софией.  Поэтому  мир  в  целом  заслуживает  к  себе  не негативного,  а  позитивного  отношения.  Божественной  является  не  только

потусторонняя, но и земная жизнь. Отличительная  черта концепции 

Булгакова  – это  всестороннее  развитие  им  той  составляющей  философии   всеединства, которая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия.  В его  творчестве  наиболее  полно  выразились  основные  черты  разнообразных учений в русской философии о софийности мира и человечества и важнейшая  из

них – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественной  природы и человека.

    Эти идеи присутствуют и определяют  все творчество Булгакова   не  только на  позднем  этапе,  когда  он  перешел  к  богословскому   творчеству   («О Богочеловечестве», 1946), но в  скрытом  виде  и  в  предшествующий  период, когда он занимался исследованием экономики.

    Известным последователем  философии   В. Соловьева  был  также  С. Л. Франк (1877  – 1950).  Основной  мотив его философии – стремление   примирить рациональную мысль и религиозную веру,  причем  образцы  такого  синтеза  он ищет как в западной  философии,  так  и  особенно  в  концепции  всеединства В. Соловьева.

    В  подходе  С. Франка  к  пониманию  концепции  всеединства  проявляется интерес  к  двум  ее   аспектам:   онтологическому,   проблеме   соотношения материального  и  идеального,  и  гносеологическому,  проблеме   соотношения постижимого и непостижимого.

    Первую  из  указанных  проблем   он  решает  в духе  последовательного пантеизма,  путем   обоснования   идеи   всеобщей   одухотворенности   мира, «всесущебожия». Весь мир, полагает он, есть инобытие  Бога,  его  раскрытие, выражение. При  рассмотрении  гносеологических   аспектов   всеединства мыслитель  исходит  из  того,  что  познание   осуществляется   не   столько рационально, сколько  сверхрационально,  интуитивно,  через воздействие на познающего субъекта некоего абсолюта, всеединого, непостижимого.  По  мнению

Франка, всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное,  чем все, что мы когда-либо сможем о нем узнать. Поэтому  только  при  соединении рационального и  иррационального,  интуитивного  способов  постижения  может быть раскрыт сам предмет в его трансцедентальной реальности.

    Философия  всеединства  внесла  весомый  вклад   в   развитие   мировой философской   мысли.   Она   способствовала   преодолению   односторонности,

неполноты как материалистических, так и  идеалистических систем  классической философии, противопоставив им учение о целостности, органичности бытия,  его несводимости к материальной или духовной основе.

 
 
 

  Заключение

    По своему содержанию  русская   философия  универсальна,  она   исследует различные  темы.   Нестандартность,   противоречивость   социального   бытия обусловили ее особый  интерес  к  социально-политическим  проблемам.  Причем русская философия занималась не столько социально-философской  проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к  этой  теме  особенно

возрос в  конце XlX – начале ХХ  вв.  связи  с  катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

    Проблемы особенностей русского  самосознания и культуры,  судеб   России, ее роли в преображении человечества разрабатывались  русскими  философами  в начале  века  на  основе  выдвинутой  В. Соловьевым  «русской  идеи»  (1886). Начатое  им  исследование  судеб  России   было   активно   продолжено   его единомышленниками  Е. Трубецким,  В. Ивановым  и  др.  Суть   выдвинутой   ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного  единства  России

и Запада  и  к  критике  славянофильских  установок  на  особое  мессианское призвание русского народа  как  народа  избранного.  По  мнению  Н. Бердяева, русская философская мысль XlX – ХХ  в.  выработала  самобытную  национальную концепцию культуры, которая отражает в  полной  мере  характер  и  призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия  убедительно  показала,  что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу  в

отличие от  европейского  свойственны радикализм,  нигилизм.  По  Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу,  чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому  большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм  никогда  не  будет побежден в России силой, извне. Он  будет  преодолен  только  изнутри  путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения.  И  хотя

эти  мысли  Бердяева  оказали  огромное  воздействие  на   целые   поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта  вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня.

                   

 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
 

   1. Зеньковский  В. В.  История русской философии, 1991.

 

  2. Хомяков А. С.  О старом и новом – М.: Современник, 1996.

  

   3. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

  

   4. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1. – М.: Наука, 1995.

 

  5. Бердяев Н. А. Русская идея.  Основные  проблемы  русской  мысли  ХlХ  и начала ХХ века // О России  и русской философской культуре.

  

   6. Герцен А.И. Русский народ и социализм // Герцен  А.И.  Избр.  философ. произв.

Информация о работе Философия и её развитие в России